7954

Защитник без защиты

Министерство юстиции и суд Алматы лишили адвоката лицензии из-за 6522 тенге

     Алматинец Жансеит САТМЫРЗА (на снимке) получил лицензию адвоката в 2009 году и успешно проработал девять лет без единого замечания, пока однажды его не вызвали в суд. Как оказалось, адвоката заподозрили в получении денег за услуги, которые он якобы не оказал. Речь шла о сумме, выплаченной Жансеиту в рамках гарантированной государством юридической помощи. По версии Министерства юстиции, Сатмырза грубо нарушил права своей подзащитной, поскольку участвовал не во всех следственных действиях, так как находился за границей. Сам же адвокат утверждает, что вся эта история - одно большое недоразумение.

Жансеит Сатмырза - один из тех героев наших публикаций, кто решил обратиться в редакцию, чтобы рассказать о своей сложной ситуации. Все началось с обычной, можно даже сказать, рутинной работы.
- Я проработал адвокатом девять лет, - объясняет Жансеит. - В том числе участвовал в уголовных делах в качестве защитника, услуги которого оплачивает государство. Ставки там небольшие, но это тоже часть наших обязанностей - помогать людям, у которых нет возможности нанимать дорогостоящих коллег. В начале 2017 года я защищал женщину, обвиняемую в мошенничестве, участвовал в допросах и очных ставках. Затем у меня был краткосрочный отпуск, о чем я заранее уведомил следователя. Мы провели все следственные действия, и я уехал на неделю за границу. Потом был суд, приговор и, соответственно, оплата услуг. Процедура такова: я заполняю заявление на оплату по делу в отношении моей подзащитной, после чего следователь выносит постановление, на основании которого мне переводят деньги. В общей сложности за защиту обвиняемой я должен был получить 91 313 тенге.
Каково же было удивление Жансеита, когда спустя некоторое время на него подало в суд целое Министерство юстиции!
- Я узнал об этом случайно, - разводит руками Сатмырза. - Но еще больше удивился, когда узнал, что министерство требует лишить меня адвокатской лицензии на основании того, что мне были выплачены деньги за услуги, которые я якобы не оказывал. И тут выяснилось, что в отчете следователя закралась опечатка: он указал, что проводил очные ставки с моим участием 28 января 2017 года, а не 24 января. 28 же января я находился за рубежом, поэтому физически не мог участвовать в каких-либо следственных действиях, о чем поставил полицию в известность заранее. Более того, следователь не приобщил протоколы очных ставок к материалам уголовного дела, направленного в суд, и получилось, что этих следственных действий как будто не было. И вот в Министерстве юстиции сочли, что я ввел в заблуждение госорганы, чтобы получить лишние деньги, и на самом деле якобы подзащитной не помогал.
Разумеется, адвокат начал защищаться.
- На судебное заседание как участник процесса третьим лицом был вызван следователь Нурсултан БАРБОСЫН из Бостандыкского районного отделения полиции, который и выносил вышеуказанное постановление, - объясняет Жансеит Сатмырза. - Он подтвердил, что действительно допустил опечатку, заполняя документ, и вместо 24 января напечатал 28 января. По поводу неприобщенных материалов следователь пояснил, что протоколы проведенных следственных действий были приобщены к другому эпизоду, который был выделен из основного дела. Также я предоставил суду свой отчет о проделанной работе, который был передан следователю и в коллегию адвокатов. И там тоже черным по белому указано, что очные ставки прошли 24.1.2017 года, а не 28.1.2017-го. К суду обратилась моя подзащитная, которая подтвердила, что я принимал участие в следственных действиях 24 января, и в целом не имеет никаких претензий к моей работе, а Минюст, несмотря на доводы моей подзащитной, утверждает, что я нарушил ее права. В Ауэзовском райсуде по гражданскому делу формально выслушали мои аргументы и вынесли решение в пользу истца, лишив меня лицензии и грубо нарушая мои конституционные права.
