7100

Бойцы недвижимого фронта

Корреспонденты “Времени” обнаружили еще одну квартиру, незаконно выданную родственнику заместителя председателя правления Жилстройсбербанка Айжан Медеуовой

Не утихает скандал вокруг топ-менеджеров Жилстройсбербанка, сумевших получить льготные квартиры, строительство которых профинансировало государство. Ранее газета “Время” рассказала об изобретательности руководителей ЖССБ, которые разводятся со своими супругами, лишь бы обеспечить семьи дополнительной жилплощадью. Например, бывший директор мангистауского филиала банка Данияр БАЙМАГАМБЕТОВ так своевременно расстался с женой, что сумел заполучить сразу две четырехкомнатные столичные квартиры в одном подъезде по программе “Доступное жилье-2020”.
А его бывшая начальница Айжан МЕДЕУОВА, в свое время возглавлявшая филиал ЖССБ в Астане, а ныне занимающая должность зампреда всего банка, сделала его клиентами сразу нескольких членов своей семьи - родную сестру, бывшего мужа и себя любимую. И каждый получил по отдельному жилью. Но ставить точку в этой микроистории еще рано. Как удалось выяснить нашей редакции, Айжан Туракбаевна обеспечила квартирой еще и родного брата!

Интерес к расследованию хит­рых схем внутри Жилстройсбербанка, которое проводит “Время”, растет с каждым днем. Первый материал, посвященный трем квартирам Айжан Медеуовой, только на сайте time.kz собрал более 17 тысяч просмотров, а также стал поводом для депутатского запроса фракции партии “Ак жол” (см. “Её мечты сбылись. Что скажет мажилис?”, “Время” от 1.3.2017 г.).
Следующая публикация, рассказавшая читателям о телодвижениях бывшего директора мангистау­ского филиала ЖССБ Данияра Баймагамбетова, который так вовремя развелся с супругой и уволился, что сразу получил две элитные квартиры в Астане - для себя и жены, за каких-то четыре дня заинтересовала уже более 27 тысяч человек. Данияр Шалгинбаевич учел вроде бы все: при получении недвижимости все законы и внутренние правила банка были соблюдены, поскольку он и его жена Алтын БАЙМАГАМБЕТОВА к тому времени уже официально расстались по решению суда, да и сам он покинул банк, когда пришло время подписывать контракт на приобретение жилья. Не учел он лишь одного - Алтын оказалась любительницей социальных сетей и спустя два с половиной года после развода опубликовала в Фейсбуке фотографию с бывшим мужем и незатейливой подписью: “В браке с Данияром Баймагамбетовым 11 лет”. Получился юридический казус: для кредитного комитета Жилстройсбербанка, одобрившего выдачу двух квартир, Алтын и Данияр уже чужие люди, а для друзей в соцсетях по-прежнему семейная пара (см. “Бракорасчётный процесс”, “Время” от 4.3.2017 г.)!
Примечательно, что сразу же после выхода “Бракорасчетного процесса” Данияр Баймагамбетов удалил абсолютно все свои фото­графии из соцсетей, а его экс-супруга не только избавилась от снимков, но еще и переименовала свой профиль. Была Алтын Баймагамбетова - стала некая Ла Ли. Интересно, для чего это было сделано? Может быть, чтобы сбить со следа правоохранительные и надзорные органы, которые могли заинтересоваться семейным подрядом в ЖССБ и фоточками в соцсетях?
Конечно, кому-то слова о проверках со стороны госслужб могут показаться громким заявлением, однако мы точно знаем, что Генеральная прокуратура деятельность Жилстройсбербанка изучает регулярно. И, надо отметить, надзорный орган уже находил незаконно выданное жилье родственнику… Айжан Медеуовой!
Случилось это ровно 10 лет назад, в далеком 2007 году. Тогда Генеральная прокуратура подготовила целый доклад о нарушениях в жилищном и земельном законодательстве, который был представлен Совету безопасности. Этот текст, так же как и все факты, выявленные при проведении проверки, легко можно обнаружить в Интернете. Если, конечно, правильно искать. Попался этот документ и на глаза корреспондентам “Времени”. И выяснилось, что в шкафу у семьи зампреда ЖССБ Айжан Медеуовой есть еще один скелет.
Мало кто знает, что до замужества госпожа Медеуова носила совсем другую фамилию - была она Калиевой. Росла маленькая Айжан в большой семье, у нее семь сестер и братьев. И так получилось, что один из ее братишек тоже стал счастливым обладателем собственного жилья, построенного за счет государства.
Жанабай КАЛИЕВ получил квартиру в Актобе, поскольку попал в список казахстанцев, имевших право на приоритетное приобретение жилья. В ту пору, как многие помнят, действовала государственная программа развития жилищного строительства на 2005-2007 годы. Тогда же были определены категории лиц, имевших преимущества при получении недвижимости - например, молодые семьи с детьми, а также госслужащие.
Жанабай Туракбаевич, младший брат Айжан Медеуовой, трудился в частной фирме и официально в браке не состоял. Как же он попал в список приоритетных получателей жилья? Увы, ответа на этот вопрос мы не знаем. И, разумеется, чистым совпадением является тот факт, что именно в период распределения этих квартир его старшая сестра Айжан возглавляла западное представительство Жилстройсбербанка!
Как бы то ни было, проверка установила, что Жанабай Калиев получил свою квартиру незаконно, и его фамилия оказалась в докладе Генпрокуратуры. По идее, он должен был вернуть недвижимость государству, но случилось это или нет, нам неизвестно. По нашей информации, к тому моменту он уже продал жилье, а как утрясал вопросы с госорганами и ЖССБ, остается тайной.
Что интересно, та ситуация с явной фальсификацией данных младшего брата никак не отразилась на карьере Айжан Медеу­овой. Через какое-то время она пошла на повышение и возглавила престижный филиал Жилстройсбербанка в столице. Затем был перевод в Алматы и, наконец, избрание на должность заместителя председателя правления всего банка.
Вот и получается, что только у двух топ-менеджеров Жилстройсбербанка - Медеуовой и Баймагамбетова - на себя и ближайших родственников, пусть некоторые из них и числятся бывшими супругами, было оформлено сразу 6 квартир! И это только те объекты недвижимости, о которых мы знаем. А ведь в ЖССБ десятки руководителей высшего звена! Есть ли уверенность, что, кроме двух наших героев, никто больше не нашел лазейки в законах и правилах банка? Судя по всему, тут уже без Генеральной прокуратуры не разберешься…

Михаил КОЗАЧКОВ, Алматы

Поделиться
Класснуть