⇧ Наверх
"Золотая линия" Астаны - экскурсия по центру столицы Казахстана

Счётчик монополиста

Тохнияз КУЧУКОВ

     Четыре долгих года потратили представители трех алматинских департаментов и республиканского комитета, чтобы наказать в суде ТОО “Алматинские тепловые сети” (АлТС) за нарушения действующего законодательства

Первым тревогу забил алматинец Владимир МАЛИШЕВСКИЙ. Он внимательно изучил публичный договор, согласно которому монополист обязался поставлять горячую воду потребителям в летний период не ниже 65 градусов на границе ответственности - элеваторе жилых многоквартирных домов. По мнению Малишевского, такой температуры в их пятиэтажке в микрорайоне “Орбита” не было и нет.
- Последние несколько лет я ведрами сливаю холодную воду, поступающую из крана горячей, пока она нагреется хотя бы до температуры тела человека, - рассказывает он. - Каждый раз я выношу по 10-15 ведер в палисадник и поливаю деревья. Хоть какая-то польза, ведь платим мы за горячую воду по хорошему тарифу. В публичном договоре и правилах снабжения теплоэнергией АлТС, размещенных на их официальном сайте, говорится: “горячая вода круглогодично должна поступать на границу ответственности температурой 65 градусов”. На примере нашего дома могу доказать, что это не так, хотя в подвале уже четвертый год стоит общедомовой прибор учета тепла, установленный работниками АлТС...

По словам Владимира Малишевского, установка прибора была произведена с нарушением: жильцов об этом не уведомили. Несмотря на это весьма серьезное обстоятельство, мой собеседник уверяет, что за установку и последующее техническое обслуживание прибора придется платить потребителям из своего кармана. Чтобы выяснить все обстоятельства, он начал долгую переписку с руководством компании.
- Меня интересует, почему горячая вода в холодном виде идет долго по трубам, пока нагреется, - продолжает Малишевский. - Я живу на третьем этаже, под квартирой технический этаж, еще ниже - подвал. По сути, моя квартира первая от элеватора, и я вынужден сливать десятки ведер из крана на землю, пока вода согреется. Данные на установленный прибор я пытался получить еще в 2014 году, но он сломался и его полгода чинили, выставляя при этом счет за горячую воду по общегородскому тарифу. Мне удалось получить расчеты, согласно которым в летний период температура воды не превышает 40 градусов - и это на входе в элеватор! Понятно, что в квартирах температура будет еще ниже.
В своем официальном ответе Малишевскому представители “Алматытеплокоммунэнерго” сообщили: горячая вода действительно по­дается в дома температурой около 70 градусов, но технологический процесс подачи тепла допускает небольшие потери при транспортировке. Чтобы выяснить, почему потери на теплотрассах составляют почти половину, Владимир написал письмо в управление энергетики и коммунального хозяйства акимата Алматы. Чиновники перенаправили жалобу в АлТС. Но там, как уверяет Владимир Малишевский, сослались на… коммерческую тайну.
- Сотрудники юго-западного подразделения компании-монополиста прямо сказали: мол, мы не можем обеспечить в квартирах горячую воду с температурой 65 градусов, это просто нереально. Спрашиваю: почему в таком случае на вашем сайте имеется информация именно о таких градусах? Молчат. Написал очередное письмо в антимонопольный департамент. В общем, там начали проверку деятельности “Алматинских тепловых сетей”, - говорит Малишевский.
Антимонопольщики, работники теплосетей и чиновники управления энергетики провели несколько совещаний с участием Малишевского. Каждый раз его убеждали: мол, вам подается нормальная вода и платите вы нормально - вам тариф снизили, поставив прибор учета. Однако Малишевский с завидным упорством доказывал: как бы монополист ни занижал тариф, вода от этого горячее не становится.
- Вдруг я словно прозрел: нет смысла жаловаться городским властям на монополиста: понимая проблему, они никак не хотят ее решать! - горячится Малишевский. - Написал в республиканский антимонопольный комитет в надежде, что уж они-то не оставят все так, детально во всем разберутся! Увы… Там сказали: нет технических возможностей соблюдать такую температуру в домах. Но зачем тогда монополисту как минимум вводить потребителей в заблуждение?! Почему честно не сказать: граждане, не можем мы никак подавать вам горячую воду в ваши квартиры температурой 65 градусов, как обещаем. Технологический режим теплосети не соблюдается, стандарты не выдерживаются. За четыре года полученные ответы от различных контролирующих и проверяющих ведомств едва в большую сумку умещаются, а толку никакого нет - банальные отписки. Я же каждую жалобу конкретными цифрами подкреплял: мне, экономисту по образованию, не так сложно было пересчитать тарифы компании, поставляющей нам теплоэнергию. Надежда становилась все призрачнее. Я уже было совсем отчаялся... Но тут случилось настоящее чудо! Сотрудники департамента по делам государственной службы и противодействию коррупции Алматы заинтересовались моей жалобой на управление энергетики, антимонопольный департамент и АлТС.
Владимир говорит: только после вмешательства сотрудников департамента по делам госслужбы представители антимонопольного департамента выявили реальные факты нарушения действующего законодательства и выписали монополисту крупный штраф - несколько миллионов тенге. Кроме того, антимонопольщики вынесли предписание об устранении нарушений, но юристы компании обжаловали этот документ. И хотя суд посчитал предписание антимонопольного департамента законным и обязательным к исполнению, руководство ТОО “Алматинские тепловые сети” не спешило выполнить даже судебное решение!
Судя по дальнейшему развитию событий, терпение антимонопольщиков лопнуло, и они подали иск в специализированный межрайонный экономический суд (СМЭС) Алматы с просьбой принудить ТОО исполнить предписание департамента по регулированию естественных монополий. Вы только представьте: контролирующий государственный орган больше года не мог добиться, чтобы частная компания не только устранила нарушения закона, но и выполнила решение суда! Такое возможно, пожалуй, только в южной столице…
Из решения СМЭС
“Департаментом по регулированию естественных монополий Алматы по фактам, указанным в обращении В. Малишевского, была проведена внеплановая проверка деятельности ТОО “АлТС”. По результатам вынесено предписание о прекращении нарушений законодательства РК о естественных монополиях и устранении его последствий. ТОО “АлТС” обжаловало указанное предписание, но решением СМЭС, вступившим в законную силу, им было отказано в удовлетворении. Однако ТОО, нарушая требования закона, не предоставило в антимонопольный департамент сведений, подтверждающих устранение нарушений.
Вступившим в законную силу постановлением специализированного межрайонного административного суда (СМАС) Алматы от 19 мая 2016 года ТОО было признано виновным в совершении административного правонарушения и на компанию наложен штраф 3 393 600 тенге. За неисполнение предписания антимонопольного департамента постановлением СМАС от 2 мая 2018 года с ТОО взыскан штраф 1 202 500 тенге. Учитывая изложенные обстоятельства, судом установлена законность требований истца. Суд решил: понудить ТОО “Алматинские тепловые сети” исполнить предписание департамента по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и прав потребителей по городу Алматы в полном объеме...”
Этот документ судья СМЭС Айбар НУРБЕКОВ подписал 30 мая 2018 года. Любопытно, согласится ли с этим решением руководство компании-монополиста по поставке тепла в южную столицу или в очередной раз обжалует его? Тем временем выговоры схлопотали и чиновники из управления энергетики и коммунального хозяйства акимата Алматы. В департаменте по делам госслужбы посчитали, что они слишком плохо выполняли свои должностные функции и долго футболили гражданина Малишевского по кабинетам. Похоже, забыли, что получают зарплату от налоговых отчислений алматинцев.
- Суд признал меня третьим лицом стороны истца, - продолжает Владимир Малишевский. - Юристы компании заявили: алматинские теплосети были созданы в 60-х годах, и монополист никаких серьезных изменений внести не может. Мне же заявили: мол, если вы не удовлетворены получаемыми от нас услугами, отключайтесь от горячей воды на летний период, ставьте в свою квартиру бойлер и больше нас не беспокойте! Конечно, я могу и бойлер купить, и перестать писать во все инстанции… Но проблема обеспечения горячей водой алматинцев стала делом моего принципа, которое я намерен довести до логического решения…
По словам Владимира Малишевского, в большинстве многоквартирных жилых домов Алматы установлены общедомовые приборы учета тепла: ставят самые дорогие счетчики, хотя аналогичные намного дешевле выпускают в Караганде.
- В нашем доме на три подъезда один прибор общедомового учета тепла поставили за 360 тысяч тенге. Это было четыре года назад. После девальваций инженеры теплосетей говорят: этот прибор обойдется нам уже в 700 тысяч! Нам придется платить за это из своего кармана! Если дом многоквартирный, не так заметно. Но в нашем всего 40 квартир, и эти 700 тысяч, которые поделят на наши квартиры, весьма ощутимы. А кроме того, нам придется платить за обслуживание этого прибора, текущий ремонт и техническое обслуживание, что тоже ударит по карману. Знающие люди подсказали: из городского бюджета компании были выделены деньги на покупку общедомовых приборов учета тепла. Они провели тендер и закупили прибор, а счет за его установку и обслуживание в ежемесячной платежке за комуналку нам присылают. А если прибор сломался и его невозможно починить? Нужно покупать другой. А это опять затраты из наших с вами кошельков… - разводит руками Владимир Малишевский.
По его словам, одна пенсионерка, в свое время проектировавшая городские теплосети, несколько лет не платила за теплоэнергию. Монополист подал на нее в суд. Женщина, имея на руках свои расчеты (как выяснилось, она десятилетиями хранила еще советские документы), легко доказала, что ее вынуждают платить намного больше - по завышенным тарифам компании.
- Видимо, поняв это, юристы АлТС отозвали свой иск. Я созвонился с ней и выяснил: хотя мы платим за горячую воду по тарифу, на самом деле ее не нагревают до такой температуры. Оказывается, холодная вода охлаждает турбины, производящие электроэнергию. Охлаждая, она греется, и вот эта вода поступает нам в краны. Пенсионерка в суде доказала, что расчеты монополиста завышены в несколько раз. По моему мнению, в АлТС тоже знают об этом, раз уж не стали с ней дальше судиться. Когда запустили теплосети в 60-х годах прошлого столетия, в расчет брали теплоемкость жилого дома: панельный, кирпичный либо построенный, как в нынешние времена, из современных материалов - теплоблоки и т. д. А сегодня в компании расчет средний, независимо от теплоемкости жилого дома. Так им выгоднее считать. А ведь чем больше теплоемкость дома, тем ниже затраты на тепло. Если мне удастся создать прецедент, то в целом по городу ситуация изменится. По сути, это будет бомбой в энергокомплексе мегаполиса, - резюмировал мой собеседник.

Тохнияз КУЧУКОВ, фото Романа ЕГОРОВА, Алматы

Когда верстался номер В редакцию пришел член общественного совета (ОС) Алматы Шмидт Ильясов. Как выяснилось, в ОС заинтересовались нашим журналистским расследованием деятельности ТОО “АлТС”.
- На очередном заседании мы намерены заслушать отчет руководства управления энергетики и коммунального хозяйства акимата Алматы и представителей теплосетей, - сообщил Шмидт Ильясов. - Насколько мне известно, деятельностью монополиста заинтересовались и в прокуратуре города. В решении наболевших проблем мы готовы сотрудничать со “Временем”...

Загрузка...
Астропрогноз
с 20 по 26 сентября

Золотые слова

«- Если не будете помогать киноиндустрии, то так и будете всю жизнь смотреть “Ленин в октябре” да “Человек с ружьем”, да прос­тят меня коммунисты... »

Нурлан НИГМАТУЛИН, председатель мажилиса:
Сказано представителю Миннацэкономики на пленарном заседании в среду.
Вопрос на засыпку

Как, на ваш взгляд, побудить будущих матерей внимательнее относиться к своему здоровью?

Картинки с Олимпа
от Владимира Кадырбаева