7114

Моя п… меня б…

Как люди в погонах “защищают” наши честь и достоинство

Полтора года две алматинки пытаются хоть как-то расшевелить сотрудников двух районных полицейских управлений южной столицы, расписавшихся в собственном бессилии прямо в зале суда.
Каждый день в социальных сетях активных пользователей всячески оскорбляют, задевая их честь и достоинство. В особо горячих случаях речь идет о разжигании межнациональной либо социальной розни. Но, как показывает практика, в наших палестинах главное не КАК оскорбляют, а КОГО...

На днях Алматинский районный суд Астаны обязал женщину опубликовать под своим именем в социальной сети Facebook опровержение сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию жителя столицы. Как выяснилось, героиня судебного процесса разместила в Facebook фотографию своего знакомого, назвав его… педофилом. Но экспертиза не подтвердила ее доводы, уголовное дело против мужчины прекратили, а оскорбившую его женщину наказали солидным штрафом - 200 тысяч тенге. В суде, комментируя это решение, конкретных фамилий не называли, зато обидчицу нашли оперативно, так же быстро собрали доказательства ее вины и присудили штраф. Скажете, быстрота реакции полицейских объясняется непростой личностью оскорбленного - утверждать не беремся. Как бы то ни было, алматинкам Марине Т. и Юлии Р. повезло меньше. Вот уже полтора года обе оби­вают пороги УВД Алмалинского и Бостандыкского районов Алматы, прокуратур этих районов и судов, добиваясь установления личности людей, написавших про них кучу гадостей в соцсетях.
- Первые оскорбления посыпались на меня в конце марта прошлого года, - рассказывает Марина, юрист частной компании. - Сначала я пыталась вразумить моего обидчика, писала ему, что я не п…, не б… и даже не конченая сука. Но от оскорбления моей личности он перешел на конкретные угрозы мне и моим родным. Потом и того хуже - начались наезды по национальному признаку: мол, ты, п…, дышишь чужим воздухом и ходишь по чужой земле. И вывод: меня нужно вые... Я поехала в УВД Алмалинского района, где полдня потратила, чтобы сдать заявление в канцелярию.
Марину уверили, что примут все необходимые меры, но спустя некоторое время она с удивлением узнала: расследование по ее заявлению вообще прекратили, даже не успев к нему приступить. Она написала жалобу в прокуратуру района, там возобновили расследование, но никаких следственных действий с Мариной не проводилось.
- Я передала полицейским скриншоты с оскорблениями, но в ответ услышала: максимум, что мы сможем сделать для вас, оказать правовую помощь. Но я как юрист знаю, что есть механизм расследования подобных дел, есть в МВД специальное управление, сотрудники которого выявляют преступления в сфере высоких технологий. Более того, я знаю немало примеров, когда такие преступления успешно раскрывали. Может, потому, что потерпевшими были влиятельные люди с большими связями, которых у меня нет, - разводит руками Марина.
После очередного вмешательства прокуроров полицейские Алмалинского РУВД снова уверили Марину: дело на контроле. Так и не дождавшись результатов этого “контроля”, Марина подала жалобу в Алмалинский районный суд. Вот там-то стражи правопорядка разыграли целое представление, предъявив судье… два тома уголовного дела. Но у служителя Фемиды сразу же появились вопросы по качеству собранных материалов: даты в постановлениях не совпадали, некоторые ходатайства Марины вообще исчезли из дела… В общем, как отметили в суде, полицейские должны были провести более тщательное расследование, а не заниматься формализмом. Кроме того, суд признал бездействие начальника отдела УВД Алмалинского района Ж. ТУРУСПАЕВА незаконным и “обязал его провести необходимые следственные действия для установления лица, которое нужно привлечь в качестве обвиняемого”.
- Это постановление суда полицейские не исполнили! - восклицает Марина. - Когда все эти, мягко говоря, недоработки следствия выяснились в суде, прокуроры попросили меня отозвать жалобу: мол, мы и так держим ход следствия на контроле, а тут есть вероятность схлопотать “частник” от судьи. Я сказала, что все должно быть по закону - на том и расстались…
А в конце прошлого лета девушка с удивлением узнала, что уголовное дело по ее оскорблению полицейские передали в суд, предъявив обвинение… неустановленному лицу!
- По-моему, в шоке был и судья, к которому это дело попало на рассмотрение, - смеется Марина. - Как можно обвинять неустановленное лицо?! Разве нет в алматинской полиции технических возможностей пробить IP-адрес? Конечно, есть. Значит, нет желания (или стимула) работать? - риторически вопрошает потерпевшая и сама себе отвечает: - Думаю, одна из двух причин в моем деле явно присутствует…
В общем, судья вернул уголовное дело на доследование, из РУВД оно ушло в прокуратуру, потом вернулось обратно, позже все материалы оказались в управлении дознания ДВД Алматы. И только там спустя 10 месяцев после подачи заявления (в декабре 2015 года) наконец-то начали следственные действия: назначили экспертизу, признали Марину потерпевшей и в январе 2016 года ознакомили ее с выводами судебных экспертов.
Из заключения судебных экспертов
“Общая направленность текста переписок пользователей с логинами aiaibbb, from sara определяется как негативное, пренебрежительное отношение к пользователю marilunya (Марина). Имеются высказывания оскорбительного характера, а также резко негативная оценка, выраженная в неприличной форме...”
К слову, этот документ утвердила директор Института судебных экспертиз Алматы З. УМИРБАЕВА. Казалось бы, какие еще доказательства нужны полицейским, чтобы установить IP-адрес виртуального хулигана, а значит - его личность? Но… Каждый раз, после того как Марина пишет ходатайства в ДВД Алматы, ей перезванивают и предлагают написать заявление в прокуратуру: пусть, мол, прокуроры дадут четкие указания.
- Дошло до того, что мне открытым текстом говорят: найти человека, оскорбившего вас в соцсети, нереально. Меня больше всего возмущает, что я не могу защитить свою честь и достоинство от всяких виртуальных хулиганов. Дознаватели говорят: “Марина, ты еще молодая, зачем тебе все это нужно?” Но я юрист и знаю, что процессуально расследовать такое дело вовсе несложно. Я не раз предлагала полицейским направить официальные запросы в офис Инстаграм, даже готовый текст на английском языке передала в ДВД. Видимо, под сукно положили, - печально вздыхает Марина. - У меня не было бы никаких претензий, если бы стражи закона исчерпали все возможности: направили запросы, дали поручение сотрудникам отдела “К”, чтобы те установили IP-адрес, и после всего этого сказали: мол, больше вам ничем помочь не можем. Но они же практически ничего не сделали… Я знаю многих людей, которых также оскорбляют в соцсетях, матерят, унижают достоинство, но они идти в полицию не хотят. Теперь я понимаю почему…
Вот и юрист Тимур ЕРДЖАНОВ (на снимке) со своим доверителем - известной казахстанской спорт­сменкой Юлией Р. - наступили на те же граб­ли, что и Марина.
- В нашем случае речь идет об оскорблении с уклоном на национальной почве. Это уже уголовное преступление, - считает он. - Я активный пользователь Интернета, там действительно царит полный хаос: люди, зная о своей безнаказанности, не стесняются в выражениях, зачастую используя трехэтажные маты. В лучшем случае пользователь просит модераторов удалить комментарии, и на этом все заканчивается. Я пытаюсь создать эффективный механизм расследования, чтобы все казахстанцы и те, кто пишет всякие гадости на них, четко понимали: есть закон, который защитит права ЛЮБОГО гражданина. Когда затрагивается интерес государства или влиятельных чиновников, полиция работает на зависть быстро.
