10563

Ловушка для лохов

В Астане завершился громкий судебный процесс над группой финансовых мошенников

Уж сколько трубят о том, что невозвратных и дешевых кредитов, как и легких денег, не существует, но по сей день встречаются люди, которые попадаются на удочку проходимцев. Так произошло и с жителями Тайыншинского района Северо-Казахстанской области.
Легкий способ заработать деньги придумали пятеро компаньонов. Воспользовавшись доверчивостью и юридической неграмотностью людей, они оформили на них кредитов на общую сумму 138 миллионов (!) тенге. Но красивой, беззаботной жизнью мошенники наслаждались недолго - правоохранительные органы раскрыли их преступную схему, и они отправились за решетку.
Подробности этой истории, в которой пострадали 160 человек, корреспонденту “Времени” рассказал судья специализированного межрайонного суда по уголовным делам Астаны Кажымухан МЕКЕМТАС (на снимке), под председательством которого прошел процесс первой инстанции.

В 2012 году проживавшая в Астане безработная супружеская пара Асемгуль АЙТБАЕВА и Максим РАССОХИН придумала хитросплетенный план наживы. Они разместили в газетах и на автобусных остановках объявления о помощи в быстром получении банковского кредита: без подтверждения доходов, волокиты и тому подобное. Условия и впрямь на первый взгляд казались заманчивыми: оформляешь, к примеру, товарный заем на сумму 600 тысяч тенге, из которых на руки сразу получаешь половину, купленный товар отдаешь заказчику, получаешь свое вознаграждение - и можешь забыть о кредите.
Одной из первых клиенток стала столичная жительница Лилия ОТТ. Айтбаева разглядела в ней потенциально хорошего партнера и предложила сотрудничество - подыскивать людей, которые соглашались бы оформлять на себя кредиты. Долго не раздумывая, Лилия принимает предложение Айтбаевой и начинает поиск заемщиков в Тайыншинском районе Северного Казахстана, где проживают друзья и родственники бывшего сожителя Отт.
Надо признать, Отт обладает поразительным умением убеждать людей и входить к ним в доверие. Тех, кто соглашался на сделку, она привозила в Астану и дальше действовала по указанию Айтбаевой: заходила в торговый центр, обращалась к оформляющему кредиты менеджеру банка Жаксыкелды ШАРИПОВУ и на полученный кредит приобретала товар. Конечно же, Шарипов, как и его напарник менеджер банка Жолдыбай КАКЕН, тоже был в сговоре с Айтбаевой и получал свою долю с выручки.
Чтобы на бумаге подтвердить платежеспособность заемщиков, они “рисовали” им зарплаты, хотя многие из обманутых официально нигде не работали. Получив кредит, ничего не подозревающий заемщик отдавал товар Отт, а в качестве вознаграждения получал от 5 до 10 процентов от суммы займа. Затем Лилия отправляла его восвояси, заверив, что в дальнейшем сама будет погашать кредит.
- Мошенническая схема была такова: от оформленных на клиентов денежных или товарных кредитов Айтбаева и Рассохин получали от 20 до 40 процентов от суммы кредита, учитывая, что купленный на эти деньги товар продавался в среднем за 85 процентов от стоимости, чтобы быстро получить выручку. Отт, банковские менеджеры и заемщики - по 10-15 процентов, а оставшаяся сумма шла на погашение кредита в первые 2-3 месяца. Айтбаева, ранее работавшая в банке, знала, что если клиент в течение двух-трех месяцев погашает свой заем, то он уже не является злостным неплательщиком, - отмечает судья Мекемтас.
Постепенно в Тайыншанском районе по сарафанному радио разлетелась информация, что якобы в Астане на выгодных условиях можно получить кредит. Среди потерпевших оказалась и жительница города Тайынша Алена БАЛАШОВА. Она рассказала, как в 2013 году через подружку, которая тоже попалась на удочку мошенников, узнала, что банк якобы предоставляет новую услугу для молодых мам: возьми новый кредит, и банк полностью спишет тебе долг по ранее оформленному кредиту. Алена тогда ждала ребенка.
- Я позвонила по номеру телефона, который мне дала подруга. На звонок ответила Лилия Отт. Она убедила меня в том, что второй кредит мне не придется погашать, мол, банк выдает кредиты, чтобы улучшить свои показатели. Я поверила. Приехала в Астану, оформила кредит на 1 миллион тенге. Отт дала мне 70 тысяч тенге, и я уехала. О том, что это обман, я поняла, когда сотрудники банка стали обрывать мой телефон, - рассказала Алена Балашова.
До сих пор переживает, что позволил себя облапошить, и Николай ФЕСЮН. Его Лилия Отт убедила в том, что он улучшит свою кредитную историю и станет почетным клиентом, если возьмет кредит в Евразийском банке.
