6477

КГА мышей не ловит!

“Кто говорит о взрыве кислородного баллона - пусть почитает учебник физики за 5-й класс”

Глава Ассоциации авиа-перевозчиков РК Владимир КУРОПАТЕНКО - о сгоревшем в Актау “Боинге”

Инцидент в аэропорту Актау, где в минувший вторник в непосредственной близости от пассажирского терминала сгорел “Боинг” авиакомпании “Скат”, обнажил целый ворох проблем в сфере гражданской авиации. Опасность каждого из нас, пассажиров, может подстерегать не только в небе, но и на земле! Противопожарная служба прибыла на место неожиданного инцидента с явным опозданием, люди не были эвакуированы из здания аэропорта в безопасное место. Как выяснилось позднее, не сработали огнетушители, находившиеся в непосредственной близости от задымившегося самолета. Отметим: Актауский аэропорт считается одним из лучших в стране. Что тогда говорить о других воздушных гаванях? Об этом корреспондент “Времени” поговорил с главой Ассоциации авиа­перевозчиков Владимиром КУРОПАТЕНКО (на снимке).

- Виновность или невиновность наземных служб либо сотрудников авиакомпании в том или ином происшествии устанавливает специальная комиссия, - объясняет Владимир Васильевич. - Тем более что нам еще не объявили причину возгорания: то ли это было короткое замыкание, то ли конструктивный дефект, часто встречающийся в “Боингах”, то ли по неосторожности все произошло. Но вот почему в итоге сгорел целый самолет, мне лично совершенно ясно. Во-первых, растерялись или даже, возможно, струсили те, кто оказался рядом, - они испугались, что произойдет взрыв и все погибнут. Поэтому, во-вторых, долго думали, какие действия следует предпринять. Но все-таки ключевой момент - пожарный щит не был оборудован рабочими огнетушителями. Как мне сообщили знающие люди, все три огнетушителя оказались не заправлены! Их включают, воздух шипит, а пены нет. А это уже полностью вина аэропорта, потому что противопожарная служба входит в его структуру. И сейчас надо уделить особое внимание работе противопожарных служб всех аэропортов страны. А Комитет гражданской авиации поймал тишину. Команду ждет? Уже давно надо было отреагировать, чтобы провели такую проверку!
Другой момент: неужели в Актауском аэропорту не знают инструкцию по тушению самолета? Он сгорает за 15 минут, а они приехали через 12. Еще чуть опоздай - и случилось бы непоправимое. Где должна находиться пожарная машина при техническом обслуживании и заправке самолета? В каждом аэропорту схема специальная висит, там все нарисовано. А тут машина едет больше десяти минут - она откуда ехала вообще? Кстати, те же знающие люди мне сказали, что загасить тот “скатовский” борт можно было легко в момент задымления. Как мы в детстве тушили костры? Собирались 2-3 пацана и своими силами заливали огонь. И здесь можно было поступить так же.
- По одной из версий, пожар начался после взрыва кислородного баллона.
- Пусть авторы этой версии учебник физики почитают за пятый класс. Кислород сам не загорается, он является топливом для пламени. Как в доменных печах делают? Надо поднять температуру - подают кислород. Вот и в самолете сначала возникло возгорание, пошел дым. Кинулись за огнетушителями, а они пустые. Пока бегали, площадь возгорания выросла, и пламя добралось до кислородного баллона. То есть если бы сразу начали тушить своими силами, самолет остался бы цел.
- Как известно, в июле у нас начинает летать новая авиакомпания Qazaq Air, планирующая осуществлять внутренние рейсы, причем даже в маленькие города типа Балхаша. А как в таких малых аэропортах обстоят дела, в частности с противопожарными службами, после ЧП в Актау даже подумать страшно...
- Я конкретно по Балхашу не скажу, но после инцидента в Актау надо все аэропорты проверять на противопожарную безопасность. Все без исключения! Всё надо проверять - систему пожарной безо­пасности, изучить документацию, провести учения, усилить требования в целом к системе безопасности.
- Известно, что Актауский аэропорт отдан в долгосрочную аренду турецкой компании, которая поставила новый терминал, отремонтировала взлетно-посадочную полосу. Может быть, у иностранцев другие требования к противопожарной безопасности?
- Не в этом дело. Аэропорт - это стратегический объект, его нельзя передавать в управление иностранцам. Я об этом говорил, когда еще переговоры шли. Иностранные инвестиции - это отлично, хотите совладельцами стать - пожалуйста, но передавать на 25-30 лет в управление целый аэропорт... Отдайте тогда под управление зарубежных специалистов ракетные площадки!
- Вам не кажется, что самолеты “Ската” как-то слишком часто попадают в чрезвычайные ситуации? Один самолет упал, второй выкатился за полосу, третий сгорел....
- Нет, это случайное совпадение. Знаете, как обеспечить полную безопасность в авиации? Есть только один способ - прекратить все полеты. Но даже в этом случае ЧП будут происходить. Например, машина в аэропорту врежется в самолет - вот вам авиационное происшествие. Инциденты были, есть и наверняка, к сожалению, будут. От этого никто не застрахован. Но! Можно их минимизировать: проводить работу над ошибками, чтобы они не повторялись, и так далее. А для этого нужен настоящий контроль со стороны государства. А у нас комитет (гражданской авиации. - М. К.) ни рыба ни мясо. Нет там профессионалов, вот что печально. В Советском Союзе, когда было Министерство гражданской авиации, по таким случаям, как в Актау, в течение часа (!) отрабатывали и давали поручения и рекомендации аэропортам и авиакомпаниям! А у нас до сегодняшнего дня нет рекомендаций, хотя уже столько времени прошло. К слову, до сих пор нет рекомендаций по авиакатастрофе “Ската” (случившейся в январе 2013 года в небе близ Алматы. - М. К.). Потому что люди некомпетентны и не знают, что делать. Скажу больше: у нас в корне подход неправильный. Наш Комитет гражданской авиации - регулирующий орган, а не управляющий. Если бы он управлял авиацией, то все поручения выполнялись бы. У нас к тому же нет Госавианадзора, который бы контролировал. В идеале орган госуправления должен подчиняться напрямую главе государства, а у нас комитет то в одном министерстве, то в другом.
Надо управлять отраслью, а не изображать демократию. В авиации демократии быть не должно! Не должно быть, образно говоря, такой ситуации, когда командир корабля говорит после приземления лайнера: “Подать трап!”, а бортинженер ему возражает: “Давайте проведем собрание и это обсудим!”. Кстати, в США Федеральная авиационная служба после 11 сентября (2001 года. - М. К.) стала подчиняться напрямую главе государства.
Я обо всем этом устал говорить. Письма с предложениями всюду рассылал - и в администрацию президента, и премьер-министру, и в Министерство транспорта. Был председателем межведомственной комиссии при правительстве, мы там целую программу написали, как нужно управлять отраслью. Помню, Даниал АХМЕТОВ (премьер-министр Казахстана с 2003 по 2007 год. - М. К.) тогда сказал: “Это дело будущего”. Ну вот, это будущее наступило. А изменений - никаких...