Адвокат не стал сдаваться и подал апелляцию, однако снова потерпел неудачу.
- Решение о лишении меня лицензии вступило в силу, - говорит Жансеит Сатмырза. - При этом судом были проигнорированы все мои доводы. Слушать меня не хотят совершенно, хотя в ходе подготовки к разбирательству мной были выявлены грубые нарушения со стороны истца. Например, Министерство юстиции либо его территориальный орган в лице департамента юстиции обязано было обратиться в Алматинскую городскую коллегию адвокатов с представлением в отношении меня. Однако этого сделано не было - и Минюст, превышая свои полномочия, сразу обратился в суд. И в итоге я остался без работы!
Жансеит Сатмырза не оставлял попыток вернуть себе лицензию.
- Я обратился в Верховный суд, чтобы там рассмотрели мое дело, однако в нарушение всех норм процессуального права судьей Гахарманом ДУЙСЕНБАЕВЫМ без истребования материалов гражданского дела и исследования на предмет обоснованности кассационной жалобы в рассмотрении было отказано, - удивляется адвокат. - Хотя я считаю, что доводы, изложенные в ходатайстве о пересмотре судебного акта в кассационном порядке, были весьма исчерпывающие. Например, в него помимо объяснений следователя об ошибке, заявления подзащитной и других документов вошли также результаты служебной проверки департамента полиции города Алматы. Так вот, проверка тоже подтвердила, что следователь Барбосын ошибся, заполняя бумаги, и указал не ту дату! Причем он не был привлечен к какой-либо дисциплинарной ответственности, поскольку истек срок давности по данному нарушению. Получается, ответственность понес лишь я один - остался без возможности кормить семью.
После отказа Верховного суда у бывшего адвоката был еще один вариант - обратиться к генеральному прокурору Кайрату КОЖАМЖАРОВУ, который мог внести протест и пересмотреть судебное решение. Однако и в надзорном органе помогать адвокату не захотели.
- Я на своей шкуре испытал, каково это - остаться один на один с системой, которая не хочет тебя слышать, - вздыхает Жансеит Сатмырза. - Алматинская городская коллегия адвокатов подтверждает, что с 2009 по 2017 год жалоб, представлений и заявлений на мою работу как от подзащитных, так и со стороны департамента юстиции не поступало. И к дисциплинарной ответственности я не привлекался, но пострадал из-за чужой ошибки. По сути, я защищался сам и попал в какой-то замкнутый круг: следователь признает опечатку, что подтверждается служебной проверкой департамента полиции Алматы, кроме того, подзащитная не имеет ко мне абсолютно никаких претензий - и на все эти факты суд закрывает глаза. Более того, в иске Министерства юстиции допущены ошибки, например, в номере лицензии указаны не те цифры. Но несмотря на это, иск принимают и удовлетворяют - Минюсту можно ошибаться, а всем остальным - нет! И самое ужасное - цена вопроса. По версии Министерства юстиции, мной не были оказаны услуги на 6522,04 тенге - это оплата за четыре часа работы. Из-за этой суммы меня оставили без профессии. Кстати, по моим расчетам, это не государству был нанесен ущерб, а мне. По данному уголовному делу я оказал юридическую помощь и в суде, и мне по настоящее время Министерство юстиции не оплатило
10 640 тенге. Поэтому мне остается только предостеречь своих коллег: будьте внимательны, когда оформляете документы на получение оплаты от государства. В случае чего вам никто не поможет. Если я, адвокат, не могу себя защитить, то что говорить о простых гражданах?
Теперь Жансеит Сатмырза на­деется на последнюю инстанцию - председателя Верховного суда. Только Жакип АСАНОВ может внести личный протест и добиться пересмотра решения. Поэтому адвокат обратился с заявлением к председателю Верховного суда и ждет от него ответа...

Михаил КОЗАЧКОВ, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть