5877

Криминальный талант

     Алматинец Галимжан МАХМУТОВ в свои 57 лет слыл очень влиятельным и почти всемогущим человеком. Народная молва приписывала ему способность проникать в любые высокие кабинеты и договариваться с их хозяевами о решении щекотливых вопросов. В силу авторитета жителя южной столицы уверовал сельчанин из Карагандинской области Абитай ДОСАНОВ. Но тот вместо решения проблемы лишь разорил карагандинца почти на 10 миллионов тенге.

Пять лет назад младший брат Абитая Досанова Нурлан угодил за решетку. Его и еще двух жителей Балхаша обвинили в хищении медного концентрата с территории одного из местных предприятий. Сумма ущерба получилась крупной - более 15 миллионов тенге, потому троице светил серьезный срок. Досанов-cтарший, переживая за брата, не хотел мириться со сложившимися обстоятельствами и стал искать через знакомых влиятельного человека, который помог бы вытащить родственника из неволи. Так Абитай вышел на прописанного в Павлодаре, но проживавшего в южной столице Галим­жана Махмутова.
При встрече алматинец сразу взял с места в карьер. Проинформировал страждущего о том, что придется профинансировать его поездки в Балхаш, Караганду и Астану. Сообщил, что будет вести переговоры с руководством правоохранительных органов, прокуратуры и суда. И попросил у Досанова 100 000 тенге, которые оставил своей семье на время командировки.
Сначала Махмутов на глазах заказчика запросто встретился с руководителем следственной группы, расследовавшей кражу медного концентрата, - и тот выдал Досанову разрешение на свидание с братом. После этого сельчанин проникся доверием к “помогайке” и перестал сомневаться в его могуществе. И потому чуть позже безропотно отдал Махмутову 10 000... долларов за то, чтобы следователь переквалифицировал вмененную Нурлану Досанову уголовную статью на менее тяжкую.
Спустя неделю после событий в Балхаше влиятельный господин вновь связался с Досановым-старшим. На этот раз он сообщил клиенту о том, что нужно ехать в МВД и договариваться о полном прекращении уголовного дела в отношении его родственника. В столицу, к слову, прибыли оба. Вероятно, Махмутову было важно, чтобы заказчик видел, как он отрабатывает свое вознаграждение. Галимжан оставил спутника в машине, а сам вошел в здание следственного комитета МВД. Через некоторое время вышел оттуда в сопровождении какого-то мужчины. И пояснил Абитаю, что этому человеку надо заплатить 5000 долларов за принятие нужных мер. Сельчанин тут же передал деньги.
Помимо полицейского ведомства решатель пикантных вопросов заглянул и в столичный офис компании, которая пострадала от кражи. Там Махмутов представил карагандинцу некоего гражданина, якобы работающего в фирме, который за 5000 долларов готов был выдать справку о том, что предприятие не имеет претензий к похитителю. Абитай Досанов, естественно, раскошелился. Видя такую покладистость, Махмутов позже по телефону запросил у него еще пять штук “зеленью” на разные мелкие, но важные расходы. Деньги заказчик перевел на банковскую карточку супруги “авторитета”.
Но самая большая ставка сыграла в сквере близ здания Карагандинского областного суда. Махмутов вызвал туда Досанова и сообщил, что председатель суда просит 100 000 долларов за прекращение дела. Сельчанин сказал, что таких больших денег у него нет, но все же сумел наскрести 36 000 “американцев”.
Уверенный, что брат скоро окажется на свободе, Абитай отправился домой. А позже узнал, что Балхашский горсуд приговорил Нурлана Досанова и его подельников к шести годам лишения свободы! При этом никаких сведений о переквалификации преступления и справки об отсутствии претензий со стороны потерпевших в деле не имелось.
Поняв, что Махмутов вовсе не авторитет, а обманщик, Досанов-старший стал требовать объяснений. Ведь в карманы алматинца утекло в общей сложности (по старому курсу доллар/тенге) 9 миллионов 939 тысяч тенге, а нужного результата не получилось.
Из показаний Абитая Досанова: “После того как брата осудили, сразу стал звонить Махмутову, который сказал, что произошла осечка. На требования вернуть деньги он пояснил, что деньги переданы тем, кому он отдал. И если я буду жаловаться, то брату в тюрьме будет плохо, так как он имеет связи. Я испугался за брата и не стал никуда обращаться…”
В 2015 году Нурлан Досанов вышел на свободу условно-досрочно. И вот тогда Абитай решил свести счеты с аферистом. И наконец-то стал действовать так, как предписывает закон: написал заявление правоохранителям с требованием привлечь пройдоху к уголовной ответственности. Правда, задержать Махмутова сразу не удалось. Тот подался в бега и был объявлен в розыск. Поймали его в сентябре 2017 года российские полицейские в московском аэропорту Внуково. В прошлом году “авторитета” экстрадировали в Казахстан и по окончании расследования предали суду.
Примечательно, что вины своей Галимжан Махмутов не признал. Утверждал, что не брал никаких денег от Абитая Досанова и что тот его оговаривает. По словам подсудимого, потерпевший якобы собрал большую сумму денег у родственников, растратил ее и теперь не хочет возвращать долги. Однако Фемида такие умозаключения расценила как попытку увильнуть от ответственности. Махмутов был признан виновным в крупном мошенничестве и приговорен к шести годам заключения. Суд также удовлетворил материальные притязания Абитая Досанова и велел осужденному выплатить причиненный ущерб в размере 20 миллионов тенге.

Ирина МОСКОВКА, коллаж Владимира КАДЫРБАЕВА, Караганда

Поделиться
Класснуть