По словам г-на Ерджанова, устав от бесконечных хождений по кабинетам Бостандыкского РУВД, он обжаловал бездействие полицейских в районном суде. Как выяснилось, его заявление вообще не расследовалось, а было... списано.
Из постановления судьи Бостандыкского райсуда Л. БЕКТЕМИРОВОЙ
“Признать незаконными бездействия участкового М. ЖАМ­ШИ и начальника ОП при УВД Бостандыкского района М. ШАЙ­ХИНА и обязать их устранить допущенные нарушения прав заявителя путем принятия мер по закреплению следов преступления. Списание заявления Юлии Р. в номенклатурное дело признать незаконным...”
- Этот документ был подписан 18 декабря прошлого года и передан в РУВД. Когда мы в очередной раз обжаловали бездействие полицейских, судья, мягко говоря, была в шоке: постановление суда четыре месяца (!) не исполнялось. Представитель РУВД заявил в суде: “Ваша честь, исполнить постановление невозможно”. Другими словами, офицер полиции расписался в бессилии от имени целого полицейского управления! После суда он подошел ко мне и говорит: “Поехали в УВД, объясни моему начальству, что мы конкретно должны делать”. Вот до чего мы докатились, - грустно улыбается Тимур Ерджанов. - Я спросил у полицейского: когда в соцсетях распространяют сообщения о свержении власти, затрагивают интересы государства, вы также будете бессильны что-либо сделать? Отвечает: там-то серьезная тема. Весь ДВД на уши встанет. Получается, оскорбление отдельно взятого гражданина страны - тема несерьезная? Насколько я знаю, IP-адрес легко устанавливается теми же полицейскими, не выходя из служебного кабинета. Но только не в нашем случае…
Юрист Ерджанов уверяет: в поисках истины он использует все возможности, чтобы наконец-то расшевелись полицейских. Есть два постановления суда, обязывающие следователей устранить все недоработки - оба документа не исполнены. Есть четкая статья в уголовном законодательстве, есть успешные методы расследования подобных дел. В конце концов, государство обязано защищать права каждого гражданина страны. И маховик следствия раскрутить на полную мощь не так-то уж и сложно, как говорится, было бы желание. А технические возможности для этого у полицейских имеются…
Напоследок еще одна любопытная деталь, связанная опять-таки с оскорблениями в соцсетях. После июльского теракта в Алматы, совершенного Русланом КУЛЕКБАЕВЫМ, в социальных сетях разместили коллективную жалобу на трех листах, подписав ее “личный состав ДВД г. Алматы”. Речь шла о министре внутренних дел Калмуханбете КАСЫМОВЕ. Генерал-полковника прямо не оскорб­ляли, его не материли, честь и достоинство, если сравнивать с Мариной и Юлией, не задевали. Анонимные пользователи писали о факте теракта, дальнейших действиях министра. О том, что многих жертв удалось бы избежать при более оперативном подходе к обезвреживанию террориста. В общем, как говорится, ничего личного. Копию этого письма поздно вечером отправили и в нашу редакцию. А уже ранним утром к нам пожаловали два офицера подраз­деления “К”. Поскольку у них не было мотивированного постановления следователя о возбуждении уголовного дела по заявлению гр. Касымова, мы не позволили полицейским изъять офисную технику. Они лишь попросили ознакомиться с текстом письма и, всего несколько минут покопавшись в компьютере, бодро отрапортовали своему начальству: IP-адрес установлен, остальное - дело техники.
Спрашивается, что мешает сотрудникам УВД Алмалинского и Бостандыкского районов по такой же схеме установить пресловутые IP-адреса обидчиков Марины и Юлии?

Тохнияз КУЧУКОВ, рисунок Владимира КАДЫРБАЕВА, Алматы

От редакции  Мы обратились в ДВД Алматы за комментариями, свою точку зрения полицейские пообещали предоставить позже - после изучения всех материалов уголовных дел.

Поделиться
Класснуть