5200

Слепой надзор

Осуждённому создали все условия для бегства

В Караганде осужденный, которого вывезли из колонии для участия в хозяйственных работах на территории областного департамента УИС (!), улизнул из-под присмотра надзирателей и потом наслаждался волей более двух недель. Все это время оперативники сразу нескольких местных исправительных учреждений так рьяно его искали, что сожгли около двух тысяч литров бензина.

Информация о розыске сбежавшего 28-летнего осужденного Андрея ДЯТЛОВА взбудоражила Караганду в минувшем июне. За плечами беглеца имелось две судимости: за грабеж и угон автомобиля, совершенный в группе лиц. Четырехлетний срок за первое преступление он отмотал от звонка до звонка. Вскоре после освобождения Дятлов вляпался в новый криминал, получил статус рецидивиста и был приговорен к шести годам лишения свободы. По истечении трети срока его за хорошее поведение перевели из колонии строгого режима в учреждение минимальной безопасности - колонию-поселение АК-159/20, расположенную в здании бывшей школы поселка Долинка. В отличие от “строгача” здесь более мягкие условия содержания: осужденные могут иметь при себе деньги, получать посылки и встречаться с родными на свиданиях без ограничений. Их не охраняют автоматчики на вышках, сидельцы могут свободно передвигаться в границах учреждения и с разрешения администрации бывать в прилегающем населенном пункте, если это связано с работой или обучением. Трудиться, к слову, заключенные могут либо на расположенном в учреждении предприятии, либо в “вольных” организациях за его пределами. Разумеется, с позволения руководства колонии и при составлении трудового договора. Еще их могут привлекать к бесплатным работам по благоустройству колонии, где они отбывают наказание.
А вот с какого перепуга 9 июня прошлого года Андрея Дятлова и еще троих заключенных вывезли из Долинки в Караганду и велели им работать на территории областного департамента уголовно-исполнительной системы, большая загадка. Да и вообще, далеко не сразу вскрылось, что удрал он именно из-под носа бастыков регионального ДУИС. Ведь после ЧП сотрудники ведомства заявляли журналистам, что Дятлов, пользуясь свободой передвижения, покинул рабочее место в колонии-поселении. И шили ему вовсе не побег, а “уклонение от отбывания наказания в виде лишения свободы”.
А вот что рассказал в суде сам Андрей об обстоятельствах того дня: “Вместе с другими осужденными под ответственным контролером ДОСМАГАМБЕТОВЫМ Ф. из АК-159/20 поехали на работу в ДУИС
г. Караганды по улице Поспелова, 17 (центр города. - И. М.). Приехав, стали работать, клали асфальт перед КПП возле шлагбаума, таскали бордюры. Когда рядом никого не оказалось, так как контролер ушел по нужде, без разрешения ушел с территории ДУИС и пешком направился в сторону домов. В кармане были деньги, заработанные в учреждении. На такси приехал в Майкудук, где снял квартиру у незнакомого человека. Находился на съемной квартире около двух недель, до 24.06.2016 года, где был задержан сотрудниками ДУИС по Карагандинской области”.
В приговоре также рассказывается о том, какие силы были брошены на поиски беглеца. В них участвовал личный состав пяти учреждений: АК-159/1 (карагандинский СИЗО), АК-159/11, АК-159/17, АК-159/18 и АК 159/20. При этом областной ДУИС задействовал в розыскных мероприятиях четыре служебных автомобиля, и еще девять машин выделили близлежащие к Караганде колонии. Согласно путевым листам и справкам по расходу горюче-смазочных материалов, предоставленным юристом колонии-поселения, которая проходила в деле как потерпевшая сторона, оперативники за время поисков израсходовали 1900 литров бензина на общую сумму 229 тысяч 270 тенге. Эти деньги по приговору суда теперь предстоит выплачивать Дятлову в качестве возмещения материального ущерба, понесенного государством в лице надзирателей. Помимо того к его неотбытому сроку добавили еще один год лишения свободы, и в целом париться на нарах ему предстоит еще три с половиной года. Теперь уже в колонии строгого режима.
Между тем нам стало любопытно, почему сотрудники уголовно-исполнительной системы столь громко говорили о поимке беглеца-рецидивиста, а вот по поводу степени своей ответственности в скандальном инциденте поймали тишину. Мы обратились с запросом в курирующее их ведомство - МВД и попросили ответить на несколько вопросов. Нас интересует, по чьему приказу четверо осужденных колонии-поселения АК 159/20 под конвоем и в присутствии дежурного офицера были доставлены в ДУИС Карагандинской области? На каких основаниях они занимались там работами по укладке асфальта и переноске бордюров? Имел ли при таких обстоятельствах Дятлов право располагать наличными деньгами? Был ли наказан кто-либо из сотрудников ДУИС, не обеспечивших надлежащий надзор за осужденными, что и привело к побегу одного из них? Теперь с нетерпением ждем ответа.

Хроника побегов из колоний Карагандинской области

- 5 апреля 2016 года из учреждения АК-159/17 (сангородок) сбежал осужденный, прибывший из АК-159/20. Был пойман через несколько часов после побега.

- 9 ноября 2014 года состоялся побег двух арестантов АК-159/1 (карагандинский следственный изолятор). Молодые люди отогнули решетки в туалете и спустились со второго этажа с помощью ремня. Пару дней беглецы прятались по подвалам, а на третий явились в квартиру знакомого, где их задержали.

- 6 апреля 2012 года из каражальской колонии АК-159/22 пытался сбежать заключенный. Он сумел перелезть через основное заграждение учреждения. Однако пробыл на воле всего три минуты: его обнаружили в десяти метрах от маскировочного ограждения и задержали. В тот же день из медико-санитарной части учреждения АК-159/6 сбежал проходивший там лечение сиделец. Его настигли в поле, расположенном в 12 километрах от поселка Долинка.

- В ночь на 14 августа 2011 года из колонии-поселения АК-159/20 сбежали трое заключенных. Двоих задержали на следующий день, третий сдался сам спустя двое суток.

Комментарий в тему

Адвокат Айман УМАРОВА:
Кто дал заключенным статус рабов?
- Я полагаю, что в действиях сотрудников имеется состав такого уголовного правонарушения, как “превышение полномочий”. Это как минимум. Прокуратура обязана была отреагировать. При усмотрении в действиях сотрудников признаков совершения уголовно наказуемого правонарушения должны были инициировать досудебное расследование. Кроме того, кто дал заключенным статус рабов? Как известно, никто не должен работать без оплаты, иначе это можно расценить как эксплуатацию чужого труда. Осужденные не приговариваются к бесплатному труду. Уголовно-исполнительным кодексом РК это также не предусмотрено.

Ирина МОСКОВКА, коллаж Владимира КАДЫРБАЕВА, Караганда

Поделиться
Класснуть