10909

Рыночные отношения

Как дети бывшего заместителя генерального прокурора никак не могут поделить столичный рынок с двумя бизнесменами

Уже почти восемь лет не утихают споры между совладельцами одного из крупных рынков Астаны. Овощной базар был зарегистрирован за ТОО “Чарын-ААА” летом 2007 года, и все эти годы благополучно функционирует: торговцы вовремя оплачивают аренду, а жители столицы приезжают сюда за дешевыми продуктами. При этом аж с 2010 года учредители предприятия не могут договориться, кто же должен управлять рынком и как следует распределять полученную прибыль. А ведь ущерб предприятию только за два последних года превысил 220 миллионов тенге! Что удивительно, цивилизованный способ разрешения конфликта с помощью судебных разбирательств также заканчивается ничем - различные инстанции выносят абсолютно противоположные решения. О сложившейся вокруг ТОО “Чарын-ААА” ситуации газете “Время” рассказал один из совладельцев предприятия Муратбек АХМАТОВ (на снимке).

- С самого начала у нашего ТОО было три учредителя, - говорит Муратбек Ахматов, - Абдигали КАДЫРБАЕВ, Асель ИБРАЕВА и Алимхан МОМБЕКОВ. У всех были равные доли в уставном капитале, только у Ибраевой на один процент больше. Затем Момбеков продал свою долю мне, а Ибраева передала свою часть сестре, Самал САРСЕМБЕКОВОЙ. В 2010 году Сарсембекова приобрела 17 процентов доли у Кадырбаева, увеличив свою часть до 51 процента.
Здесь следует сделать небольшое уточнение: Асель Ибраева и Самал Сарсембекова, несмотря на разные фамилии, являются сестрами и одновременно дочерьми Ильяса БАХТЫБАЕВА, в прошлом прокурора в нескольких областях, а также заместителя генерального прокурора. В настоящее время он отбывает наказание как член группировки печально известного коммерсанта Тохтара ТУЛЕШЕВА, планировавшего организовать государственный переворот и захватить власть в Казахстане.
- Когда наш совместный бизнес только начинался, Ильяс Жакипбекович как раз был первым заместителем генерального прокурора, - вспоминает Ахматов. - А вот после того как он стал членом Конституционного совета Республики Казахстан и покинул надзорный орган, сразу начал активно вмешиваться в деятельность предприятия. Фактически работу рынка организовали я и второй соучредитель Абдигали Кадырбаев. Мы распределили торговые места, нашли арендаторов, привлекли покупателей. После того как рынок раскрутился, Бахтыбаев отодвинул нас от управления. Он продавил назначение генеральным директором ТОО “Чарын-ААА” своего зятя Шерзода ХАЛИКОВА, супруга Сарсембековой. Поводом для изменений стало якобы недополучение прибыли - Сарсембекова и ее муж утверждали, что рынок может приносить больше денег. Мы пытались договориться с нашими партнерами сначала путем переговоров, затем в судах, но безрезультатно. Впрочем, это может быть связано с личностью Ильяса Жакипбековича - в то время он все еще занимал высокую должность и имел связи на всех уровнях.
Впрочем, через некоторое время сторонам удалось договориться. Случилось это только в 2014 году, когда со стороны Ильяса Бахтыбаева вновь поменялся учредитель: вместо его дочери Самал Сарсембековой владельцем доли в размере 51 процента стал некий Абдыгани ИСКЕНДИРОВ.
- Искендиров тоже человек Бахтыбаева. Но мы поначалу сумели найти общий язык, ведь наши интересы совпадали, - объясняет Муратбек Ахматов. - Все трое совладельцев согласились, что самое главное, нормальное функционирование рынка, а также увеличение прибыли, своевременная уплата налогов, полное соблюдение законодательства. По­этому мы подписали меморандум на три года, согласно которому Искендиров взял на себя обязательство выплачивать нам фиксированную сумму, а мы - не вмешиваться в его работу. Однако Искендиров не выполнил обещание, деньги мы недополучали, что доказано решением суда: мне недоплатили почти 20 миллионов тенге. Но я со своей стороны сделал все, что должен был: три года не вмешивался ни в какие дела, держался в стороне. По истечении этого срока мы созвали общее собрание учредителей, где обсудили финансовый отчет предприятия, также встал вопрос о переизбрании генерального директора.
И эта процедура была оформлена в соответствии с уставом предприятия: участники ТОО собрались и проголосовали за то, чтобы рынком начал управлять Ахматов.
- К этому моменту мы поняли, что Искендиров управляет рынком с выгодой только для себя, - считает Ахматов. - Нам с большим трудом удалось провести аудиторскую проверку, чему пытался препятствовать Искендиров - не пускал проверяющих, не давал им документы. А отчет показал, что только в 2016 году предприятию нанесен ущерб более чем на 48 миллионов тенге - эти деньги арендаторы заплатили администрации рынка, но они куда-то исчезли. Выяснилось, что вместо фискальных чеков арендаторам выдавали какие-то странные бумажки. Такая же ситуация с налогами: было явное уклонение от выплат в бюджет. Поэтому мы вместе с Абдигали Кадырбаевым настояли на смене генерального директора. Собрание учредителей эту должность предложило мне, я согласился. Случилось это еще в марте 2017 года.
Эти действия бывший руководитель рынка попытался оспорить в суде.
