3269

Пилите, Шура, пилите!

Именем ЖКХ - откройте!

Чем ближе в Семее отопительный сезон, тем громче визжит болгарка в руках тепловиков

Пила для работников семейского “Теплокоммунэнерго” сегодня - словно волшебная палочка для феи. Стоит слесарю поднести к батарее этот вполне себе полезный инструмент с решительным: “Буду резать!” - как побелевшие от страха должники тут же находят деньги и выносят их на блюдечке с голубой каемочкой.

Я долго донимала расспросами начальника отдела сбыта ГКП “Теплокоммунэнерго” Гаухар ДЖЕТПИСБАЕВУ: неужели обязательно отрезать батареи?! Это же затратно и хлопотно! Не проще ли поставить заглушки, как практикуется в других городах?
В квартире отключили канализацию и отрезали батарею.- Заглушки? Так это в новых домах. А у нас дома старые, поэтому - только резать! Люди по-другому не понимают! Нужна психологическая атака! - заявила Г. Джетписбаева. - В прошлом году мы поздно приступили - когда отопительный сезон уже начался. Лишь две квартиры отрезали. Получился такой показательный рейд! Горожане увидели по телевизору, как батареи срезают, и сразу пошли оплачивать. Сейчас наша цель - до начала отопительного сезона обойти всех злостных неплательщиков.
Общая задолженность 300-тысячного Семея за услуги теплоснабжения, включая физических и юридических лиц, бьет все рекорды: 450 миллионов тенге! Это на 150 миллионов тенге больше, чем в прошлом году. Причем 600 абонентов должны в общей сложности 120 миллионов тенге - в среднем по 200 тысяч с носа!
Тепловики начинают свои рейды в рабочие дни в 18.00. Так больше шансов застать должников дома, утверждают они.
Сегодня судный день настал для должников по адресу: ул. Интернациональная, 33. Это пятиэтажка напротив ЦУМа. Один из самых престижных районов Семея.
Бригада по взысканию долгов собирается в подъезде. Менеджеры по работе с абонентами ГКП “Теплокоммунэнерго” вздыхают: “Жаль, что сегодня не будет судисполнителей и прокуроров. Не получится в счет долга взыскать имущество. У многих неплательщиков - во-от такие телевизоры, плазма!”.
Первый адрес - квартира №7, в которой разместился фотосалон. Долг - 36 тысяч тенге.
- Они не переоформили документы, и получилось, что юридическому лицу начисляют за тепло как физическому! - негодует менеджер “Теплокоммунэнерго” Зинаида КУЗЕНКОВА. - Всего-то надо платить 7 тысяч тенге в месяц, но даже эту сумму хозяйка СУЛЕЙМЕНОВА оплачивать не хочет! С трудом до нее дозвонилась, а она: “Оплачу, когда захочу!” - и трубку бросает!
Хозяйки в салоне нет. Ее работники напоминают растревоженных пчелок.
- Хозяйка не платит - мы же не будем за нее свои деньги сдавать! - пытается достучаться до тепловиков одна из девушек.
Но люди с болгаркой неумолимы.
- Вас месяц назад уведомляли, а денег нет. Значит, будем отрезать! - выносит вердикт слесарь-ремонтник Серикхан ФАЙЗУЛЛИН. - За подключение заплатите 63 тысячи тенге (таков тариф для юридических лиц и особняков, для жильцов - 5 тысяч тенге. - М. Г.).
Тут раздается телефонный звонок, на другом конце провода - хозяйка салона, но разговор не задался.
- Какая наглость! Меня еще и дурой обозвали! Ну все, теперь точно отрежем! - вспыхивает Зинаида.
Рабочие подвигаются к батарее - в ответ девчачий визг, который прерывает новый звонок хозяйки: “Если сейчас мы заплатим 15 тысяч, а остальное завтра - вас устроит?”
- Устроит! Но если не заплатите, завтра же придем и отрежем! - чеканит слесарь.
Спускаясь по ступенькам, участницы рейда с горечью поясняют: “Вот из-за таких, как эти, наши кочегары не получают зарплату! В последний раз в августе дали лишь за первую половину мая! В “Теплокоммунэнерго” заработный фонд складывается исключительно из тех денег, что мы собираем с населения. Нет поступлений - нет зарплаты!”.
По словам менеджеров компании, самые злостные должники живут на верхних этажах. Но нам не везет: звонки в дверь отдаются глухой тишиной. Слесарь-ремонт­ник Павел ЧЕРЕМНЫХ, потрясая болгаркой, мрачно шутит: “Вот надо чем вскрывать!”.
- Хозяев правда нет дома или они, затаившись, ждут, когда мы уйдем? - спрашиваю у девушек.
- Да кто его знает! - откликается менеджер Сауле САДЫКОВА. - На днях открывает нам дверь девочка лет восьми и убегает в глубь квартиры: “Мама! К тебе три тети пришли!”. А та в крик: “Ах ты, дрянь! Сколько раз я тебе говорила: не подходи к двери! Нас нет дома!”. И слышим звуки ударов, ребенок как заревет! Мы бегом из квартиры... Позже встретили в магазине ту девочку: глаза красные, личико опухшее, вся заплаканная…
У квартиры №118 бригаде повезло. Нас встречают приветливые глазки очаровательного малыша и встревоженный взгляд его красивой мамы.
- Что вы от меня хотите? - с дрожью в голосе бросает молодая женщина. - Мы с мужем - квартиранты! Без опозданий платим хозяйке за эту “трешку”. Еще даже не зимовали здесь, поселились в июне.
Менеджер Найля САБИТОВА разводит руками:
- Мы месяц назад предупреждали об отключении, но ваша хозяйка ничего не сделала, чтобы уберечь вас от психотравмирующей ситуации. Мне очень жаль…
Контролер Сауле САДЫКОВА хозяйке квартиры Сауле ОРАЗАЕВОЙ: “Деньги получены. Возьмите квитанцию! Теперь у вас долгов нет. По крайней мере пока...”.Слесари, не обращая внимания на бурный протест квартирантки, заворачивают ковер, ставят тазик под батарею и включают болгарку. В последний момент Н. Сабитова их останавливает, обращаясь к женщине, которая находится на гране нервного срыва:
- Хозяйка обещала сейчас при­ехать? Хорошо, подождем!
Владелица квартиры Сауле ОРАЗАЕВА приехала с 9000 тенге - при том, что долг - 83 000! Тут же заняв у квартирантки 15 000, хозяйка пытается убедить тепловиков, что оставшуюся сумму заплатит в ближайшее время. Но менеджеры отвечают жестким ультиматумом: либо через десять минут она приносит всю сумму, либо прощай, батареи!
- Скоро буду! - выкрикивает Сауле, выбегая из квартиры.
Стрелки на часах давно оттикали положенное время, я начинаю сомневаться:
- Может, она передумала приходить?..
- Придет! - уверенно говорит Серикхан Файзуллин. - Когда люди понимают, что отрезания батареи не избежать, снимают деньги из банкоматов, с депозитов, в ломбард бегут. На днях вот с долларового счета сняли. А недавно женщина заначку вынесла - сто тысяч тенге, якобы на ремонт копила…
Интуиция слесаря не подвела. Через некоторое время Сауле Оразаева отсчитала Сауле Сабитовой ровно 83 тысячи!
По словам Гаухар Джетписбаевой, лишь за одну неделю рейдов удалось добиться погашения долгов на три миллиона (!) тенге, на такую же сумму конфисковано бытовой техники.
- Еще на четыре миллиона тенге мы отрезали батарей. Пока долж­ники не погасят задолженность, к отоплению они подключаться не будут! - добавляет Г. Джетписбаева.
К этим заверениям многие относятся саркастически, как и жительница дома по ул. Интернациональной, 33 Зоя Петровна БЕЛОКРЫЛОВА:
- Как холода грянут - подключат! Куда они денутся?! Тут другое интересно. Вот я за тепло аккуратно плачу, как и все в нашем подъез­де - только одна квартира задолжала. А в доме зимой холодно! 17-19 градусов - не выше. В прежние годы еще холоднее было. Куда мы только не писали. А нам отвечают: не тянет ваша котельная, слишком много в центре города объектов к ней подключено, не хватает мощности. Говорят, проблему можно решить только с введением в экс­плуатацию ТЭЦ-3. А ее еще даже не начинали строить! Вот и выходит: платишь за тепло и мерз­нешь каждую зиму!
Но семейских тепловиков этими рассуждениями не проймешь - они настроены весьма решительно и зовут в союзники водопроводчиков.
- Тем, кто не открывает дверь, будем отключать канализацию! - заявила начальник отдела сбыта ГКП “Теплокоммунэнерго” на следующий день в ходе очередного карательного рейда.
Правда, в ГКП “Семейводоканал” пока не спешат со столь радикальными мерами.
- Уже два месяца благодаря новому оборудованию мы можем блокировать канализацию точечно, то есть ставим заглушку лишь той квартире, за которой числятся большие долги. Только по благо­устроенному сектору долг за воду и канализацию составляет 38 миллионов тенге! Но мы применяем эту меру только по отношению к собственным должникам, - пояснил начальник отдела водно-технической инспекции ГКП “Семейводоканал” Талгат МАДЬЯРОВ. - Если отключим канализацию человеку, у которого нет долгов перед нами, завтра же нам могут заявить: “Вы нарушили закон!”.
Гаухар Джетписбаева уточняет:
- Действительно, эта мера еще находится на стадии обсуждения. А сейчас у нас просто совместный рейд.
Вскоре в квартире №7 дома по ул. Глинки, 59 отрезали батареи и заблокировали канализационную трубу: хозяева задолжали 220 тысяч “Теплокоммунэнерго” и 20 тысяч - “Семейводоканалу”.
К слову, несколько лет назад семейские тепловики приглашали принять участие в акции по взиманию долгов со своих потребителей дорожную полицию. Те рейды были признаны незаконными.

Милана ГУЗЕЕВА, фото автора, Семей

Поделиться
Класснуть