2602

Установить истину

Не успели мы приободриться, узнав о возобновлении следственных действий по делу о гибели в ДТП журналиста Александры ЯСТРЕБОВОЙ (НЕСМЕЕВОЙ) и членов ее семьи, как оно снова - в который раз! - было прекращено (см. “Нарисовали и списали”, “Списать нельзя расследовать”, “Приказано расследовать”, “Время” от 18. 12. 2014 г., 18. 2 и 5. 3. 2015 г.). Столь стремительное принятие процессуального решения заставило маму Александры Валентину Несмееву (на снимке справа)  и ее адвоката Балкыбека БОРАНОВА (на снимке слева) срочно приехать из Алматы в Тараз. 

В кабинете дознавателя управления дознания ДВД Жамбылской области Батыра ТУРАЕВА (его предшественник Жасулан ТАНИКЕЕВ, практикующий расследование ДТП с помощью компьютерных программ для начинающих художников, оказывается, уже понижен в должности) состоялся весьма любопытный обмен мнениями дознавателя и потерпевшей стороны, свидетелем которого стал автор этих строк.
Последнее прекращение дела от 12 марта дознаватель Батыр Тураев объяснил тем, что результаты очередной транспортно-трасологической экспертизы, как и семи предыдущих, не помогли определить расположение обоих транспортных средств в момент столкновения.
Однако у адвоката Боранова другое мнение на этот счет:
- Первая экспертиза не смогла ответить на поставленные вопросы не оттого, что они были слишком каверзные, а потому, что не были исследованы в полной мере ни место происшествия, ни бортовой самописец автобуса, который попросту не был найден. Но повторная экспертиза, проведенная в Алматы по постановлению органа дознания опытными экспертами Павлом СТРЕЛЬЦОВЫМ и Николаем КОВАЛЕВЫМ, имеющими многолетний стаж работы, позволила определить, что автобус и “тойота” под управлением мужа Александры - старшего инспектора УДП Алматы капитана полиции Игоря ЯСТРЕБОВА - столкнулись именно на той полосе, по которой ехала легковая! И с фарами в машине все было в порядке. Но заключение той экспертизы не устроило возможного виновника ДТП - водителя автобуса, и с его стороны поступило ходатайство о проведении еще одной экспертизы, которая, как и все последующие, почему-то оказалась не в состоянии ответить на поставленные вопросы. Но ведь и вопросы тоже надо правильно формулировать! Какой ответ, сами посудите, можно дать на вопрос “Возможно ли при помощи компьютерной программы PC CRASH EXPERT 9.0 определить вероятное место столкновения автобуса Setra Kassbohrer и автомашины Toyota RAV 4 в данных дорожных условиях? Если да, то где оно находилось?”? Неудивительно, что ответить на такой замудренный вопрос, больше касающийся характеристики компьютерной программы, “не представляется возможным”!
Адвокат Боранов уверен, что постановление о прекращении дела вынесено необоснованно, так как исчерпаны далеко не все возможности выяснения причин ДТП.
Такая же позиция у мамы погибшей журналистки Валентины Несмеевой:
- Почему все экспертизы с неконкретными результатами служат основанием для прекращения дела, а та единственная, ответившая на поставленные вопросы, отметается в сторону? Даже несведущему человеку понятно, что если оба транспортных средства в результате столкновения оказались на обочине со стороны движения “тойоты”, то, разумеется, на той полосе оно и произошло! Не перелетел же автобус по воздуху на противоположную сторону! Почему же этого не хотят замечать ни эксперты, ни дознаватели? Утверждается, что невозможно найти дополнительные вещественные доказательства. А кто их искал? Дознаватели? Сомневаюсь. Я поехала на место происшествия и обнаружила там вот это - бортовой самописец автобуса, где зафиксирована его скорость в момент столкновения: 80 километров в час! Следующий вопрос: почему, не дожидаясь конца следствия, орган дознания в Мойынкумском РОВД разрешил водителю забрать автобус со штрафстоянки и затем быстро его продать? О какой объективности может в этом случае идти речь?
Аргументы приезжих внимательно выслушал не только дознаватель Тураев, но и заместитель начальника управления дознания Алишер КАРАСАР­ТОВ. Примерно через час после нашей беседы в ДВД полковник Карасартов позвонил в корпункт газеты “Время”:
- Я раньше не сталкивался с данным уголовным делом. Сейчас ознакомился с ним и считаю, что доводы потерпевшей стороны заслуживают внимания: если есть еще какие-то возможности для установления истины, как считают адвокат и мама погибшей женщины, мы не вправе ими пренебречь. Думаю, нам следует ходатайствовать перед прокуратурой об отмене нашего постановления о прекращении дела.

Уже вчера расследование дела было возобновлено, назначена еще одна экспертиза в Алматы. Будем надеяться, что последняя.

Галина ВЫБОРНОВА, фото Ольги ЩУКИНОЙ, Тараз

Поделиться
Класснуть