13563

...Да судимы будете!

Михаил ГАРКУШКИН чудом выжил после заказного убийства, чтобы оказаться
в тюрьме за рейдерство.

В минувшую пятницу в Медеуском районном суде Алматы был оглашен приговор по очередному уголовному делу с участием известного бизнесмена Александра СУТЯГИНСКОГО, открывшего на государственные деньги два безумно дорогих завода, так и не заработавших в полную силу. Но помимо прорывных проектов предприниматель увлекался и банальной уголовщиной. Летом 2012 года он заказал убийство своего делового партнера Михаила ГАРКУШКИНА, за что впоследствии был осужден на 12 лет и в данный момент находится в розыске. Однако в этот раз убийца и жертва поменялись местами - Сутягинский обвинил Гаркушкина в рейдерском захвате 50 процентов доли в ТОО “Баско” и 45 процентов доли в ТОО “Силициум Казахстан”.

Ровно два года назад, осенью 2012-го, Александр Сутягинский и Михаил Гаркушкин получили всенародную известность: давние друзья оказались на первых страницах газет и в новостях телеканалов. Всему виной - заказное убийство. Сутягинский по известным только ему причинам попросил своего начальника охраны Олега АНДРИЕВСКОГО устранить друга и товарища таким образом, чтобы никто даже и не догадывался, где искать жертву. Телохранитель обратился в полицию, убийство было инсценировано, а заказчик арестован. И практически с первого дня после громкого ареста появилась версия, что уголовное дело против Сутягинского сфабриковано рейдерами, которые попытались захватить завод “Силициум Казахстан” (см. “Восставший из ада”, “Время” от 18.10.2012 г.).
А уже потом был громкий процесс и жесткий приговор - 12 лет лишения свободы. Александр Сутягинский не сдавался и подал апелляцию, в результате чего судья Кульпаш УТЕМИСОВА заменила ему реальный срок на условный. После чего сама служительница Фемиды была арестована и осуждена на четыре с половиной года за вынесение заведомо неправосудного приговора (см.”Чужая среди своих”, “Время” от 6.5.2014 г.).
С момента ареста от дачи показаний Сутягинский отказывался. Но все это время, пока шли заседания по делу о заказном убийстве, его сторонники в различных СМИ публиковали множество статей, в которых постоянно звучало слово “рейдерство”.
Так что именно намеревался захватить Михаил Гаркушкин? В этом мы и попытались разобраться.

Дайте автограф!

Александр Сутягинский был арестован и помещен в СИЗО в октябре 2012 года, а через два месяца он поддержал заявление группы компаний “Титан” о попытке рейдерства со стороны Гаркушкина. У захватчика, как указано в документах, было две цели: переоформление на Гаркушкина 50-процентной доли Александра в ТОО “Баско” и возврат в собственность этой компании 45-процентной доли ТОО “Силициум Казахстан”.
Расследованием этого дела занимался старший следователь по особо важным делам 1-го отдела по расследованию тяжких и особо тяжких преступлений СУ ДБЭКП Алматы капитан финансовой полиции Тимур КРЫЛДАКОВ. Он, как и полагается, начал работу со сбора информации, допросил Сутягинского в качестве свидетеля и даже устроил ему очную ставку с Гаркушкиным. Сутягинский говорил о рейдерстве, а Гаркушкин - о личной инициативе Сутягинского переоформить на него долю в “Баско”. А чтобы у следствия не возникло сомнений, будущий подсудимый сам передал в полицию оригиналы бумаг, где черным по белому написано, что один совладелец дает согласие на переоформление своей доли в товариществе на другого совладельца. Следствие передало все договоры экс­пертам-почерковедам. И невероятно быстро - спустя всего три дня - было готово заключение: подпись подделана! Юрист Сутягинского Алексей ПЕСТЕРЕВ и юрист Гаркушкина Ирина НИКОЛАЕВА доказывали следствию, что подделки не может быть и это именно Сутягинский передал документы и настоял на переоформлении доли в суде. Вот так, буквально за три дня, возник эпизод - рейдерский захват “Баско”.
Однако настоящий детектив начался, когда следствие изучило документы по возврату 45-процентной доли ТОО “Силициум Казахстан” в собственность ТОО “Баско”, кто-то даже подал иск в тот же межрайонный экономический суд. Но капитану Крылдакову не удалось найти доказательств, что кто-то из четверых подозреваемых сдал в суд 1 октября иск и заплатил 3 октября госпошлину. Повестки на предварительное слушание, назначенное на 5 октября, секретарь суда УСИПБЕКОВА выдала, по ее словам, все тому же юристу Пестереву. Но ее показания не соответствуют действительности: Алексей со 2 по 4 октября находился на процессе в Петропавловске! О том, что кто-то подал иск, Алексей узнал лишь 8 октября и сразу же с юристом Аллой КИМ обратился в суд с требованием оставить его без рассмотрения.
И эти обстоятельства трактовались в пользу обвинения. Так в деле появился второй эпизод рейдерства.

За что боролись?

