3660

Частный паркинг - деньги на ветер

Почему может провалиться и вторая попытка властей внедрить в южной столице систему платных автопарковок

На днях в южной столице журналистам представили новую концепцию платных парковок автомобилей. Авторы проекта попытались объяснить, почему он станет успешнее предыдущего, который, как известно, с треском провалился. Чиновники упорно убеждали нас в том, что теперь уж точно все будет хорошо.
Вот только почему-то меня, как говорится, терзали смутные сомнения. Я пристально вглядывалась в парковщиков нового образца, которые до боли напоминают всем известные “зеленые” жилеты, и пыталась понять: в чем же новизна проекта, если мы опять возвращаемся все к тому же дяденьке в жилете?
Но так и не смогла.

- Никаких серьезных изменений в новой концепции действительно нет, - соглашается со мной менеджер проекта программы развития ООН (ПРООН) в Казахстане “Устойчивый транспорт города Алматы” Елена ЕРЗАКОВИЧ (на верхнем снимке). - То, что мы видим сейчас, - это фактически перезапуск той же системы, которую уже пытались внедрить, с теми же потенциальными рисками.
Я полностью поддерживаю идею о том, что нам нужно разными способами избавляться от практики, когда человек приезжает на работу на машине, и она семь-восемь часов стоит вдоль обочины. Пока у людей будет возможность припарковаться бесплатно, они будут ею пользоваться, а все коммерческие проекты по организации многоуровневых паркингов не будут эффективными. Многие думают: почему я должен кому-то отдавать деньги, ведь я налогоплательщик?
Должен быть единый, понятный всем жителям города алгоритм того, как работают паркинги. Во всех крупных городах давно осознали, что за парковку нужно платить обязательно, и только у нас этого понимания нет. Потому что не отлажены четкая система, включая аргументированные доводы, почему нужно платить, и убедительные выводы.
Еще в начале 2013 года, когда власти Алматы впервые анонсировали проект платных автопарковок, мы, предварительно проанализировав эту сферу, предложили акимату абсолютно другую модель. Но тогда нам сказали, что город уже сделал свой выбор...
- А какую концепцию предлагали специалисты ПРООН?
- Наверняка всем понятно, что платные стоянки автомашин - это один из ключевых элементов транспортной системы, базовый ресурс управления трафиком, первый шаг, который Алматы может сделать для того, чтобы отрегулировать спрос на передвижение.
Но мы исходим из того, что внедрение платных паркингов через частных операторов не характерно для развитых городов мира - это скорее исключение, чем правило. В большинстве стран мира управление платными парковками в свои руки взял муниципалитет. Он сам регулирует этот рынок. Соответственно, деньги, которые собирают за парковку автомобилей, идут в специально созданные муниципальные фонды и расходуются на общественно-полезные цели. Их множество: строительство тротуаров, велодорожек, обновление парка общественного транспорта.
Кампании по внедрению таких паркингов проходили в странах даже с меньшим благосостоянием, чем Казахстан. Например, в Мексике деньги, поступавшие от паркингов, направлялись на улучшение окружающей среды Мехико. Если происходит именно так, появляется логическая связь: я хочу ехать на машине - я плачу за парковку - я вижу, на что потрачены эти деньги. При этом обязательно должна быть система прозрачного распределения этих доходов, чтобы люди знали, на какие проекты уходят эти средства. Но у нас этой цепочки не прослеживается. Отсюда и проблемы.
Вот мы и предлагали создать муниципальную компанию, которая бы занималась этими вопросами. Но на тот момент, в 2013 году, эта возможность не была урегулирована законодательно, и никто ее не пролоббировал. Хотя - это лично мое глубокое убеждение - если бы власти Алматы захотели внедрить такую модель, все можно было сделать. Ведь поправки в Административный кодекс, в результате которых появился штраф за неоплаченную стоянку на таких паркингах, все-таки были приняты!
Сегодня за городскими властями законодательно закреплено право взимать плату за автопарковку. Но почему город не внедряет прогрессивную, используемую во всем мире муниципальную систему, а опять наступает на те же грабли, раздавая новые участки для организации паркингов частной компании, мне непонятно.
