7237

Зажравшийся автобус

Как перевозчики наживаются на пассажирах общественного транспорта и выкачивают деньги из бюджета

Одной из самых громких новостей этой недели стал приговор экс-депутату маслихата Актюбинской области Мейржану УНДИРГЕНОВУ, которому суд отмерил четыре года лишения свободы за мошенничество. Его подельник - бывший директор ТОО “Автопарк” Ербол АДИЛОВ - проведет в местах не столь отдаленных на год меньше. На чем погорели? Да чуть ли не на самой “убыточной”, если верить самим автобусникам - сфере - пассажирских перевозчиках. Они направляли в местный акимат данные об убыточности “Автопарка” и получали субсидии из бюджета. По такой нехитрой и весьма распространенной в наших палестинах схеме за шесть лет актюбинская парочка увела из казны более 4,5 миллиарда тенге. Но, как выяснилось, получать субсидии этот автопарк попросту не имел права. И на это, кстати, еще в 2014 году указывал заместитель директора ТОО “Научно-исследовательский институт транспорта и коммуникаций” Байболат БАЙМАХАНБЕТ (на снимке), который вместе с группой специалистов проводил в Актобе работы по оптимизации маршрутов общественного транспорта. 

- Два года назад наш институт выиграл тендер на проведение этих работ, и мы с коллегами выехали в Актобе, - вспоминает он. - Нам предстояло посчитать пассажиропоток по всем действующим в городе маршрутам. Было все согласовано, но мы с самого начала сталкивались с трудностями - нам попросту не давали работать, не пускали в автопарк и автобусы. Нам несколько раз приходилось преодолевать все новые и новые препоны, но мы все-таки смогли посчитать пассажиропоток и передали все данные в акимат. Тогда же я познакомился и с господином Ундиргеновым. На тот момент он был депутатом маслихата, а кроме этого, владел самым крупным в городе автопарком, обслуживающим порядка 80 процентов маршрутов. Меня пригласили на встречу с ним и господином Адиловым, который был директором этого предприятия, мы поговорили и разошлись. Я не думал, что когда-либо о нем услышу.
- Но в 2015 году вас снова пригласили в Актобе - на этот раз сотрудники Национального бюро по противодействию коррупции.
- Совершенно верно. Оказалось, что на Ундиргенова заведено уголовное дело, он обвиняется сразу по нескольким статьям, а у него дома нашли очень крупную сумму денег. Честно говоря, я не был удивлен. Когда мы в первый раз считали пассажиропоток в Актобе (данные о нем легко позволяют вычислить доход перевозчиков: этот показатель просто умножается на стоимость проезда), выяснилось, что рентабельность на всех маршрутах составляет порядка 25 процентов. Тогда я спрашивал у перевозчиков: как при таких показателях вы можете подавать документы на получение субсидий? Они не имели на это права, но при этом спокойно получали из бюджета очень крупные суммы.
Баймаханбет показывает мне документ за подписью руководителя отдела ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог города Актобе господина ЕРГАЛИЕВА, в котором указаны суммы субсидирования перевозчиков за 2012-2014 годы - 2 миллиарда 202 миллиона 138 тысяч тенге. Львиную долю из них получал тот самый автопарк.
- Представляете, какие суммы? И только за последнее время! - восклицает эксперт. - Это при том, что выплачиваться субсидии могут, лишь когда перевозчик несет убытки. Но в таком случае не может быть и речи о какой-то рентабельности. Знаете, здесь есть еще один интересный момент. Размер субсидий утверждает комиссия, в состав которой входят депутаты маслихата, налоговики, работники финансовых структур и т. д. Только с ее одобрения перевозчики могут получить эту компенсацию. Так вот сам Ундиргенов был председателем сессии маслихата, на которой решался вопрос о выплате субсидий. Это, конечно, недопустимо. Еще: если члены комиссии не согласны с цифрами, которые указывают перевозчики, они могут назначить аудиторскую проверку за их счет.
- Кто-то из членов комиссии в Актобе сомневался в расчетах перевозчиков?
