13851

В чём дело, СЭР?

Почему Хаким Максут и его супруга упорно строят козни своему партнеру по бизнесу Талгату Мергенбаеву

По словам г-на Мергенбаева, на рынке микрокредитов он работает больше десяти лет - создал рабочие места, исправно платит налоги, нуждающихся клиентов хоть отбавляй. Три года назад Хаким пригласил Талгата в ресторан, где и предложил свое партнерство в бизнесе - как оказалось, супруга Хакима Дильнара была сокурсницей Мергенбаева. Как выяснится позже, Хаким Максут в период с 2007 по 2015 год был одним из руководителей ТОО “Казахстанско-Китайский Трубопровод”, где заработал кругленькую сумму в долларах, которые хотел бы прокрутить... В результате некогда стабильный бизнес по выдаче микрокредитов сейчас трещит по швам.

- В компании Reliance credit group учредителем была моя мама. Хаким со своей супругой Дильнарой ХАМРАЕВОЙ уговорил меня, чтобы я убедил маму продать им 50 процентов доли в бизнесе, пообещав вложить порядка 7-8 миллионов долларов, - рассказывает Талгат Мергенбаев. - Сделка была оформлена, по согласию сторон вложенные средства семья Максута должна была забрать в установленные сроки, которые еще не наступили. Первый транш - миллион долларов - они вложили как учредители: половину доли компании мы оформили на Дильнару. Чуть позже Хаким уговорил меня взять на работу его зятя Хайруша ЖАДЫБАЕВА. Чуть раньше уволили самого Хакима. Не дожидаясь подписанных сроков, Хаким стал требовать у меня выплачивать ему ежемесячное вознаграждение - 10-20 процентов от вложенных средств. Мы даже не успели толком прокрутить эти деньги, но партнер по бизнесу настаивал: мне нужны проценты…
Первый договор частичного возврата был подписан 18 марта прошлого года. Согласно этому документу ТОО “Reliance credit group” выплатило Дильнаре Хамраевой 168 900 000 тенге - по тому курсу ровно полмиллиона долларов. Спустя два месяца Хаким приехал в офис компании и, сославшись на объявленную легализацию денег, попросил выплатить ему вложенные средства. На этот раз компания перечислила Дильнаре куда более внушительную сумму - 800 тысяч долларов. Естественно, такой поворот событий не устраивал Мергенбаева, о чем он сообщил Хакиму. Ведь партнеры по бизнесу еще на сухом берегу договорились о сроках возврата и оформили сделку юридически. Но если Максут каждые два месяца будет забирать по 500-800 тысяч долларов в качестве вознаграждения (за такой короткий срок даже на самых крупнейших предприятиях вряд ли набегают такие сумасшедшие проценты), то совместный бизнес, раскручиваемый в течение десятка лет г-ном Мергенбаевым, может обанкротиться.
Максут вроде бы все понял и пообещал лишний раз не тревожить Талгата - тем более что Хаким не имел никакого отношения к этой компании, а был лишь мужем второго учредителя. Однако спустя несколько дней Мергенбаева вызвали в УВД Алмалинского района Алматы: там выяснилось, что Дильнара Хамраева написала заявление с просьбой привлечь Талгата Мергенбаева к уголовной ответственности за… мошенничество!
- Я долго пребывал, мягко говоря, в состоянии шока: хотя ни один довод Дильнары не имел под собой никаких оснований, следствие раскрутилось на полную катушку. И только после того, как полицейские убедились, что я не мошенник, уголовное дело прекратили, - вспоминает г-н Мергенбаев.

Из постановления старшего следователя Алмалинского РУВД М. КУРМАНБАЕВА

“Истребованы сведения из базы данных, согласно которым Д. Хамраева действительно является учредителем ТОО “Микрокредитная организация” с 50-процентной долей. Кроме того, к материалам уголовного дела приобщена копия договора между ней и ТОО “Reliance credit group”, согласно которому возврат денежных средств должен осуществиться в установленные договорами сроки. Но этот срок еще не наступил, в связи с чем доводы Хамраевой о факте обмана являются несостоятельными. Уголовное дело прекратить в связи с отсутствием состава преступления...”
Этот документ утвердил прокурор Алмалинского района Мадияр БАСШИБАЕВ, но Хамраеву это не удовлетворило: Дильнара подала иск в специализированный межрайонный экономический суд Алматы. Она просила назначить аудиторскую проверку финансовой деятельности и принудить ТОО “Reliance credit group” предоставить все документы ревизорам. И в заявлении в полицию, и в исковом в суд доводы одни и те же: мол, Мергенбаев не выплачивает ей обещанную прибыль и не хочет предоставлять финансовый отчет.
Председательствующий судья М. ЕРЗАКОВ отклонил исковые требования, посчитав доводы г-жи Хамраевой несостоятельными. Как выяснилось в ходе судебных разбирательств, Дильнара написала четыре письма в ТОО “Reliance credit group”, и руководство этой фирмы направило ей столько же письменных ответов с уведомлением на адреса, указанные самой Хамраевой. В двух случаях она отказалась получать письма, а в оставшихся двух по указанным адресам ни Дильнара Хамраева, ни ее супруг Хаким Максут не проживали…
Кроме того, в суде выяснилось: микрокредитная организация заключила договор на проведение инициативного аудита, после получения результатов руководство ТОО “Reliance credit group” предоставило отчет аудиторов всем участникам - следовательно, никаким обманом и не пахло. Более того, и на следствии, и в суде юрист микрокредитной организации предоставил два договора, где черным по белому написано: учредитель ТОО Дильнара Хамраева получила в качестве процентов 1,3 миллиона долларов.
Апелляционная коллегия по гражданским делам Алматинского городского суда, где Дильнара Хамраева обжаловала решение суда первой инстанции, не нашла никаких оснований для отмены этого решения.
- Казалось бы, в споре двух партнеров по бизнесу поставлена точка. Тем более что постановление апелляционной судебной коллегии вступило в законную силу в день оглашения - 21 декабря 2016 года. Но Хамраева написала на Талгата Мергенбаева еще одно заявление в полицию, однако в феврале этого года уголовное дело прекратили за отсутствием состава преступления.
- Мы не раз пытались призвать к совести своих партнеров и хотели понять, почему Дильнара с Хакимом пытаются выставить меня мошенником, но тщетно, - разводит руками Талгат Мергенбаев. - Она пишет заявления в различные правоохранительные органы, судится со мной больше года, но все ее доводы признаются несостоятельными. Тем не менее со стороны Максута и Хамраевой мы по сей день получаем угрозы. Я уже не говорю о подорванной репутации... По моему мнению, Хаким Максут хочет прибрать прибыльный бизнес к своим рукам, используя свои знакомства в силовых структурах. В том числе и в службе экономических расследований (СЭР). Еще в начале совместного бизнеса он говорил: “Я вынужден включить в состав учредителей свою жену. Если сам войду в этот бизнес, то ко мне могут появиться разного рода вопросы...”
По словам г-на Мергенбаева, 26 января этого года оперуполномоченный СЭР департамента госдоходов Алматы Максим ПАХНО предложил бухгалтеру ТОО “Reliance credit group” Айман СЕРИКБАЕВОЙ “пойти на сотрудничество и предоставить информацию”. Талгат говорит, что после разговора с Максимом бухгалтеру пришлось вызвать неотложку, медики госпитализировали Серикбаеву с диагнозом гипертонический криз.
- Позже нам сообщили: по заявлению Хамраевой, адресованному в ДГД Алматы, начато досудебное расследование, - говорит Талгат. - Мол, начальник управления СЭР Таир ТОЛЕПБЕРГЕНОВ поручил оперативнику Пахно собрать на меня и компанию материалы для досудебного расследования. Но вся моя деятельность на рынке микрокредитов оформлена законно, никакими махинациями, отмыванием денег я не занимаюсь. Хаким и его жена Дильнара это прекрасно знают, но никак не успокоятся. Сначала пытались через полицию сделать из меня отпетого мошенника, потом подали иск в суд. А когда им отказали, решили, как я думаю, задействовать сэровцев. Хотя перед законом я чист, все же опасаюсь: отец Хакима - известный в стране нефтяной олигарх, у которого немало влиятельных связей, в том числе и в силовых структурах…
И еще одна любопытная деталь: прокурор Алмалинского района Алматы Мадияр Басшибаев вдруг реанимировал прошлогоднее уголовное дело в отношении Мергенбаева, которое, напомним, было дважды прекращено за отсутствием состава преступления и утверждено самим же г-ном Басшибаевым. Вы, конечно же, поинтересуетесь, что же послужило поводом для “прозрения” недремлющего прокурорского ока? Мы тоже задали этот вопрос Талгату Мергенбаеву.
- Совершенно случайно я увидел Хакима в окружении нескольких сотрудников СЭР в одном из ресторанов, где я встречался с клиентами. Оказывается, в этом увеселительном заведении Хаким иногда ужинает в компании г-на Толепбергенова и его подчиненных. Знакомые предприниматели говорят: начальник управления СЭР ДГД Алматы Таир Толепбергенов и прокурор Алмалинского района Мадияр Басшибаев вроде бы давно и тесно общаются. Я предполагаю такой вариант: стоит мне только пойти на все условия Хакима и его жены и согласиться оформить на них свою долю в бизнесе, проблемы, связанные с силовиками, исчезнут в один миг… - говорит Талгат Мергенбаев. - О каком мошенничестве может идти речь, если Дильнара и тогда, и сейчас является одним из учредителей компании, куда она вложила свои средства, срок выплаты по которым еще не истек. Нужно же понимать, что она с мужем вкладывала средства в компанию для раскрутки, а не занимала лично мне в долг...

Тохнияз КУЧУКОВ, Алматы

От редакции После того как г-н Басшибаев реанимировал уголовное дело, Талгат Мергенбаев написал жалобу на имя прокурора Алматы Габита МИРАЗОВА. Прокурор южной столицы детально во всем разобрался и объявил Мадияру Басшибаеву выговор. Соответственно, досудебное расследование было прекращено с той же формулировкой: “за отсутствием состава преступления”. Но позже Генпрокуратура запросила материалы этого уголовного дела, и буквально недавно сотрудник главного надзорного органа Ерлан АБАЕВ отменил постановление о прекращении уголовного дела. По нашим данным, ход следствия находится на личном контроле заместителя генпрокурора Ерлика КЕНЕНБАЕВА.

Поделиться
Класснуть