50 процентов в ТОО “Баско” и 45 в “Силициуме” - все это звучит невероятно привлекательно. Не зря же вокруг них заказные убийства и бесконечные суды? Сразу же представляются коробки, набитые миллионами долларов и миллиардами тенге. И миллиарды действительно есть. Но миллиарды долгов.
Чтобы оценить, что именно Гаркушкин вместе с тремя юристами якобы пытался отжать у потерпевшего Сутягинского, в августе 2013 года следователь Крылдаков заказывает в аудиторской компании Abzal Audit исследование финансово-хозяйственной деятельности ТОО “Баско”. В марте 2014 года работа была завершена, и в финпол передали акт о проведенной проверке. Аудиторы после изучения финансовой документации компании сделали вывод, что половина ТОО стоит 3,5 миллиарда тенге. При этом обязательства фирмы перед кредиторами - почти 29 миллиардов!
Также в материалах уголовного дела появляется отчет Независимого экспертного центра, подготовленный оценщиком Павлом ПЕНЬКОВЫМ по заказу группы компаний “Титан”. Перед ним была поставлена задача изучить финансовое состояние “Силициума” и определить, сколько может стоить ущерб от захвата 45 процентов этой компании. Стоит отдать должное Пенькову, он подошел к своей работе творчески и просчитал, что неработающий завод потянет не меньше чем на 3,3 миллиарда тенге. Правда, выводя в своем заключении рыночную стоимость доли, оценщик закрыл глаза на задолженности компании в размере… 63 миллиарда тенге! А 45 процентов от этой суммы - вот вам еще 30 миллиардов. Получается, в результате рейдерского захвата Михаил Гаркушкин становился счастливым обладателем долга в 59 миллиардов тенге, или около 330 миллионов долларов по нынешнему курсу. При этом Банк развития Казахстана к тому моменту уже запустил механизм банкротства “Силициума”…

Печать некуда ставить

Начавшийся в конце весны суд вряд ли можно назвать обычным. Председательствующий Такен ШАКИРОВ, может, и был слегка смущен отсутствием в зале потерпевшего Сутягинского, но никак этого не показывал. Впрочем, не так уж и было важно, чьи интересы отстаивает государство - беглого преступника или законопослушного гражданина. Важнее было разобраться, достаточно ли доказательств вины Гаркушкина и трех юристов.
В суде адвокаты подсудимых настояли на исследовании результатов почерковедческой экспертизы по документам “Баско”. Для этого была допрошена эксперт КОЛДАЕВА, а также привлечены независимые эксперты с многолетним стажем. Так, почерковед Ольга КОЗЛОВА, изучив работу своих коллег из лаборатории криминалистических исследований Института судебной экспертизы, сделала однозначный вывод: заключение не соответствует положениям процессуального закона и научно-методическим требованиям и вообще “вызывает сомнения в научной обоснованности”. Столь же низко работу коллег оценила и другой независимый эксперт Светлана КУЗНЕЦОВА. В гражданских процессах, когда, например, речь идет о спорных подписях при разделе имущества или вступлении в право наследования, судьи назначают экспертизу за экспертизой. Однако Такен Шакиров посчитал, что в деле по рейдерству это будет лишним.
Также в судебном заседании были детально изучены отчет Пенькова по ТОО “Силициум Казахстан” и аудиторский акт Abzal Audit по ТОО “Баско”. Вызванный на допрос аудитор МАКАШУЛЫ так и не смог дать конкретных ответов на вопросы адвокатов, а затем и вовсе признался, что бумаги готовил его помощник, после чего попросил... еще немного времени, чтобы исправить и доработать свой акт! А вот труд оценщика Пенькова попросили изучить его коллег из Алматинской областной палаты оценщиков. И президент АОПО Олег МИРНЫХ признал: выводы, сделанные Пеньковым, являются необоснованными, а весь его отчет по “Силициуму” не соответствует требованиям нормативно-правовых актов.
Естественно, в суде заслушали и показания свидетелей. У стороны обвинения был козырь в лице бухгалтера Марии БЕРЕЖКО, которая рассказала следствию, что еще в апреле 2012 года лично передала печать ТОО “Силициум Казахстан” и факсимиле Александра Сутягинского подсудимому Алексею Пестереву, поэтому юрист и мог изготовить документы по передаче 45-процентной доли “Силициума”. Однако другой свидетель - начальник охраны Андриевский - принес в суд доверенности, изготовленные 13 июля 2012 года. И в них - печать и факсимильная подпись Сутягинского, а поставила их Бережко, но никак не юрист Пестерев, который 13 июля находился в командировке. Более того, видимо, для подкрепления обвинения Бережко вспомнила, что 9 октября 2012 года в телефонном разговоре Александр Сутягинский дал ей команду забрать у Пестерева факсимиле, что она и сделала. Вот только одного бухгалтер не знала - в тот день все переговоры бизнесмена фиксировались сотрудниками полиции, расследовавшими дело о заказном убийстве. И в том уголовном деле есть запись упомянутого ею разговора, где слова “факсимиле” и “печать” не звучали. Так зачем же врать?

В мутной воде

В судебном разбирательстве, продолжавшемся все лето, было много интересного, а участники приезжали даже из других стран, чтобы дать пояснения по самым разным моментам. А чем дольше шел процесс, тем больше вопросов возникало к следствию. Судье Шакирову проще всего было отправить дело на доследование - чтобы устранили недочеты, провели дополнительные исследования и экспертизы. Соответствующее ходатайство к судье поступало, однако он посчитал, что вина всех четверых подсудимых полностью доказана. Михаил Гаркушкин был осужден на три с половиной года лишения свободы, Алексей Пестерев получил на полгода меньше. Алла Ким и Ирина Николаева отделались условным наказанием.
Понятное дело, осужденные будут и дальше бороться за свою правоту, и возможно, в апелляционной инстанции дело исследуют тщательно, а не формально и учтут, что в результате “рейдерского захвата” вообще никто не пострадал. Доля в ТОО “Баско” по-прежнему принадлежит Александру Сутягинскому. Доля в ТОО “Силициум Казахстан” остается собственностью группы компаний “Титан”. Кремниевый завод “Силициум” в Карагандинской области все так же не работает, и БРК забрал его в счет многомиллиардных долгов. И что-то нам подсказывает: точку в этом деле ставить рано...

Михаил КОЗАЧКОВ, фото Романа ЕГОРОВА, Алматы

Поделиться
Класснуть