- Может быть, все дело именно в деньгах? Чиновники особенно подчеркивают то обстоятельство, что на реализацию проекта не было потрачено ни одной бюджетной тиынки.
- При сегодняшнем уровне технологий инвестиции в эту сферу не такие уж большие. Думаю, они могут себя окупить за полгода-год. Так что вопрос точно не в деньгах, а в политической воле и желании заниматься этим проектом. При этом средства, поступающие от парковок, - одна из существенных статей дохода города, за счет которых можно реализовывать другие социально направленные проекты, о чем я уже говорила.
А при нынешней модели, когда деньги идут какой-то частной фирме, возникает очень много вопросов. Например, почему парковка авто оценивается именно в 100 тенге в час, а не, скажем, в 50, 60 или 200 тенге? Где методология расчетов? Почему в бюджет города идет всего 20 процентов от доходов этих паркингов? Даже в тех городах мира, в которых работают подобные частные структуры, эта сумма составляет порядка 80 процентов, а как раз-таки 20 остается в качестве доходов таким компаниям.
Кстати, акимат не раз запрашивал у нас информацию, касающуюся того, какими могут быть потенциальные поступления в бюджет от работы платных паркингов. Мы всякий раз отвечали, что при правильной организации этого процесса город может получать миллионы даже не тенге, а долларов. Например, власти Амстердама в 2012 году только за счет платных парковок пополнили бюджет на 12 миллионов евро! Но для того, чтобы получить подобный - естественно, применительно к нашим условиям - доход, нужно приложить немалые усилия: провести инвентаризацию участков, на которых могут быть организованы паркинги, создать базу данных всех парковочных мест, обновить и устранить все пробелы и недоработки в правилах организации парковок, которые были приняты еще в 2012 году. Только благодаря всему этому можно будет понять, каким ресурсом обладает город. Пока же все достаточно хаотично. А те цифры, которые нам сейчас называют, я считаю, просто несерьезны (на уже упомянутой встрече с журналистами представитель акимата Алматы заявил, что за полтора месяца работы платных паркингов в городскую казну поступило 5 млн. тенге. - О. А.).
- И тогда будет неважно, как осуществляется парковка: при помощи человека или паркомата?
- Это всегда очень важно! Иностранные специалисты говорят, что нужно отказываться от практики использования людей в таких сферах. И современные технологии это позволяют. Возьмем пример Москвы, где тоже на протяжении многих лет пытались реализовать различные модели парковочных систем. Там схожая с нашей ментальность, поэтому ссылаться на различия нашего и европейского характера не получится. Так вот, москвичи долго набивали шишки, и вот сейчас наконец процесс пошел. Почему? Потому что они отказались от человеческого фактора! Там даже оплату парковок проверяют автоматизированные системы учета. И все деньги идут в местный бюджет.
- Но ведь и наши чиновники всегда могут сослаться на то, что мы только начинаем, делаем первые шаги...
- Сейчас это уже не аргумент - с момента начала проекта прошло целых два года. Хотя сразу было понятно, и эксперты предупреждали об этом: компании, которые тогда пришли в эту сферу, не справятся с поставленной задачей - у них не было никакого опыта. Так и вышло. Сейчас, когда чиновники говорят, что через три года в собственность города перейдет все оборудование, которое сегодня устанавливает частная компания, непонятно, что они имеют в виду. Камеру, жилет парковщика?
- Елена, а что вы думаете по поводу организации платных дорог в Алматы? Ведь парковки и этот проект - звенья одной цепи.
- До тех пор, пока Алматы не наведет порядок с платными парковками, начинать реализацию концепции платных дорог рано. Условно говоря, если вы не ходили в первый класс, вам нечего делать в средней школе. Здесь примерно такая же ситуация. Платные дороги - это инструменты более высокого уровня, и браться за них, не решив проблемы с парковкой, с моей точки зрения, неразумно.

Оксана АКУЛОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть