4373

С миру по нитке - банкиру на рубаху?

Около 600 миллиардов тенге (!) из средств Единого накопительного пенсионного фонда (ЕНПФ) планирует направить Нацбанк на поддержку банковского сектора страны. “В этом году через пенсионные фонды мы планируем, что в целом банковскому сектору будет оказана поддержка порядка 500-600 миллиардов тенге в зависимости от ситуации, которая будет с поступлениями накоплений в ЕНПФ”, - вот так дословно сказал на днях глава НБ Кайрат КЕЛИМБЕТОВ. Мы решили поинтересоваться у экспертов и простых казахстанцев, что они думают по поводу этой инициативы.

Денис АЛИМБЕКОВ, правозащитник:
- Я считаю, что это совершенно неоправданный шаг - давать банкам второго уровня такие деньги! Им и так уже столько раз помогали!.. Это, может быть, выгодно банкам, но тогда пусть они снижают ставки. Народ ждет дешевых кредитов, тем более что мы входим в ВТО. Нам это сейчас жизненно необходимо - чтобы наши товары были конкурентоспособными.
А вообще, если речь идет об инвестировании этих пенсионных денег, я считаю, нужно делать, как в Норвегии: покупать ценные бумаги, нефть, газ, недвижимость и прочие ресурсы за границей. Но и не забывать про местные нужды: вкладывать деньги в производство и сельское хозяйство. Да, идет процесс урбанизации, люди стремятся в города, но работы там на всех не хватит. Поэтому сельское хозяйство, на мой взгляд, - это перспективно.

Ирина САВОСТИНА, лидер движения “Поколение”:
- Я была в Америке, и там каждый накопительный пенсионный фонд два раза в год присылает своим вкладчикам книжечки, где указано: сколько у человека сейчас денег на счету, куда помещались эти деньги, какой доход они принесли. У нас же такого нет. Большинство людей понятия не имеет, сколько у них денег накопилось, их никто не уведомляет. И наша оплошность в том, что мы не обращаем на это внимание. Одни говорят: я до пенсии не доживу, и черт с ним, что там высчитывают из зарплаты. Другие твердят, что эти деньги все равно съест инфляция. Вот и пожинаем плоды безразличия.

Денис НАТОЧИЕВ, менеджер:
- Я не уверен, что к тому времени, когда я выйду на пенсию, от моих накоплений что-нибудь останется. Во-первых, все деньги сейчас в одной “коробочке”, и неизвестно, что с ней может случиться. Во-вторых, еще не раз может произойти девальвация. В-третьих, инфляция: если сейчас, образно говоря, на 1 доллар я могу купить булку хлеба, то через 20 лет я на эти деньги смогу купить разве что горбушку от этой булки. И толку, что я коплю? Я вообще против всей этой накопительной системы. Я в нее не верю, отношусь к отчислениям как к очередному налогу. Если я сам себе старость не обеспечу, ничего у меня не будет.
Что касается решения направить пенсионные деньги на помощь банкам, то сразу возникает вопрос: а дальше что? Вернут ли они эти средства? На мой взгляд, это очередное растаскивание наших денег! И вообще - почему банкиров должны поддерживать пенсионеры? Фактически ведь так получается. Если нынешние банкиры не в состоянии справиться со своими проблемами, тогда они не своим делом занимаются.
И еще один вопрос: раз уж это мои деньги, то почему у меня не спрашивают, куда их нужно направить, инвестировать?

Дильнар ИНСЕНОВА, общественный деятель:
- Я не согласна, чтобы мои деньги шли на поддержку банковского сектора, и считаю, что Кайрат Келимбетов торгует нашим будущим - средствами, на которые нынешнее среднее поколение казахстанцев завтра должно жить. И вообще весь этот пенсионный фонд какой-то мифический, его уже раздербанили во все стороны. Это все делается в угоду элите, которой принадлежат банки. А им и так с определенной периодичностью помогают. Но если они не справляются со своими функциями, то пусть как минимум половина коммерческих банков будет закрыта! Почему на средства народа решаются сиюминутные олигархические проблемы?!

Петр СВОИК, экономист:
- Сама идея пенсионных накоплений - это что-то вроде отношения заботливого, но строгого отца к беспутным детям, которые не думают о старости, транжирят деньги. Государство-отец силком забирает 10 процентов от заработка гражданина-ребенка, которые тому вообще-то нужны: надо жениться, рожать, растить и воспитывать детей, ездить на курорты и т. д. - и при этом приговаривает: ты меня потом добрым словом вспомнишь, а я не только эти деньги сохраню, но и приумножу.
Однако на самом деле деньги не приумножаются. Накопление идет, но оно пассивное. То есть арифметически оно растет - потому что каждый месяц 10 процентов от зарплаты поступает, но реальная покупательная способность накопленных средств падает. Если накопления - это 100 процентов и государство еще обещает к ним добавить 20 процентов, то на самом деле к старости человек получит только 75 процентов. И мало того, что государство ведет себя в этом смысле не очень ответственно - так оно еще и начинает сейчас тратить эти деньги как попало. Например, отдавать попавшим в трудное положение банкам. Но мало ли кто имеет какие-то проблемы! Зачем этими деньгами затыкать все эти проблемы? Это во всех смыслах неправильно! Если бы банкам позарез понадобились какие-то деньги, в том числе средства населения, то они могли бы напрямую их привлекать. Просить, уговаривать, стимулировать людей.
В общем, планы по поводу передачи части денег ЕНПФ банкам - это непрофессиональный шаг с экономической точки зрения и очень сомнительный - с социальной. Если же эти деньги дают банкам якобы для сохранения и приумножения пенсионных накоплений, то гражданам можно было и самим доверить это дело.

Айдар АЛИБАЕВ, председатель союза потребителей финансовых услуг “Финпотребсоюз”:
- Конечно, обы­вательская точка зрения “Почему мои деньги должны идти на помощь банкам?” имеет право на существование. Людей можно понять. И я ни в коем случае не оправдываю действия Нацбанка - считаю, что это вынужденный шаг.
Безусловно, эта мера Нацбанка в условиях изобилия доходных инструментов выглядела бы странной. Но и в прежние времена, когда существовал рынок частных пенсионных фондов, мы всегда испытывали недостаток доходных ценных бумаг. Этот дефицит продолжается и сегодня, отечественная биржа исключительно слабенькая. А в условиях отсутствия реальной возможности доходного инвестирования пенсионных активов идея направить средства на поддержку банков имеет определенный смысл. Но при условии, чтобы государство не только выделяло банкам деньги на какие-то цели, а четко и жестко конт­ролировало использование этих средств, эффективность, надежность, возвратность, доходность, которая бы превышала уровень инфляции. При соблюдении этих норм, на мой взгляд, деньги можно выделить. Ведь речь не идет о всех средствах ЕНПФ, 600 миллиардов тенге - это меньше 15 процентов от общей суммы. Альтернатива - чтобы деньги лежали без движения.
- А есть ли у государства инструменты, которые могут гарантировать возврат денег?
- Этим должен заниматься сам Национальный банк. По закону он является единственным управляющим пенсионными активами и он же является надзорным органом. То есть Нацбанк в соответствии с законом обязан проследить за эффективностью этой своего рода инвестиции.

Мадина АИМБЕТОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Романа ЕГОРОВА и с интернет-ресурсов, Алматы

Поделиться
Класснуть