2946

Хлам на колёсах

Когда общественный транспорт Алматы станет абсолютно безопасным?

Во всех автобусных парках Алматы будут проведены внеплановые проверки, а перевозчиков обяжут обновлять подвижной состав. Такова первоочередная реакция властей на ДТП с участием пассажирского автобуса, едва не обернувшееся большой бедой.

Напомним, в минувшие выходные пассажирский автобус, следовавший по маршруту №31, снес более десятка машин, в списке пострадавших оказались девять человек (см. “Взбесившийся автобус”, “Время” от 20.1.2015 г.). После аварии вновь заговорили - уже в который раз! - о плачевном состоянии парка общественного транспорта южной столицы и уровне подготовки водителей, регулярно фигурирующих в полицейских сводках.
- Я не могу сказать, что автопарк №2, обслуживающий маршрут №31, отличается в худшую сторону от других частных перевозчиков, работающих в Алматы, - прокомментировал ситуацию заместитель акима Алматы Юрий ИЛЬИН (на снимке), который курирует вопросы общественного транспорта. - Все они без исключения уже имеют по одному уведомлению акимата о нарушении ими действующих норм и правил. Что касается 31-го маршрута, то его обслуживают в основном на старых автобусах - это главная проблема. То же самое можно сказать и о маршруте №63, который также находится в ведении того же перевозчика. Вчера я разговаривал с руководителем этого автопарка. Он сказал мне, что к лету к ним должно поступить 20 новых автобусов - они уже проплатили за них часть денег. Конечно, он отвергает обвинения, что в автопарке не проверяют техническое состояние автобусов, выходящих на маршруты. Пытается убедить нас в том, что работают по правилам. Но автобус, попавший в то злосчастное ДТП, эксплуатируется уже больше 20 лет, поэтому могли иметь место технические неполадки. На месте аварии не было тормозного пути автобуса, его двигатель, по предварительным данным, работал на повышенных оборотах. Следствие покажет, что стало причиной этого ДТП.
- Не является ли эта авария звоночком к тому, что частников в срочном порядке нужно заставлять обновлять подвижной состав?
- Именно по этой причине мы сократили количество частных перевозчиков! Всего несколько лет назад их было больше 20, на сегодняшний день осталось 13. Мы постоянно говорим им, даем понять: либо вы покупаете новые автобусы и продолжаете работать, либо уходите с этого рынка, мы займем вашу нишу. Буквально на следующей неделе мы будем презентовать еще сто автобусов, купленных для муниципального автопарка, и тем самым доведем их количество до шестисот. Добавьте к этому еще около двухсот троллейбусов.
Договор об обслуживании автобусных маршрутов у большинства перевозчиков закончится в этом году. Мы будем расставаться с теми, кто не выполняет наших требований. Сейчас мы рассматриваем вопрос предоставления займов частным перевозчикам, для того чтобы они могли покупать автобусы, работающие на газе. Необязательно той же марки, что и в муниципальном парке, главное - экологичные.
- Сейчас много говорят о том, что нужно усилить контроль за техническим состоянием машин, которые выходят в рейс. Вы собираетесь это делать?
- Этим должны заниматься сами перевозчики и органы полиции. Кстати, в связи с этой аварией во всех автопарках пройдут внеплановые проверки.
- Проблема общественного транспорта по-прежнему остается одной из самых острых в Алматы. И это несмотря на то, что расширяется сеть метро, увеличивается муниципальный автопарк, появляются специальные интернет-порталы, на которых можно пожаловаться на действия водителей автобусов. Они все так же хамят пассажирам, курят за рулем, устраивают гонки на дорогах, сбивают пешеходов. В результате люди не видят положительных изменений. Вам не обидно?
- Конечно, обидно, когда люди видят только негатив и не замечают положительных сдвигов: плохое зачастую перебивает впечатление от хорошего. Но я бы хотел сказать, что требования к работе перевозчиков должен предъявлять не только акимат, но и общественность. Люди должны более активно рассказывать нам о тех нарушениях, свидетелями которых они становятся. Только общими усилиями можно кардинально изменить ситуацию.

Оксана АКУЛОВА, фото Романа ЕГОРОВА и с сайта total.kz, Алматы

А тем временем

Шамиль кивает на Жангира...

Управлявший попавшим в ДТП автобусом водитель Жангир БАУКАШЕВ и директор автопарка №2 Шамиль НУРИЕВ обвиняют друг друга в произошедшем.

- Утром он (водитель. - КазТАГ) прошел медосмотр в 6.30, прошел технический контроль, все проверили, автобус был исправен. Просто в данном случае человеческий фактор сработал - он, наверное, ударился о первую машину, и у него случился шок. Может, возраст у него, растерялся, - сказал Ш. Нуриев.
Однако 62-летний водитель автобуса утверждает, что техосмотр перед выходом автобуса в рейс не производился.
- Два с половиной круга сделал, спускался с “Казахфильма” (выезжал из микрорайона “Казах­фильм”. - Ред.), в какой-то момент тормоза отказали. В автобусе шесть-семь человек было. Чтобы остановиться, я в КамАЗ врезался. Если бы его не было, вообще каша была бы, ни одного в живых не осталось бы. Утром же нас там (в автопарке. - КазТАГ) механик вообще не проверяет перед выездом. Автобус старый. 36 лет я уже на автобусе - никогда ДТП не было, - сказал Ж. Баукашев.
При этом директор автопарка высказался о возможном увольнении водителя:
- Он (водитель. - КазТАГ) сейчас в больнице, мы пока не можем говорить, что будем делать, идет дознание. Может, его лишат водительского удостоверения. Если лишат, может, он сам уволится или, может быть, ему предложим уволиться с работы.
При этом оба собеседника агентства утверждают, что техобслуживание автобуса было проведено в декабре 2014 года.

КазТАГ

Поделиться
Класснуть

Свежее