2231

Готовьте ваши денежки

Свыше 2 000 000 000 тенге поступило в госбюджет со штрафов за неправильную парковку в столице почти за пять лет. Дальше - еще больше

Готовьте ваши денежки

В Астане давно определены места, где бесплатно припарковать машину можно только на 10 минут, а дальше включается тариф - 100 тенге в час. Помимо штрафов получает государство и доход непосредственно от парковочных услуг. Согласно договору ГЧП на создание, эксплуатацию и управление платным парковочным пространством столицы с ТОО “Парковочное пространство Астаны” государственный партнер имеет право на пять процентов от общей прибыли, которая, опять-таки за пять лет, составила 30 025 052 тенге. Не в пример меньше, чем у частного партнера - на счета товарищества капнуло 296 044 612 тенге. Такие цифры предоставил столичный акимат.

Почему такое неравное соотношение? Оно было обозначено в договоре изначально: 95 процентов получает частный партнер, потому что за ним закреплены обязательства по установке, ремонту и покупке оборудования и эксплуатации участков. Роль же государства заключается лишь в оформлении этих участков на ТОО и определение их под платные парковки постановлением акимата.

Вроде все честно, как и договаривались. Только вот недавно из уст заместителя акима города Нурлана НУРКЕНОВА прозвучало, что со стороны акимата “было замечание к частным партнерам, чтобы увеличить финансовую долю государства” с этого года. Мол, штрафы штрафами (как навскидку вспомнил чиновник, только за прошлый год их было

почти на миллиард), пополняют бюджет исправно, но все же пять процентов как-то маловато. И пора пересмотреть условия соглашения, оно ведь не заморожено, всегда можно договориться.

Странное и даже как будто стеснительное решение: попросить для государства чуточку больше от столь хлебосольного проекта. Тем более что, повторимся, перераспределение долей было изначально приписано в самом договоре ГЧП. Этот самый договор ГЧП нам не удалось обнаружить ни на сайте ТОО, ни на ресурсе управления транспорта Астаны, а нашли мы его в аудиторском заключении ревизионной комиссии по городу за 2020 год. Там оговаривалось, что с декабря 2022-го распределение дохода между государством и частником поменяется и до ноября 2038 года будет составлять 25 на 75 процентов.

Правда, перераспределение с оговоркой: “Доходы с декабря 2022 года по ноябрь 2038-го между партнерами распределяются только в том случае, если фактически полученные доходы (собираемость) от реализации услуг платных парковок за предыдущий финансовый год составят не менее 70% от максимально возможного дохода от реализации услуг платных парковок за один финансовый год”.

Но, судя по тому, что количество парковок росло как на дрожжах, а, следовательно, и собираемость, 70 процентов “от максимально возможного дохода” явно вырисовалось. Так почему же партнеры что-то обсуждают, а не действуют по закону? На прямо заданный вопрос о том, что “так ведь и было оговорено?”, представитель акимата ответить не смог.

Или все же нечисто что-то с этим партнерством? Ведь не зря премьер-министр Алихан СМАИЛОВ в апреле этого года поручил уполномоченным госорганам проанализировать договор ГЧП на предмет соблюдения норм законодательства республики, в том числе в части антимонопольного регулирования.

Тем не менее акимат существование платных парковок в столице считает делом правым и планирует парковочный проект развивать и дальше. Сейчас стоит достойная, по мнению городских властей, задача: привить культуру пользования платными парковками. В доверительном пользовании у ТОО уже 7 тысяч участков, но в ближайшем будущем их количество достигнет 10 тысяч.

И опять непонятно: тот же акимат недавно заявил, что количество платных парковок только-только сократили (в палате предпринимателей давеча шепнули, что аж на 1700 мест), потому что поначалу понаделали дел: сделали платно там, где недопустимо - обложили социальные объекты типа школ и больниц. Но потом якобы спохватились: люди стали массово жаловаться, петиции писать.

- Сейчас платные парковочные места сконцентрированы в районах знаковых общественных пространств, это мировая прак­тика - ограничивать там движение транспорта, - отметил Нурлан Нуркенов.

Ой, лукавит акимат: какие такие знаковые общественные пространства находятся на улице Майлина? Например, где платные парковочные места понатыканы вдоль мелких придорожных кафе и жилых комплексов? Куда еще увеличивать - нет в Астане столько “знаковых общественных пространств”. Да и если открыть карту платных парковок (доступна в приложении и на сайте оператора), то отчетливо видно: парковаться платно придется и в спальных районах, и на маленьких улочках старого города.

Но акимат стоит на своем: если жильцы считают, что платная парковка, еще на стадии установки оборудования, претендует на их законную территорию, относящуюся к дому, они имеют полное право обратиться с претензией. Она будет обязательно рассмотрена и управлением транспорта, и частным партнером. Правда, в чью пользу? Тут как повезет, видимо. И, судя по всему, везет пока исключительно ТОО, раз число платных мест растет.

Добиться ответа от самого товарищества проблематично. На недавней встрече с акиматом и предпринимателями (у них свои большущие претензии к частнику) владелец компании Чингиз ДОСЫБАЕВ так и не появился, хотя его приглашали и очень ждали. На сообщения он тоже не отвечает.

Отказывается что-либо комментировать и пресс-служба “Парковочного пространства”: на любой, самый примитивный вопрос ответ один - “направьте официальный запрос”. Направим, конечно, только вот есть ли смысл ждать от них какой-либо реакции?

Видимо, остается только порадоваться за партнеров: в этом году у обоих вырастет прибыль. В том числе и по причине выросшего штрафа за неправильную парковку: сама его сумма не изменилась, но вырос МРП, и теперь вместо 9189 тенге, как было в 2022 году, за нарушение придется отстегнуть 10 350 тенге…

Елена ЛЕВКОВИЧ, фото автора и с сайта акимата столицы, Астана

Поделиться
Класснуть