Михаил КОЗАЧКОВ, фото Романа Егорова и с сайта vlast.kz, Алматы

От редакции Безусловно, невозможно в одном небольшом интервью охватить все проблемные вопросы отечественной гражданской авиации. А в том, что они есть, сомневаться не приходится. Общество ждет официально-компетентной оценки случившегося в порту Актау. И не просто оценки - выводов, уроков, которые должны извлечь из этого чрезвычайного случая наши авиационные специалисты. Обеспечит ли имеющийся в стране воздушный и наземный персонал авиаотрасли запланированное руководством страны дальнейшее развитие системы гражданских пассажирских перевозок? Теперь мяч - у чиновников Комитета гражданской авиации Министерства по инвестициям и развитию.

Комментарий в тему

Серик ОСПАНОВ, депутат мажилиса:
- Для меня случившееся в Актау тоже стало шоком. Наземные службы там всегда работали неплохо, и я считаю, что это один из самых современных аэропортов страны. Например, почти всегда пассажиры выходят и заходят в самолеты через “рукава”, что весьма удобно. Но после изучения материалов, с которыми я познакомился после инцидента, у меня сложилось впечатление, что в тот день наземные службы сработали не должным образом. Даже по фотографии видно, что самолет горел достаточно долго. Можно сделать предположение, что противопожарные службы действовали не столь оперативно, как должны на таком стратегическом объекте. Кроме того, я обратил внимание на видеозаписи в Интернете: пассажиры снимают горящий самолет на камеры мобильных телефонов прямо из терминала, через окна, в непосредственной близости от объекта. Значит, людей не эвакуировали. А если бы огонь перекинулся на здание по “рукаву”?.. Думаю, что созданная комиссия учтет все эти моменты и предпримет меры, чтобы подобные происшествия больше не повторялись.

Поделиться
Класснуть