- Нам как раз нужны были деньги, чтобы помочь сыну дом построить. И тут, думаю, удобный случай подвернулся. Эта Отт просто какими-то навыками гипноза обладает, что ли… На слово поверил, а через несколько месяцев, когда позвонили из банка и предъявили претензии из-за просрочки платежа, понял, что влип, - вспоминает Фесюн.
В 2014 году обманутые заемщики обратились в тогдашнее Агентство по борьбе с экономической и коррупционной преступностью (финансовая полиция). В отношении Айтбаевой, Рассохина, Отт, Шарипова и Какена было возбуждено уголовное дело по части 4 статьи 177 УК “мошенничество, совершенное в особо крупном размере”. Как отмечает Кажымухан Мекемтас, Айт­баева была поймана с поличным во время получения помеченных денежных средств от очередного обманутого заемщика.
Все участники сговора на допросах признали вину, однако некоторые из них в суде стали отказываться от своих слов. Так, Асемгуль Айтбаева и Максим Рассохин утверждали, что не имеют никакого отношения к этому делу, дескать, они просто скупали товар у Лилии Отт, а сотрудники финпола на допросе якобы ввели их в заблуждение.
- Допрос Айтбаевой проходил в присутствии нанятого ею адвоката Анатолия ПАНЧЕНКО, то есть в условиях, когда ее права и обязанности были полностью защищены. Она знала о своем праве не давать показания и не признавать вину. Однако Айтбаева призналась в совершении уголовного правонарушения и даже заявила, что на деньги, полученные мошенническим путем, они с мужем приобрели несколько дорогих автомобилей и однокомнатную квартиру в Астане, - рассказывает Кажымухан Мекемтас.
Так, за два года своего преступного промысла супруги успели обзавестись автомашинами марки “тойота хайлендер” и “ауди А4”, а также квартирой. Это не считая норковых шуб, дорогой бытовой техники, украшений и прочих ценных вещей.
- К доводам Айтбаевой и Рассохина о том, что следователи вынудили их дать такие показания, суд отнесся критически, так как сотрудники финансовой полиции не могли знать о том, что данное имущество куплено на средства от преступной деятельности и оформлено на сестру Асемгуль Алию АЙТБАЕВУ. Кроме того, в ходе обыска оперативники нашли вещественные доказательства, в частности дорогостоящую норковую шубу. Да и как человека можно ввести в заблуждение, если рядом присутствует его адвокат? - замечает Мекемтас.
Судья также подчеркивает: если подозреваемый не воспользовался своим правом отказаться от дачи показаний до начала первого допроса, то его показания согласно части 6 статьи 64 УПК могут быть использованы в качестве доказательств в уголовном процессе, в том числе и при его последующем отказе от этих показаний. В подтверждение вины Асемгуль Айтбаевой судья отмечает: Шарипов и Какен сообщили, что оформляли кредиты по ее просьбе и получали от нее вознаграждение. Кроме того, Айтбаева и Рассохин официально нигде не работали и не были зарегистрированы как индивидуальные предприниматели или хозяева ТОО.
В свою очередь Лилия Отт в ходе досудебного разбирательства призналась, что совершала противоправные действия под руководством Айтбаевой, однако впоследствии пошла на попятную - написала письмо-раскаяние, в котором сообщила, что якобы оговорила и подставила ни в чем не виновную Асемгуль. Но суд не принял это во внимание и вынес обвинительный приговор Айтбаевой на основе ее же показаний и допроса свидетелей и потерпевших.
- В материалах уголовного дела от всех потерпевших имеются заявления с просьбой привлечь к уголовной ответственности всех обвиняемых. В ходе судебного разбирательства я лично допросил 57 потерпевших. От остальных, по тем или иным причинам не сумевших принять участие в процессе, поступили соответствующие письменные заявления. По закону суд имеет право рассматривать дело в их отсутствии, - пояснил Мекемтас.
Суды первой и апелляционной инстанций вынесли обвинительный приговор пятерым участникам сговора, но Генеральная прокуратура внесла протест. Точку в этом деле недавно поставил Верховный суд, оставив в силе обвинительный приговор. Айтбаева осуждена на 5 лет колонии общего режима, Рассохин и Отт - на 4 года 6 месяцев каждый, Шарипов получил 3 года, Какен - 1 год 1 месяц. У всех осужденных конфисковали имущество, добытое преступным путем, а также обязали выплатить ущерб, нанесенный потерпевшим. Отметим, что все члены данной мошеннической группировки довольно молодые люди: самой старшей из них, Айт­баевой, 35 лет, а самому младшему, Какену, 26.

Лэйла ТАСТАНОВА, фото автора, коллаж Владимира КАДЫРБАЕВА, Астана

Поделиться
Класснуть