5785

Ну, опер, посади!

Как вор подвел полицейского сразу под три статьи Уголовного кодекса

Зря наговаривают, что наша Фемида суровая. Иногда она склонна к сентиментальности и проявлению редкой доброты. С ноября 2016 года карагандинский серийный вор Ергали АШИРБЕКОВ трижды присаживался на скамью подсудимых, но всякий раз легко оказывался на воле и продолжал криминальную карьеру. А недавно он умудрился подвести под суд оперативника, который раскрыл очередную кражу: того обвинили в злоупотреблении должностными полномочиями, подстрекательстве потерпевшего к даче ложных показаний и пытках.

Впервые побывать в заключении Ергали Аширбекову довелось еще в 2011 году. Тогда его приговорили к трем годам лишения свободы за хулиганство. Видимо, в колонии он поднаторел в воровской науке, поскольку после освобождения стал промышлять мелкими кражами. Работал всегда в одном районе - рядом с крупным карагандинским рынком. Высматривал оставленные водителями грузовые автомобили, вскрывал их с помощью ножниц и вытаскивал из салона опрометчиво оставленные хозяевами мобильники и деньги. Иногда наглел. Лез в машины в момент, когда водители отвлекались на разгрузку товара и забывали запереть дверцы на замок.
Наличность Аширбеков забирал себе, а сотовые телефоны сбывал по дешевке в карагандинских торговых домах. На том, как правило, и попадался. Однако в суд Ергали шел бесстрашно. Ведь к началу разбирательств он успевал попросить прощения у потерпевших и возместить им убытки. Потому-то в отношении Аширбекова выносили не приговоры, а постановления о прекращении уголовных дел в связи с примирением сторон.
Нарушил этот монотонный сценарий случай, произошедший несколько месяцев назад. К оперативнику Центрального отдела полиции Караганды Анару МАГЕРРАМОВУ обратился коллега из Экибастуза. Он рассказал, что его брат гостил в шахтерской столице и во время визита на рынок стал жертвой вора, похитившего из машины телефон. Опер попросил выслать imei-номер и пообещал помочь отыскать мобильник. Вскоре стражи порядка нашли эту сотку.
Как выяснилось, Ергали Аширбеков сдал ее в один из отделов ЦУМа, а продавец успел ее перепродать. Вещдок изъяли у покупательницы, а затем принялись за поиски самого злоумышленника. Поскольку он оставил владельцу отдела копию своего удостоверения личности и контактный телефон, найти его труда не составило. Аширбекова вызвонили и велели приехать в магазин для разбирательства. И он действительно туда явился с заранее подготовленной легендой о том, что якобы купил аппарат у своего знакомого по имени Юрий и потому смело решился на перепродажу. Полицейские этому рассказу не очень-то и поверили. Стоит отметить, что правильно сделали, но об этом чуть ниже. А пока опишем красочное событие, разыгравшееся в здании Центрального ОП, куда доставили подозреваемого.
Аширбеков стрельнул у опера Магеррамова сигарету и направился покурить в туалет. Есть две версии о том, что происходило в уборной. Со слов Аширбекова, оперативник стал склонять его к признанию вины. И для пущего убеждения ударил его в живот. А когда Ергали согнулся от удара, с силой толкнул его, отчего Аширбеков ударился головой о стену и рассек себе бровь. В свою очередь Анар Магеррамов утверждал, что даже пальцем не прикасался к задержанному. По его утверждению, он вообще стоял в коридоре и оттуда услышал звуки ударов. Поначалу решил, что подозреваемый колотит кулаками о стены. Но когда заглянул в туалет, увидел, что молодой человек стоит у раковины и бьется головой о кафель.
Как бы то ни было, чуть позже с подачи Аширбекова именно этот факт вменили в вину Магеррамову как применение пыток, даже несмотря на заключение судмедэксперта, где говорилось о том, что Ергали мог получить такую травму как при падении с высоты собственного роста, так и от собственных кулаков.
Впрочем, это не единственный интересный момент в деле. Упомянутый выше мужчина по имени Юрий, к сожалению, не смог подтвердить или опроверг­нуть слова серийного вора о купле-продаже злополучного мобильника. Потому что скончался. Супруга покойного пояснила, что Аширбеков был в курсе тяжелого заболевания ее мужа и даже однажды приходил его навестить, но тот визитера прогнал. По ее предположению, Ергали специально сослался на Юрия, так как знал о его кончине. Между тем продать кому-либо телефон ее муж не смог бы физически, поскольку несколько месяцев был прикован к постели.
Однако вскрывшаяся ложь никак не повлияла на дальнейшее расследование в отношении оперативника Магеррамова. Масла в огонь добавил… потерпевший! На первых допросах он утверждал, что видел подозреваемого в краже на видеозаписях камер наружного наблюдения, предоставленных службой безопасности рынка. А после его поимки примчался в Караганду на процедуру опознания и узнал Аширбекова. Но впоследствии потерпевший почему-то отказался от своих слов.
Может, память действительно подвела, а может, из-за уголовного преследования, которому он едва не подвергся сам в ходе досудебного расследования. Но в итоге экибастузец стал выражать неуверенность в том, что видел на видео именно Ергали. А также рассказал, как полицейские из Центрального ОП перед опознанием показали ему фото Аширбекова и попросили указать на него. Сотрудники отдела, конечно же, отрицали манипуляцию с липовым опознанием. Но следователи из УСБ в дополнение к пыткам все же добавили Магеррамову обвинения в злоупотреблении служебными полномочиями и подстрекательстве к даче заведомо ложных показаний. С таким букетом оперативника усадили под домашний арест и вскоре отдали под суд.
Фемида, к слову, тоже решила не сюсюкаться с полицейским. Сочла, что Магеррамов ради искусственного повышения показателей своей работы уговорил жителя Экибастуза подать заявление о краже, хотя, как выяснилось, тот прежде писал в своем родном городе заявление об утере телефона и нежелании судиться. Не в пользу полицейского сыграло и то обстоятельство, что он произвел выемку мобильника у новой хозяйки без составления процессуального документа, который был составлен позже и подписан не ею. Но зато суд не нашел доказательств вины опера в причинении пыток! По этой статье его оправдали. Между тем за все прочее Анара Магеррамова наказали пятью годами ограничения свободы с пожизненным лишением права занимать должности в правоохранительных и государственных органах. В общем, помог людям…
Что касается Ергали Аширбекова, то и ему придется в очередной раз примерить на себя статус подсудимого. В Казыбекбийский райсуд уже поступило дело о его новых проделках. Вполне вероятно, что и на этот раз история закончится миром. Если так произойдет, то приезжающим на городской рынок водителям остается лишь порекомендовать быть внимательнее и не оставлять ценных вещей в машинах.

Ирина МОСКОВКА, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Караганда

Поделиться
Класснуть