5005

Губа не дура!

Кто из костанайских силовиков положил глаз на чужой Lexus LX 570, угнанный в России и задержанный при пересечении казахстанской границы?

Первый акт этой криминальной драмы свершился 28 февраля прошлого года примерно в половине пятого утра, когда неизвестный похитил новый Lexus у дома, расположенного на Волжской набережной в российском городе Ярославле. Владелица машины Елена БАЛАНДИНА сообщила о происшествии в полицию и страховую компанию “Экип”. Было возбуждено уголовное дело, а сведения о розыске угнанного авто внесены в розыскную базу данных Интерпола. Страховой компании пришлось возместить хозяйке стоимость люксовой машины и заняться ее поисками.
- Так как деньги были выплачены полностью, у страховщиков возникло право собственности на угнанный автомобиль, - поясняет костанайский адвокат Михаил ЩУР (на снимке), представляющий интересы российской страховой компании. - По закону “Экип” теперь владелец машины и потерпевшая сторона.
Краденый “лексус” спустя несколько дней после угона примчался на костанайский таможенный пост “Кайрак”. Управлявший им некто А. ДОДОЕВ был задержан сразу во время проверки. Предъявленный им техпаспорт авто оказался поддельным, а установленные на авто номерные знаки недействительны и сняты с учета. Тем не менее водителю, подавшему липовые документы в таможенное окошко, каким-то образом удалось выйти сухим из воды.
- На “Кайрак” в тот день срочно прибыли полицейские, которые, пораскинув мозгами, решили: водитель Додоев к этой истории не имеет отношения, - говорит М. Щур. - Тот заявил: я-де простой перегонщик, знать ничего не знаю, и его… отпустили в нарушение всех законов и правил! А машину доставили в Костанай.
Дальнейшее развитие истории оказалось вялым. Об итогах почти полутора лет работы сыскарям рассказать нечего: преступников не искали, гр-на Додоева не тревожили. Знаете, чем занимались? Сторожили “лексус”! Сегодня утверждать, что эта машина существует и стоит на приколе в гараже финполиции, уверенно могут только люди в погонах. Но все ли в порядке с дорогим железным конем? Не зря же говорится: доверь цыгану лошадь…
Как тут не вспомнить историю с машинами, находившимися на хранении в костанайском филиале АО “Би-Логистикс”! Конфискованную технику следовало продать с аукционов в пользу государства. Ее хозяева сидели уже в местах не столь отдаленных. Но вдруг на их домашние адреса стали приходить “письма счастья” из дорожной полиции. Это были предписания о выплате штрафов за превышение скорости. Вскоре выяснилось: машиной пользовался, грубо нарушая ПДД, начальник “Би-Логистикса”, в истории оказался замешан высокий судейский чин (см. “Конфетка для диабетика” и “Невольник чести”, “Время” от 15.9.2011 г. и 12.10.2013 г.). Они и превратили за короткое время дорогие машины в рухлядь. Кто даст гарантию, что сейчас не может случиться что-то подобное?
- Между прочим, в декабре прошлого года уже были зафиксированы кузовные повреждения, - рассказывает М. Щур. - При составлении акта о приеме-передаче машины из органов полиции в департамент финпола (куда было передано для расследования дело. - С.К.) было указано: “На переднем бампере с левой стороны имеются трещины”. Спрашивается, откуда они взялись?
Машина до сих пор, как утверждается в документах, занимает место в казенном гараже. Этот факт, по мнению потерпевшей стороны и адвоката Щура, - вопиющее нарушение законов и инструкций, действующих на территории Казахстана.
- В официальных документах, регламентирующих обращение с транспортом, который разыскивается по линии Интерпола, говорится: если нет спора о праве собственности, то машину необходимо вернуть владельцу, - поясняет Михаил Щур. - Но ее не возвращают! “Лексус” не является и вещдоком по уголовному делу, то есть законных оснований для его удержания просто не существует. Однако и машину нам не отдают, и дело не движется. Если ждут, что хозяин машины махнет рукой и оставит попытки вернуть себе собственность, то зря надеются.
В обширной переписке на тему требований вернуть шестилитровый “лексус” владельцу начальники в погонах объясняют что угодно, но только не законность своих действий. Так, в финполовском постановлении сказано: “Для решения вопроса о передаче автомобиля… необходим официаль­ный обращение (так в тексте! - С.К.) Следственного управления МВД России по Ярославлю”. Получается, у нас ждут, когда российская полиция попросит: “Отдайте, пожалуйста, машину владельцу!”. Так, что ли? Адвокат Щур говорит:
- Между прочим, наше следствие за все это время не предприняло никаких самостоятельных действий по розыску владельца машины. Вот мы и потребовали привлечь к ответственности сотрудников силовых структур, нарушивших требования приказа МВД №631 от 24.11.2000 г. о порядке деятельности служб ОВД при обнаружении транспорта, разыс­киваемого по линии Интерпола. Реакция - ноль. А вскоре мы узнали, что производство по уголовному делу вообще приостановлено…
Самое интересное, что наши сыщики занимаются не расследованием похищения автомобиля, а только фактом подделки на него техпаспорта. Чем удержание автомобиля может помочь им в работе, непонятно. Тем более что оригиналы настоящих документов на машину им предъявлялись, и не раз.
Поток историй с кражами новых дорогих машин не иссякает и, вполне возможно, в ближайшее время станет мощнее. Республиканское агентство по борьбе с экономическими и коррупционными преступлениями заинтересовалось рассказанной нами недавно историей о краже грузовиков в Германии (см. “Миллионы Хаузера”, “Время” от 10.7.2014 г.). Надеемся, скоро мы узнаем имена героев, провернувших незаконную регистрацию угнанного в Европе транспорта в нескольких областях Казахстана. А попутно выяснится, почему, невзирая на установление личностей подозреваемых и наличие ряда свидетелей, костанайские силовики вплоть до последнего времени отказывались расследовать это уголовное дело.
Стоит отметить, что история угнанного в России “лексуса” практически никак не связана с детективом о хищении немецких грузовиков. Однако и там и тут степень наглости, с которой в них действуют казахстанские правоохранители, вполне сопоставима. Думается, немудрено - цена каж­дой из этих угнанных машин превышает 100 тысяч евро.

Стас КИСЕЛЁВ,  Костанай

Поделиться
Класснуть