- Нет, если судить по тому, что таких аудиторских проверок не было. Все просто соглашались с этими цифрами. Я не был на суде, но меня допрашивали по скайпу, и я еще раз сказал о том, что при такой рентабельности автопарк не имел права подавать расчеты на субсидирование. Тогда я видел, как отвечают на вопросы другие участники процесса. Например, судья спрашивает членов комиссии, которые одобряли эти суммы: “Как же вы подписали такой документ?” А они кивают друг на друга: не знал, не был в курсе происходящего и т. д. Мне непонятно, почему не понесли никакой ответственности руководители и сотрудники отдела ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог. Ведь они фактически способствовали хищению бюджетных средств, подписывая такие документы и не проверяя расчеты автопарка. К сожалению, это очень типичный пример. По моему личному убеждению, такая картина в сфере пассажирских перевозок имеет место по всей республике. Владельцы автопарков всегда жалуются: “Тариф на проезд слишком маленький. Мы едва сводим концы с концами”. Но кто-нибудь из них ушел из этого бизнеса? Никто. Если бы они находились в таком плачевном состоянии, как говорят, они давным-давно свернули бы свой бизнес.
- Сейчас у перевозчиков появится еще один козырь: цены на дизельное топливо больше не будет регулировать государство, и они вот-вот поползут вверх. Наверняка владельцы автопарков с новой силой начнут говорить о необходимости увеличивать тарифы.
- Согласен с вами. Сейчас они все будут об этом просить. Но прежде чем делать это, нужно проводить расчеты, брать данные о пассажиропотоке, прибыли и так далее. А не говорить: дизель подорожал, значит, и стоимость проезда нужно повышать. Это неправильный подход. Сейчас вообще сложилась непростая ситуация в сфере общественных перевозок, и, по-моему, в первую очередь виновато в этом профильное Министерство по инвестициям и развитию, в состав которого входит комитет транспорта. Во-первых, там практически нет специалистов, которые бы от и до знали эту сферу - в нее приходят случайные люди. А во-вторых, такое ощущение, что сотрудники комитета будто бы самоустранились от этих проблем. Например, издали тот же приказ о субсидировании, спустили в регионы - и будто забыли. Что там происходит на местах? Знают ли они об этом?
- Действительно ли наши перевозчики в таком тяжелом состоянии, как они говорят?
- Нет конечно! Есть трудности, есть убыточные маршруты, но вместе с тем в этой сфере множество предприятий, которые вообще не должны работать. Недавно мы считали пассажиропоток в Павлодаре. Вот посмотрите (на мониторе компьютера фото смотровой ямы, на которую перед выходом в рейс должны заезжать автобусы. Место припорошено снегом - никаких следов. - О. А.). Понятно, что сюда давно не заезжали автобусы. На базах автопредприятий нет необходимого оборудования, специалистов - ноль. Что это такое? В Павлодаре девять перевозчиков, я оставил бы четырех - тех, которые работают добросовестно, а с остальными расторгнул договор. Увы, но сейчас перевозчики думают не о безопасности пассажиров и улучшении качества их обслуживания, а только о прибыли. Опять же, спрашивается: куда смотрит комитет транспорта? Это же их вотчина.
- Но ведь перевозчики говорят, что они заложники этой сферы: мол, кто купит 10, а то и 20 автобусов?!
- Это все ерунда! Повторяю: никто не будет работать себе в убыток. А не спешат они обновлять подвижной состав, нанимать квалифицированных водителей лишь потому, что не хотят тратить на это деньги, их проще положить в карман. Почему в Алматы так и не заработала толком система “Оњай!”? Потому что в этом в первую очередь не заинтересованы сами водители - они получают мизерную зарплату и вынуждены зарабатывать непосредственно в автобусах. Зарплата водителей зачастую зависит от выручки. Разве это нормально? Они вообще должны быть отделены от наличных, а добиться этого можно, лишь установив гарантированную достойную оплату труда. Можно платить и премию, но она должна зависеть не от выручки, а от соблюдения графика и безопасной езды. А у нас все наоборот, отсюда и проблемы.
- Как вы оцениваете транспортную ситуацию в Алматы?
- Плохо. Я на днях проехал в 95-м автобусе. Зашел, приложил карточку “Оњай!” - не работает. Пришлось заплатить. Почти год прошел с момента внедрения системы - и ничего не изменилось. Повторяю, так будет до тех пор, пока мы не решим вопрос с водителями. Даже президент Нурсултан НАЗАРБАЕВ обратил внимание на “Оњай!” (о проблемах, связанных с внедрением системы электронного билетирования, глава государства говорил в феврале в ходе совещания по развитию Алматы. - О. А.). С тех пор прошло почти полгода, но ситуация почти не изменилась. Все это, конечно, очень печально.

Оксана АКУЛОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть