5429

Мотор! В камеру?

Служба экономических расследований по Алматы разыскивает 35 миллионов тенге, бесследно исчезнувших в процессе съемок кинофильма “Феникс”

Новый поворот в деле режиссера Талгада ЖАНИБЕКОВА, обвинившего министра культуры и спорта Арыстанбека МУХАМЕДИУЛЫ в вымогательстве. Видеообращение кинодеятеля получило широкое распространение, но стоило правоохранительным органам попросить его подтвердить свои слова, как Жанибеков тут же включил заднюю. Так что же побудило создателя так и недоснятого блокбастера организовать этот скандал? Вполне вероятно, что он таким образом пытался защититься от обвинений в хищении государственных денег. Как выяснилось, делом “Феникса” уже не один месяц занимается департамент госдоходов по городу Алматы…

Картина “Феникс” могла бы стать первым казахстанским фильмом-фэнтези, посвященным космосу и чудесному спасению планеты Земля. Однако Талгад Жанибеков и продюсер Тунгышбай ЖАМАНКУЛОВ (на снимке) превратили производство картины в один непрекращающийся финансовый триллер. Любое упоминание о “Фениксе” уже вызывает на “Казахфильме” иронический вопрос: как можно было получить финансирование из республиканского бюджета и все профукать? Впрочем, к несчастью для создателей научно-фантастического блокбастера, ответ на него интересует куда более серьезные инстанции, чем киностудия...
Как удалось выяснить корреспонденту “Времени”, cлужба экономических расследований по городу Алматы уже несколько месяцев ведет досудебную проверку по делу “Феникса”. Еще в 2014 году творческий тандем Жанибеков - Жаманкулов получил от “Казахфильма” 75 миллионов тенге на предподготовку фильма (тогда, к слову, это было более 400 тысяч долларов). Таких деньжищ, по оценкам опытных киношников, хватило бы на то, чтобы снять вполне себе приличную ленту. Авторы “Феникса” должны были начать поиск натуры, подготовить смету, определиться с подрядчиками по изготовлению компьютерной графики и так далее. А дальше - снимай не хочу!
Но как только деньги попали на счета ТОО “T.K. Turan Universal Business”, которое отвечает за “Феникс”, начали происходить странные вещи. Первым делом продюсер Жаманкулов определил зарплаты съемочной группы, поставив себе самую большую - более 400 тысяч тенге в месяц. Режиссер Жанибеков был удостоен вдвое меньшего оклада - 200 тысяч. Вы, возможно, удивитесь, но среди создателей “Феникса” оказались люди, фамилии которых отличались от режиссерской на одну букву - Джанибеков, Жаныбеков и т. п. Все они исправно получали деньги в течение полутора лет: только на зарплаты ушло почти 30 миллионов тенге. За эти деньги съемочная бригада подготовила тизер фильма - видеоролик-анонс продолжительностью чуть более трех минут. Снялись в нем четыре привлеченных исполнителя, которым - на круг! - заплатили фантастически мизерные деньги - 50 тысяч тенге (или по 12 500 на брата).
Конечно, можно сказать, что “артисты” особо не выкладывались - одна молодая девушка и вовсе несколько секунд пролежала в кадре полуголой. Тем не менее согласитесь: на фоне зарплаты того же продюсера сумма гонораров этой четверки отнюдь не поражает воображение...
К слову, само производство тизера, согласно финансовому отчету “Турана”, обошлось в шесть миллионов тенге. Из них четыре миллиона ушло на компьютерную графику компании Advanced. Всего же на счета этой фирмы было перечислено 14 лямов, причем 10 из них - за компьютерную графику всего фильма.
Но это еще не все. Шесть миллионов тенге (по курсу того времени - более 33 тысяч долларов) заплатили некоему ИП “Скарабей” за... услуги по организации приема актеров и встреч. То есть зарплата четверых актеров - меньше 300 долларов, а церемония их приема - более трех десятков тысяч “зеленых”!
Но даже собрав в кучу все эти удивительные расходы, создатели “Феникса” смогли доказать “Казах­фильму” целевое использование лишь 40 миллионов тенге.
Куда же делись остальные 35? Они так и остались висеть в виде задолженности. Во многом из-за того, что T.K. Turan Universal Business так халатно отнеслось к использованию госсредств, и возникли вопросы по дальнейшему финансированию блокбастера. Как можно было “потерять” почти 200 тысяч долларов, а на оставшиеся 200 снять всего лишь трехминутный ролик сомнительного качества?
Кстати, проморолик “Феникса”, размещенный на YoTube, не вызвал особого ажиотажа у казахстанцев - за два месяца он набрал всего 375 просмотров. Зато сотрудники службы экономических расследований проявили к нему неподдельный интерес. Они попросили специалистов изучить видео и приложили к материалам досудебной проверки два экспертных мнения. Вот лишь короткие цитаты из этих документов.
“С профессиональной и моей личной точки зрения этот продукт не соответствует стандартам киноиндустрии”, - пишет директор ТОО “Studio CUBIC” Дамир АЙНИКЕЕВ.
“При просмотре представленного тизера (проморолик к фильму “Феникс” на канале YoTube) пришел к выводу, что компьютерная графика в тизере сделана не на лучшем возможном уровне, - указывает директор ИП “Киндикбаев А. Т.” Аслан КИНДИКБАЕВ. - Я слышал, что фильм должен быть про космонавтику, но в тизере вижу пародию на фильмы “Разлом Сен-Андреас”, “2012”, “Навстречу шторму” и т. д.”.
Оба “рецензента” указывают: художественной ценности тизер “Феникса” не представляет. Скорее это набор штампов, смахивающих на голливудские блокбастеры - вот только копия оказалась гораздо хуже оригинала. Тот же Аслан Киндикбаев признается в своем отзыве: за компьютерную графику ролика он взял бы максимум 1,8 миллиона тенге - то есть пять тысяч долларов. Тогда как Жаманкулов и Жанибеков отдали технарям четыре миллиона - более 21 тысячи долларов! А всего за те же спецэффекты уже заплачено более 75 тысяч “зеленых”…
Таковы факты, установленные на сегодня следствием. Для полноты доказательной базы осталось назначить аудит деятельности T.K. Turan Universal Business, каковой либо подтвердит, либо опровергнет факт хищения. Но в любом случае г-дам Жанибекову и Жаманкулову придется где-то найти те самые 35 миллионов тенге. Или убедительно объяснить, на что конкретно они потрачены. Возможно, именно понимание фантастичности этой задачи заставляло “творческий дуэт” продюсера и режиссера горячо настаивать на продолжении финансирования картины в надежде перекрыть потери от аванса за счет поступления новых средств. Когда же этот сценарий провалился, им не осталось ничего другого, как переход на личности.

Михаил КОЗАЧКОВ, фото с интернет-ресурсов, Алматы

Вместо P.S. Как утверждали создатели “Феникса”, картину должен был финансировать не только республиканский бюджет, но и американская кинокомпания Aldamisa Entertainment в лице ее российского филиала “Альдамиса Рус”. Однако, как следует из ответа посла США в Казахстане Джорджа КРОЛА, которому был отправлен официальный запрос, американским дипломатам не удалось подтвердить факт взаимоотношений между компаниями Aldamisa Entertainment и “Альдамиса Рус”.

Поделиться
Класснуть