4122

Обвинительный падеж больше не задаёт тон в судейской “грамматике”

С этого года люди в черных мантиях все чаще оставляют обвиняемым свободу и доброе имя. Экзотическое для Фемиды слово “невиновен” за полгода услышал 101 казахстанец, обвиненный в тяжких и особо тяжких преступлениях, против 27 аналогичных подсудимых в прошлом году. Такая статистика может изменить сложившиеся представления казахстанцев о привычках нашего правосудия, которое наконец стало держать “оптимистический” уклон даже в делах об убийстве и наркосбыте, а также в неординарных тяжбах о Робин Гудах нашего времени.

Одно из самых беспрецедентных оправданий, о котором юристы спорят до сих пор, вынесли заведующей яслями-садом Нуржамал НУРГАЛИЕВОЙ. В судах первой и апелляционной инстанций ее дело квалифицировали по старинке - как “о мертвых душах”, а в Верховном суде его впервые расценили как “дело Деточкина” из фильма “Берегись автомобиля”.
Напомним, герой известного советского кино Юрий Деточкин занимался угоном автомобилей у граждан, наживших состояние нечестным путем. Машины “благородный угонщик” продавал, а вырученные деньги переводил детским домам.
А вот 48-летняя заведующая дошкольным учреждением “Айнагуль” в селе Пресновка близ Петропавловска начисляла зарплату уволившемуся по собственному желанию сотруднику, а деньги использовала на ремонт разваливающегося госсада. Как выяснит следствие, ни одной копейки она себе не взяла. На довольствие уволившегося она установила трубу в котельной, купила линолеум, известку, краску, удлинитель, валики, эмульсию и даже организовала празднование новогоднего утренника. Причем сохраняла чеки от всех покупок и скрупулезно вела тетрадь учета.
Ранее женщина не раз ходила в районный отдел образования - просила выделить ей деньги на покупку линолеума, котла, на установку дымовой трубы, на оплату услуг логопеда и кочегара. Но всегда получала прозаичный ответ: денег в бюджете нет. Бухгалтер и руководитель отдела ее слова на суде подтвердили.
Представьте, правоохранителям Нургалиева показалась опасным, хитроумным и изобретательным преступником! И следствие, и суд первой инстанции 2,5 года назад признали ее “виновной в злоупотреблении должностными полномочиями вопреки интересам службы и в служебном подлоге, совершенном из личной корысти”. Ей впаяли штраф в 1 млн. тенге и пожизненно лишили права работать на госслужбе. Апелляционная инстанция оставила вердикт в силе...
Когда две недели назад Нуржамал Нургалиева ехала в столицу - в Верховный суд, она не питала надежд. Однако судья ВС Ержан ДАУЛИЕВ впервые в практике подобных судебных дел вынес решение в духе милиционера Подберезовикова из того же “Берегись автомобиля”: “Он, конечно, виноват. Но он не виноват!”
“Нургалиева приняла меры по организации нормальной деятельности предприятия с целью создания надлежащих условий пребывания детей в детсаду, а не совершила действия вопреки интересам службы. Выводы о нанесении существенного вреда интересам государства и ущерба детсаду на 294 тысячи тенге несостоятельны”, - говорится в постановлении ВС. Уголовное дело Нургалиевой прекращено, ей дали право на возмещение вреда и восстановление в отремонтированном ею же саду.
- Когда мне зачитали, что я оправдана, я расплакалась и расцеловала адвоката, - с дрожью в голосе вспоминает наша героиня. - 2,5 года у меня на сердце лежал камень: почему со мной такое произошло? Я же ради детей это все делала - не для себя! В этом садике я проработала 15 лет, была в нем одной из первых воспитательниц. Тот же старый линолеум, который я заменила, нам подарили еще в 1999 году на открытие сада. Прошло столько времени, на нем живого места не осталось, все было в заплатках, из-за которых дети все время падали. Мне пришлось продать свой дом с хозяйством за бесценок, чтобы заплатить штраф и уехать из села, потому что ходить среди соседей, будто воровка, я не могла. А теперь хочу вернуться в сад - он для меня родной. Буду жить у сестры. Но меня еще не восстановили, хотя я писала заявление.
За перенесенные страдания и финансовые потери Минфин уже выплатил Нургалиевой 600 тысяч тенге морального ущерба и 4 млн. 800 тысяч - материального. А вот в восстановлении на прежнюю работу районный отдел образования ей отказал. Адвокат Нургалиевой теперь готовит иск в суд. Так что “дело Деточкина” не только живет, но даже побеждает!
Хеппи-эндом в ВС закончилось еще одно дело “честной преступницы”. Карагандинка Антонида СИТИНА, воспитывающая в одиночку ребенка, два года назад устроилась продавцом в магазин стройматериалов. Хозяин обещал ей зарплату в 60 тысяч тенге, но потом отказался платить эти деньги за отработанный месяц, причем в грубой форме. Тогда она взяла из кассы 60 тысяч тенге, не тронув остальную выручку, и написала расписку: мол, взяла только положенное.
Ее привлекли к уголовной ответственности за кражу и присудили 18 месяцев ограничения свободы и 180 часов принудительного труда, а в пользу работодателя с нее взыскали те самые 60 тысяч тенге. То, что небогатая и одинокая женщина была вынуждена нарушить закон, чтобы прокормить себя и ребенка, следствие, райсуд и апелляцию не волновало. Соломоново решение приняла высшая инстанция: ее оправдали “в связи с малозначительностью совершенного деяния”.
- На примере этого дела мы дали направление всем нижестоящим судам: чаще применять статью “малозначительность деяния”, которая на сегодня является “мертвой”! По подобным делам в основном людей наказывают, не используя эту статью. Сегодня суд не должен быть карательным органом, он должен быть органом справедливости! Формально - это самоуправство, но если разобраться, преступления не было. Ситина была вынуждена пойти на такие меры, чтобы прокормить ребенка, и фактически ее действия не выходят за пределы трудового договора, - говорит судья Верховного суда Абдрашид ЖУКЕНОВ, поставивший точку в этом деле.
- Я была в шоке, когда райсуд меня осудил и назвал воровкой. Думала, апелляция меня оправдает. А у нас, оказывается, если один судья осудил, то второй не может оправдать, потому что первый получит за это по шапке. Поэтому апелляция оставила все без изменения. Обратилась в Верховный суд, в глубине души надеясь на справедливость: там люди независимы от остальных судов. И ВС это доказал! Когда я вышла из зала суда, то минут 10 плакала от радости, у меня не было слов, потому что с бывшим работодателем я судилась два года и не могла устроиться на постоянную работу из-за судимости. Жили за счет подработок и алиментов. Я очень благодарна адвокату, который помогал мне практически безвозмездно, - говорит счастливая Антонида Ситина.
Между тем не только по кражам и должностным преступлениям, побоям и клевете сегодня оправдывают суды. Впервые в истории произошел почти четырехкратный скачок оправдательных приговоров именно в делах о тяжких и особо тяжких преступлениях, где с участием прокурора выносятся самые суровые приговоры.
Именно на таких делах следователи “делают” показатели раскрываемости, но как раз в них часто подводит доказательная база…
В прошлом месяце ВС оправдал 33-летнего Сергазы УНДАСИНОВА, получившего 10 лет колонии строгого режима за сбыт нар­котиков. Следствие посчитало, что, получив оплату через терминал, он через своего брата передал таксисту сумку с наркотиком для отправки в Жанаозен. Героин был найден в ходе обыска. Суды первой и апелляционной инстанции согласились со всеми аргументами обвинения. И только судья ВС досконально разобрался в материалах следствия.
Так, кассация установила, что при первом осмотре осужденного и его дорожной сумки никаких запрещенных предметов и наркотиков обнаружено не было. После осмотра сумку вопреки требованиям закона не упаковали, не опечатали с участием понятых. Спустя восемь часов в здании ДВД был проведен повторный осмотр, где вдруг обнаружилось: внутренняя подкладка сумки порвана и там находится капсула от бахил с 13 пакетами наркотиков. ВС признал этот осмотр недопустимым, поскольку не исключалась возможность подлога.
Грубыми нарушениями изобиловали и следственные мероприятия в квартире осужденного. В момент обыска следователь отправил понятого за перчатками, которые остались в машине, хотя должен был приостановить следственные действия и направить туда оперативника. Понятой отсутствовал более трех минут, в течение которых шел обыск...
Также на видеосъемке обыска слышны голоса неизвестных лиц, не зафиксированных в протоколе и не видимых на камере. Хотя слышно, как они указывают следователю, где конкретно искать. В довершение всего обыск проходил без участия самого Ундасинова и без санкции следственного судьи! В итоге в спальне следователи обнаружили 23 свертка с героином и 28 патронов, однако все это не было упаковано, опечатано и удостоверено на месте обыска подписями понятых. Были и другие нарушения, но мы не станем перегружать читателя многочисленными деталями, на которые нижестоящие инстанции закрыли глаза.
ВС все улики признал недопустимыми, а сам обыск - незаконным из-за грубых нарушений процедур. Отсидевшего год Ундасинова оправдали и немедленно освободили из-под стражи, признав за ним право на возмещение вреда. В адрес Генпрокуратуры Верховный суд вынес частное постановление.
- Знаете, поражает демонстративное пренебрежение, с которым работали следователи и оперативники, когда задерживали Ундасинова. И поэтому мы написали в Генеральную прокуратуру, чтобы эти факты они пресекли, а виновных сотрудников привлекли к дисциплинарной ответственности. В суде дела с грубыми процессуальными нарушениями не пройдут! Мы будем такие дела признавать недопустимыми, а обвиняемых - невиновными! В этом деле ни одно процессуальное действие не было зафиксировано правильно. Такие дела не должны доходить до суда, чтобы потом Верховный суд, после того как люди отсидели, их оправдывал. Они должны быть на корню пресечены прокурором! - прокомментировала вынесенное решение судья ВС Лаура АГЫБАЕВА.
Всего же за полгода Верховный суд оправдал 10 человек, привлеченных за наркосбыт, и троих - за убийство. Во всех делах судьи высшей инстанции руководствовались презумпцией невиновности, истолковывая любые не­устранимые сомнения в виновности подсудимого в его пользу.
Есть надежда, что обвинение начнет чувствовать на себе проницательный взгляд и в нижестоящих судах. Во-первых, решения ВС являются ориентиром для всех “людей в черном”. Во-вторых, высшие судьи в своих постановлениях в связи с последними разбирательствами рекомендовали коллегам в регионах строже подходить к уликам и оправдывать обвиняемых в связи с нарушениями принципов уголовного процесса следователями. К тому же судьям еще весной развязал руки председатель ВС Жакип Кажманович АСАНОВ, исключивший отмену приговоров из показателей работы нижестоящего судьи. Раньше это приводило к зависимости судей друг от друга и отсюда - к боязни оправдательных вердиктов. Теперь отмена больше не упрек суду.

Тогжан ГАНИ, фото с интернет-ресурсов, Астана

Поделиться
Класснуть