3310

Вузы, которые нас... подбирают

Сегодня завершается комплексное тестирование абитуриентов (КТА).
Аслан САРИНЖИПОВОно началось в минувшую субботу и проходило на базе 42 пунктов проведения тестирования. В некоторых вузах уже в августе начнутся занятия. А на днях министр образования и науки Аслан САРИНЖИПОВ (на снимке) сделал очередное громкое заявление, касающееся грядущих преобразований в сфере, подконтрольной его ведомству. На этот раз речь шла о вузах, которые, по словам главного педагога страны, смогут с 2016 года самостоятельно устанавливать критерии отбора будущих студентов.

В последнее время господин Саринжипов с завидным постоянством рассказывает журналистам о предстоящих реформах. Это касается и реформирования ЕНТ, и автономизации вузов, и внедрения 12-летки. Правда, информацию он выдает дозированно - без подробностей и какой-либо конкретики. Поэтому по большей части непонятно, что именно нас ждет.
Например, о национальном тестировании известно то, что может измениться его содержание, тесты станут компьютерными и появится возможность пересдачи экзамена в течение года. Детали предстоящей реформы чиновники обещают огласить позже, хотя опытное внедрение новой системы должно начаться уже в следующем году.
Не все понятно и с критериями отбора в вузы, о которых по обыкновению вскользь упомянул министр: “Вопрос о том, чтобы дать вузам частично самим определять тот уровень, с которым к ним будут поступать абитуриенты, сейчас рассматривается. По плану в 2015 учебном году мы начнем апробацию нового стандарта - новой системы оценивания. Затем в 2016 году мы уже будем новые системы внедрять”.
Ну и наконец не стоит забывать еще об одном ингредиенте этой реформаторской окрошки - автономизации вузов, закон о которой чиновники обещали разработать уже к этой осени.
Все эти заявления, по сути, звенья одной цепи, которая должна заново выстроить систему образования Казахстана. Мы решили выяснить у наших экспертов, каким они хотели бы видеть будущее нашей общеобразовательной и высшей школы.
- Скорее всего, система поступления в вузы будет совмещенной. После 12-го класса школьник, как и сейчас, будет проходить тестирование и дополнительно сдавать какой-то профильный экзамен, - пояснил президент Ассоциации высших учебных заведений Казахстана Рахман АЛШАНОВ (на снимке). - Предлагают проводить собеседования или эссе - это сейчас обсуждается. Речь в первую очередь идет о платных отделениях вузов, потому что гранты выделяет государство, и оно должно контро­лировать их распределение. Иначе в этой сфере может начаться бардак.
При этом Алшанов считает, что нужно внедрить систему, которая действует в некоторых странах Европы. Там в вузы на платные отделения могут поступить все желающие, даже те, которые не набрали нужного количества баллов на выпускных экзаменах. Но при этом студенты знают, что после первого курса в их альма-матер происходит жесткий отбор и, допустим, из ста поступивших остаются учиться только десять-двадцать молодых людей, но зато самых лучших и талантливых.
Соглашаются с тем, что нужно менять подходы к вступительным испытаниям, и другие специалисты.
- Совмещение выпускного экзамена в школе и вступительного в вузы - абсолютно неправильный подход. Эти процессы нужно разделять, - уверен бывший ректор, а ныне сенатор Хусаин ВАЛИЕВ (на снимке). - У старшеклассника должно быть время, чтобы выдохнуть, не спеша выбрать вуз и профессию и поступать. Сейчас, чтобы получить на ЕНТ балл повыше, выпускники школ сдают более легкие предметы - биологию или географию. Из-за этого в дальнейшем они ограничены в выборе специальности. Поэтому я считаю, что нужно проводить профильные экзамены для абитуриентов, которые будут определять способности молодого человека к выбранной профессии. Это позволит отсеять случайных людей, которые поступают в тот или иной вуз только из-за возможности пройти на грант.
- Подобный подход не приведет к всплеску коррупции?
- Не надо высматривать ее во всем и везде. Давайте ориентироваться на разумные подходы. Понятно, что какой-то процент студентов проскочит по договоренности, но потом они все равно не смогут овладеть профессией.
А вот депутат мажилиса Нурлан ЖАЗЫЛБЕКОВ (на снимке) считает, что в первую очередь нужно говорить не о тестировании, а о проф­ориентации старшеклассников.
- Сегодня выпускники идут туда, куда их устроят родители. Или сдают документы на тот факультет, на который могут пройти по результатам ЕНТ, - сетует мажилисмен. - Но старшеклассники сами должны знать, кем они хотят стать. Плюс ко всему нам нужно отбирать будущих абитуриентов, ориентируясь на потребности в кадрах. К сожалению, существующий сейчас беспорядочный набор студентов приводит к тому, что выпускники не могут найти работу. Не секрет, что некоторые молодые люди, которые учились даже по программе “Болашак”, остаются не у дел. Нам нужно внедрять дуальное обучение, налаживать связь колледжей и вузов с работодателями. Студент, получая теоретические знания, должен проходить практику на производстве. Это позволит остановить тот беспорядочный поток подготовки специалистов, который существует. В целом же я считаю, что вузам можно дать больше свободы, потому что отбор абитуриентов только по результатам ЕНТ доказал свою неэффективность. А те реформы, которые проводились из года в год, не дали практически никакого результата - он, можно сказать, нулевой.
Об этой самой свободе министр Саринжипов говорил неоднократно. В одном из своих интервью он сетовал на то, что “в Казахстане образование сохранило принципы плановой экономики”. “Министерство образования дает указания, сколько специалистов и когда должен готовить вуз. И если образовательное учреждение собирается внедрить новые программы, оно должно запросить об этом министерство”, - пояснял свою позицию глава Минобра.
Хорошо - высшим учебным заведениям хотят дать больше свободы, они сами смогут определять направления подготовки студентов, содержание учебных программ, управлять и распоряжаться финансами. Вот только смогут ли они воспользоваться этой свободой?
Ментальность наших студентов и профессуры совсем нелиберальна, - считает исполнительный директор западного регионального филиала научно-образовательного фонда “Аспандау” Еркин ИРГАЛИЕВ (на снимке). - Автономия вузов наиболее распространена в США, а там и штаты самостоятельны, и местные правоохранители выбираются жителями, и поселения давно самоуправляются. То есть традиции и практика само­управления в американском социуме уже в крови. Наш же живет по принципам “как скажет начальство”, “жесткая вертикаль”, “ты начальник - я дурак”. Поэтому уверен, что автономизация вузов в наших реалиях будет либо фиктивной, либо приведет к созданию зон социальной нестабильности в самой активной социальной группе - студенческой молодежи.


Оксана АКУЛОВА, Алматы

Поделиться
Класснуть

Свежее