7512

Со следствием покончено. Забудьте?

Удивительные события происходят на процессе по делу о хищении из бюджета более одного миллиарда тенге, который идет в специализированном межрайонном суде по уголовным делам Северо-Казахстанской области. Сначала акимат Петропавловска неожиданно попросил пока не рассматривать его же иск о взыскании всей этой суммы с четырех обвиняемых в ее хищении сотрудников отдела по сбору местных налогов. После этого все свидетели вдруг начали отказываться от своих показаний, уверяя, что на следствии давали их под давлением финполовцев. А на последнем на данный момент заседании суда сторона защиты вообще потребовала объяснений у стороны обвинения!

Напомним, работников госуч­реж­дения по сбору местных налогов обвинили в краже начиная с 2003 года части денег от продажи разовых талонов на рынках города. Сколько всего было похищено, никому не известно, но, согласно материалам уголовного дела, только в период с 2007-го по 2011 год госказна не досчиталась свыше миллиарда тенге. Сначала в подозреваемых числились решительно все 45 сотрудников госучреждения, однако к началу этого процесса на скамье подсудимых оказалось всего четверо. Остальные были освобождены от уголовной ответственности “в связи с деятельным раскаянием и частичным возмещением ущерба”. В чем заключалось их “возмещение”, никто так и не понял, потому как акимат города предъявил иск лишь к четверым подсудимым о взыскании всей исчезнувшей суммы (см. “ …А лучше - деньгами”, “Время” от 4.10.2014 г.).
Но после ходатайства горакимата оставить этот иск без рассмотрения до вынесения приговора “раскаявшиеся” сотрудники вдруг осознали, что возвращать украденные деньги грозит им всем и в тех суммах, которые обозначило следствие, а потому начали отказываться от своих показаний. Более того, принялись рассказывать суду о давлении и нарушениях, допущенных финполовцами во время расследования. Например, инспектор ГУ “Отдел по сбору местных налогов акимата Петропавловска” Айгуль ГУРБАНОВА, первоначально обвинявшаяся в хищении нескольких миллионов тенге, поведала, как ее вывели из числа подсудимых:
- На протяжении всего расследования руководитель следственной группы Рустем ДЮСЕКЕЕВ, следователи Дмитрий ЛИ и Жанат САБИЕВ просьбами и угрозами склоняли меня признать вину без ознакомления с результатами судебно-бухгалтерских и почерковедческих экспертиз, а после этого написать заявление о раскаянии, но я отказывалась. А ознакомившись с экспертизами, я выявила грубейшие нарушения при их проведении! В результате были проведены новые экспертизы в отношении меня за последние пять лет, и их результат показал, что сумма ущерба, нанесенного мной государству, равна нулю! Однако следователь Дюсекеев сказал мне, что я все равно являюсь преступницей, и 17 июля 2013 года дал мне на раздумье один день, предупредив, что в случае отказа написать заявление о раскаянии тут же закроет меня в камеру, откуда я уже не вернусь. Из опасения, что он исполнит свои угрозы, я вынуждена была написать требуемое заявление.
Впрочем, Гурбанову это не спасло. Как выяснилось, в постановление об уточнении ущерба, нанесенного ею государству, Рустем Дюсекеев включил результаты старых экспертиз, ранее признанных судом незаконными, а новые экспертизы, свидетельствующие о нулевом ущербе государству от деятельности Гурбановой, он просто не принял во внимание. Чудовищными ляпами, по словам женщины, грешили материалы дела в отношении вообще всех участников:
- Например, трехдневные талоны засчитывались как семидневные, что автоматически увеличивало сумму недостачи. Многие страницы в томах уголовного дела просто не читаются, а многие и вовсе отсутствуют. В экспертизах исследовался почерк одного человека, а в заключении указывалась фамилия совсем другого. Есть и вовсе абсурдные моменты. Например, в экспертизе по специалисту МИЗАМБАЕВУ эксперт пишет, что ему вместе с книжками разовых талонов представлен на исследование допрос Мизамбаева. Однако этот Мизамбаев погиб еще в 2010 году, до начала следствия, и как они (следователи. - В.М.) умудрились допросить мерт­вого человека, остается только догадываться…
Тем временем адвокат подсудимого Алмата РАХИМЖАНОВА Негмат ЕСЕРГЕПОВ (на снимке) выступил с ходатайством о направлении дела на дополнительное расследование и привлечении к уголовной ответственности еще нескольких сборщиков налогов:
- В частности, Сафиуллина, Байбатырова и Жуковень, которые непосредственно занимались сбором денег в черную кассу, а также бывшего начальника отдела по сбору местных налогов Серика БАЖЕНОВА. Он на допросах признался, что ежемесячно получал долю из похищенных денег и укрывал преступление в целях продвижения по карьерной лестнице!
Участвующие в процессе прокуроры принялись возражать: мол, уголовное дело в отношении Баженова прекращено на законных основаниях, однако Негмат Есергепов заявил, что привлекать его нужно совсем по другой статье:
- Насколько мне известно, статья 65, часть вторая, УК в отношении Баженова была применена как за совершение преступления по хищению. Я конкретизирую, что действия Баженова должны квалифицироваться как злоупотребление должностными полномочиями, а это уже статья 307, часть четвертая, УК РК!
Кроме того, адвокат Есергепов недоумевает, каким образом ускользнул от уголовной ответственности специалист Сафиуллин, который уже давно находится в России.
- Вы можете объяснить, - обратился адвокат к прокурорам, - почему прекращено уголовное дело в отношении Сафиуллина, совершившего хищение 500 миллионов тенге, и арестован мой подзащитный Рахимжанов, который обвиняется в хищении 500 тысяч тенге?
Впрочем, несмотря на все вышеописанные и другие странности этого дела, они, как и общая сумма хищений из бюджета, не вызывают никаких вопросов у людей, знакомых с обстоятельствами данного уголовного разбирательства. Беда в том, уверяют знающие люди, что всю сумму ущерба финполовцы постарались любой ценой “повесить” только на сотрудников отдела. А вот истинные получатели денег, забиравшие львиную долю похищенных из бюджета средств, так и остались за рамками следствия. Ведь выделенное в отдельное производство уголовное дело в отношении “неустановленных должностных лиц государственных органов Северо-Казахстанской области”, получавших деньги за “оказание общего покровительства преступной деятельности ОПГ”, переданное в областной департамент КНБ, благополучно там и “скончалось”…

Виктор МИРОШНИЧЕНКО, фото автора, Петропавловск

Поделиться
Класснуть