4913

Боливар не выдержит навар

На минувшей неделе мы сообщили о баснословных тратах, предусмотренных в госбюджете для приобретения спецтехники для нужд полиции (см. “Красиво служить не запретишь”, “Время” от 10.9.2015 г.). МВД ответило “Времени” в том смысле, что все нормально и опасаться за уже потраченные миллиарды (и планируемые к трате миллионы) не стоит.

В письме директора департамента госязыка и информации МВД РК Алмаса САДУБАЕВА в нашу редакцию пространно расписывается, что упомянутая нами более дешевая аппаратура “не соответствует требованиям” по ряду технических параметров. Напомним: в первую очередь речь идет о видео­регистраторах, которыми должны быть снабжены сотрудники полиции. Эти приборы фиксируют все, с чем сталкиваются инспекторы, в различных режимах записи, могут работать днем и ночью при любой температуре, могут быть подключены к различным устройствам обратной связи. Использование видеорегистратора может служить даже целям проверки правомерности действий полицейских. В общем, штука эта нужная до невозможности, особенно если учесть, что страна, экипируя служивых по последнему слову техники, стремится превратить органы правопорядка в действительно современный и эффективный инструмент государственной власти.
Однако путь к этой цели, как убедился автор этих строк, ухабист и тяжел.
В прошлом материале мы доказывали: закупки дорогостоящего оборудования непомерно дороги и приводили в пример предложения российской компании “СТК”, специализирующейся на поставках спецтехники. Выходило, что в смету конкурсов по госзакупкам, проводимых ДВД страны, заложена как минимум двойная стоимость тех самых видеорегистраторов.
В соответствии с нашими подсчетами в одном лишь департаменте внутренних дел Костанайской области (где конкурс еще только объявлен) на этом деле можно было бы сэкономить от 20 до 27 миллионов тенге (тогда как объявленная стоимость лота - 46,5 миллиона).
А теперь в масштабах страны это серьезные деньги - 5 миллиардов! И конкурсы проведены уже почти повсюду...
Вернемся, однако, к ответу МВД. В нем утверждается, что “товар закупается по наименьшей цене, которую предлагают поставщики, при условии соответствия их продукции технической спецификации” (выделено мной. - С. К.). Но, изу­чив конкурсные документы, а заодно - соответствующие ей рыночные предложения, я с удивлением обнаружил: полицейское ведомство получает (намеренно ли - другой вопрос) широкие возможности для, так сказать, навара!
Вот предложения еще трех компаний - ОАО МЗХМ “Искра”, “ПерсоналКам” и “ВСБ”. В сравнении с раскритикованной МВД фирмой “СТК” их товар отвечает требованиям техспецификации практически идеально. Объем памяти - 32 Гб, есть функция GPS-гео, камера 16 Мп (тогда как для конкурса достаточно и 8 Мп)… Лишь одно “но”: в типовых правилах наличествуют два интересных требования - о габаритах прибора и о его весе. Так, в МВД считают, что размеры видео­регистратора не должны быть более 100 х 60 х 40 мм, а вес - тяжелее 160 г.
Что же мы видим? Параметры регистратора компании “ПерсоналКам” - 100 х 63 х 32 мм. То есть на 2-3 мм больше, чем нужно МВД. Вес того же прибора - 175 г, а у компании “Искра” и того больше - целых 208 г, что, соответственно, на 15 и 48 г больше, чем указано в техспецификации конкурса. Надо думать, такое превышение веса и габаритов критично для полицейских нового типа, прошедших аттестацию и регулярно занимающихся физподготовкой?
Таким образом, в связи с несоответствием параметрам (судя по всему, очень важным) конкурса в нем может остаться лишь техника, предлагаемая фирмой “ВСБ”. Оговоримся сразу: против этой (как и любой другой, впрочем) фирмы мы ничего не имеем. Но ведь МВД заявляет, что “конкурент­ная среда позволяет существенно снизить стоимость закупаемой продукции”. А на деле выходит: установленные тем же МВД правила на корню убивают эту самую конкуренцию!
Кроме того, возникают сомнения в знании министерскими Закона РК “О госзакупках”, п. 3. ст. 17 которого не допускает указания в конкурсной документации “характеристик, определяющих принадлежность приобретаемого товара к отдельному потенциальному поставщику”.
Согласитесь, не было бы столь строгих требований о габаритах и весе маленького нагрудного прибора, участников многочисленных конкурсов в ДВД страны могло быть больше. Однако практически все они не стали туда соваться, а почему, мы только что объяснили.
Ну а теперь о самом вкусном - цене всего этого добра. В пересчете на казахстанский тенге видеорегистратор “СТК” стоит примерно 77,5 тысячи тенге. Прибор “Искры” - 80 тысяч тенге. Техника “ПерсоналКама” - 84 тысячи тенге. “ВСБ” продаст свой регистратор за 89 тысяч тенге.
Стоимость видеорегистратора, заложенная в бюджет конкурса, составляет… 176 тысяч 270 тенге. Как ни крути, кого ни возьми, а что-то слишком большая разница получается. И вы еще учтите, что бюджет просчитывался в прошлом году, когда валютный курс был страшно низок. Так в чей кошель утек навар?
В общем, комментарии излишни. Как говорится в подобных случаях, знал бы прикуп - жил бы в Сочи. Впрочем, есть еще одно обстоятельство, позволяющее надеяться: наши “раскопки” не будут напрасными. На днях мы получили письмо из Счетного комитета по контролю за исполнением бюджета, и. о. председателя которого Жансеит САРСЕНКУЛОВ сообщил: хотя “планом конт­рольных мероприятий на 2015 год проведение контрольных мероприятий в Министерстве внутренних дел не предусмотрено”, наша информация будет “принята во внимание при планировании конт­рольных мероприятий на последующие периоды”. Кстати, в ответе СК редакции предложено обратиться за комментарием в Минфин, ведающий вопросами госзакупок. Что мы и сделали, направив в ведомство Бахыта СУЛТАНОВА официальный запрос. Ждем ответа!

Стас КИСЕЛЁВ, коллаж Владимира КАДЫРБАЕВА, Костанай

Поделиться
Класснуть