- Сначала Искендиров подал в суд, требуя признать незаконным протокол общего собрания, чтобы отменить принятое решение о назначении нового генерального директора, - объясняет Муратбек Ахматов. - Мы подали встречный иск, требуя передать всю документацию предприятия новому руководителю. В результате суд отклонил требования Искендирова и поддержал наши. Искендиров решение суда не исполнил, за что даже был привлечен к административной ответственности. Но он на этом не успокоился, пошел по другому пути: подарил часть своей доли сыновьям и сожительнице. Сделано это было для того, чтобы увеличить количество голосов на общем собрании. Был у него один голос, а стало пять!
Но самое главное, что бывший гендиректор вообще не хотел передавать право управления рынком новому руководителю.
- Лишь осенью 2017 года нам удалось попасть в кабинет генерального директора, но случилось это после самого настоящего боя, - вспоминает Муратбек Ахматов. - Нас в буквальном смысле слова пытались выгнать за территорию, применяли в отношении нас силу. Люди явно бандитской внешности угрожали, пытались устроить массовую драку. Только вмешательство правоохранительных органов смогло их утихомирить. Кстати, ваши коллеги с “31 канала” снимали об этом сюжет. Искендиров передал полномочия генерального директора, но вся документация рынка исчезла - все первичные документы, бумаги бухгалтеров пропали. При этом есть вступившее в силу решение суда, обязывающее Искендирова передать документы новому руководителю ТОО. Однако оно не исполнено до сих пор!
Никакой управы на бывшего генерального директора рынка нет, считает соучредитель ТОО “Чарын-ААА” Ахматов.
- Решением специализированного экономического суда Астаны мои полномочия генерального директора были подтверждены, - рассказывает Муратбек Ахматов. - С марта прошлого года я занимаю эту должность, но меня постоянно блокируют незаконными действиями со стороны бывшего руководства. Фактически у нас осталась только одна возможность - и дальше обращаться в суды. При этом вынесенные в нашу пользу решения игнорируются. Более того, в октябре 2017 года было проведено новое, по моему мнению, абсолютно незаконное собрание учредителей, на котором был изменен устав предприятия и избран новый генеральный директор - им стал человек Искендирова Саттар БЕЙСЕКОЖАЕВ.
Судебные разбирательства вокруг рынка продолжаются и по сей день.
- Разумеется, мы оспорили назначение Бейсекожаева, суд первой инстанции согласился с нашими доводами и признал действия октябрьского собрания незаконными, а вот горсуд Астаны вернул дело для пересмотра, - удивляется Муратбек Ахматов. - Якобы не был заслушан сам Бейсекожаев, хотя его назначение противоречит закону “О товариществах”. Вообще, все решения, принятые на этом собрании, как я считаю, незаконны, поскольку организовать эту встречу мог только участник ТОО с долей не менее 10 процентов. Мы с Абдыгали Кадырбаевым этого не делали, а Искендирову созывать собрание запрещено определением специализированного межрайонного экономического суда Астаны от 12 мая 2017 года. Вот эти доводы учел суд первой инстанции, а апелляция вернула дело для нового рассмотрения. А в дальнейшем в судах начинают происходить странные вещи. Мы доказываем свою правоту в первой инстанции, но апелляция решение отменяет, при этом постановление апелляционной инстанции целыми кусками повторяет жалобу Искендирова, как будто судья просто ее скопировал!
Вот и получается, что на одном из крупнейших овощных рынков столицы уже несколько лет полыхает конфликт, который в силах разрешить только Верховный суд.
- Я прекрасно понимаю, почему меня не допускали до управления рынком, - резюмирует Муратбек Ахматов. - С самого начала я обозначил свою жесткую позицию: мы будем работать по закону. Это означает, что на рынке будет белая бухгалтерия, бюджет станет получать все налоги, сотрудники - исправно платить пенсионные отчисления, арендаторы - работать по имеющим юридическую силу контрактам со всеми фискальными чеками и другой документацией. Аудиторы обнаружили пропажу более 40 миллионов тенге только за 2016 год. В 2017-м рынок недополучил еще 180 миллионов - и все это в результате деятельности Искендирова. И мы знаем, что только суд может определить, кто имеет больше прав на управление предприятием. Но вот то, что происходит в судах, мне совершенно непонятно. Очевидные факты игнорируются, бывает, что одна инстанция принимает два решения, полностью противоречащие друг другу. А как же защита прав предпринимателей, о которой так много говорят и пишут? Ведь столько внимания уделяют этому вопросу, но в судах, такое ощущение, все переворачивают! Не хочу думать, что какую-то роль в этом деле мог сыграть бывший заместитель генерального прокурора Ильяс Бахтыбаев, ныне находящийся в тюрьме. Но у нас уже есть недоверие к судьям города Астаны. И нам остается только одно: добиться рассмотрения наших споров в Верховном суде. Сейчас благодаря Жакипу АСАНОВУ авторитет Верховного суда растет, особенно в части разбора корпоративных и экономических конфликтов. Поэтому мы надеемся, что в Верховном суде наконец-то будет поставлена точка в нашем затянувшемся споре.

Михаил КОЗАЧКОВ, фото из архива Муратбека АХМАТОВА, Астана

Поделиться
Класснуть