3555

Суд требует настоящих виновных

Троих обвиняемых в обрушении дымовой трубы Петропавловской ТЭЦ-2, в результате которого погибла сотрудница станции, суд признал невиновными. Если приговор вступит в силу, то прокуратуре Северо-Казахстанской области придется искать других виновников трагедии

Суд требует настоящих виновных

С того злополучного дня, когда в Петропавловске буквально рассыпалась одна из трех дымовых труб теплоэлектро­централи, прошло полтора года. За это время провели самые разные экспертизы, насобирали больше 30 томов уголовного дела, определили виноватых: директора станции, ее главного инженера и начальника котельного цеха. И вот, похоже, придется все начинать сначала. Судья Петропавловского городского суда Алмас ЖУМАГАЗИН оправдал всех троих.

- Суд пришел к выводу, что причины обрушения дымовой трубы представляют из себя совокупность факторов, которые наступили не внезапно, а в течение длительного промежутка времени, - прокомментировал свое решение Жумагазин. - Поэтому в таких обстоятельствах делать подсудимых крайними нет никаких законных оснований!

Судья Алмас ЖУМАГАЗИН.

А обстоятельства таковы, что Ержан КОНЫРБАЕВ приступил к обязанностям директора Петропавловской ТЭЦ-2 в мае 2021 года, Сергей ТОРОХТИЙ стал главным инженером в октябре того же года, а Сергея МАРЧЕНКО повысили до начальника цеха месяцем ранее. Труба упала в марте 2022-го, не дотянув месяц до окончания отопительного сезона.

Сторона обвинения настаивала на том, что все трое халатно относились к своим обязанностям и не приняли никаких мер, заметив пятна конденсата на теле трубы. А сами подсудимые красочно рассказывали, какое им досталось хозяйство.

Ержан Конырбаев,в частности, срав­нил работу Петропавловской ТЭЦ-2 с сельской кочегаркой, описывая, какой там царил бардак. Оборудование находилось в таком плачевном состоянии, что за четыре месяца отопительного сезона случился 71 отказ только на котлоагрегатах.

Справа налево: Конырбаев, Торохтий, Марченко слушают приговор.

- В декабре-январе, в самый мороз, из-за аварийной ситуации в связи с остановкой котлов мы ставили в цехе бочки, забрасывали дровами, заливали мазутом и жгли костры, чтобы поддерживать температуру, - рассказал в суде Конырбаев. - Это грубейшее нарушение, которое я лично санкционировал. Но иначе замерзла бы вода в трубах - и ТЭЦ попросту встала бы.

Очевидно, что так сильно обветшала станция не за один сезон. Однако в события прошлых лет следствие не углубилось.

Когда случилось это резонансное ЧП, в Петропавловск специальным рейсом прилетел председатель совета директоров АО “ЦАЭК” Александр КЛЕБАНОВ, в собственности которого находится весь энергетический комплекс региона. Стоя на фоне обломков трубы, он заявил журналистам, что “не было никаких предпосылок, ничего не предвещало ЧП”. По словам главы ЦАЭК, эту трубу капитально отремонтировали в 2017 году, а ее последняя техническая проверка была благополучной.

Правда же заключается в том, что трубу должны были капитально отремонтировать к 2017 году. Но вместо этого начиная с 2014 года ее каждое лето чуть-чуть марафетили. Спустя четыре года, так и не приведя ее в порядок, и вовсе отложили работы до 2020-го. Но не вернулись к этому вопросу вплоть до марта 2022 года, когда ремонтировать было уже нечего.

А ведь еще в 2013-м руководству станции стало достоверно известно о том, что труба долго не протянет. В результатах комплексного обследования, которое, кстати, было проведено на два года позже, чем истек 50-летний срок экс­плуатации трубы, подробно описаны масштабные разрушения как бетонного ствола, так и внутреннего кирпичного слоя футеровки. Самые серьезные повреждения зафиксировали на 11-м и 12-м звеньях. На этих участках эксперты рекомендовали даже не ремонт, а демонтаж внутреннего слоя и полное его восстановление.

Ремонт запланировали на следующий сезон, расписав работы аж на четыре предстоящих года. Но планы эти постоянно менялись в угоду обстоятельствам.

В результате работы на звеньях, которые были в самом плачевном состоянии, требовали дорогостоящего и длительного ремонта и в конце концов эпично разрушились, из смет постоянно вычеркивали. В итоге в 2017 году вместо замены футеровки на 11-м и 12-м звеньях зачем-то провели реконструкцию на других участках трубы (об этом, во всяком случае, свидетельствуют технические документы). И это вдвойне удивительно, ведь их ремонт даже не был рекомендован специалистами.

Логику такого решения пытались выяс­нить в суде у бывшего руководителя управления реконструкции и модернизации предприятия Андрея СЕМАХИНА. Он работал на этой должности с 2012 года и уволился по собственному желанию как раз накануне рокового отопительного сезона, в августе 2021-го.

- В связи с недовыработкой электрической энергии назрела необходимость запуска первой турбины и двух котлов. Значит, и труба должна была выйти раньше из ремонта. Инициатива исходила от директора Виктора БАРМИНА, - заявил Семахин. - Я закладывал весь объем работ, но было дано указание, что мы не можем ремонтировать трубу два месяца, только 30 дней. Было принято решение - и его принял не я - сделать лишь то, что можно в этот срок. А замена 11-го и 12-го поясов предполагала их полную перекладку, поэтому от нее отказались.

Получается, трубу не отремонтировали как следует в погоне за выгодой. О последствиях такого выбора руководители энергетического предприятия, кажется, даже не думали, попросту закрыв глаза на проблему. А летом 2018 года ныне покойный Виктор Бармин в интервью журналистам гордо рассказывал о том, что “полностью закончили капитальный ремонт трубы, на 12 лет продлили срок ее службы”.

Однако глава станции не мог не знать, что в техническом решении, которое отменило ремонт злополучных 11-го и 12-го звеньев трубы, все-таки есть пункт о том, чтобы восстановить на них футеровку не позднее 2020 года. Андрей Семахин объяс­нил в суде, почему этого так и не сделали:

- Вывод трубы в ремонт больше не был предоставлен. Первая труба была основная, именно на ней работали котлы первой очереди. Выведение ее в ремонт всегда было крайне болезненным… Ремонт этой трубы всегда вычеркивали из инвестпро­граммы, сокращали бюджет.

То, что оборудование на Петропавловской ТЭЦ-2 работает на пределе, понимали все руководители предприятия. Генеральный директор АО “СевКазЭнерго” Игорь ТАТАРОВ после долгих лет работы в Петропавловске покинул свою долж­ность в августе 2021-го. Директор ТЭЦ-2 Виктор Бармин ушел с поста за три месяца до этого. Перед началом отопительного сезона 2021 года уволился ответственный за все ремонтные работы Андрей Семахин. Чуть позже - главный инженер ТЭЦ-2

Вадим ЯГОДИН и начальник котельного цеха Анатолий МАЛАШЕНКО.

- Прокуратура должна дать принципиальную оценку действиям всех должностных лиц, - заявил судья Жумагазин. - Следствие рассмотрело только одну версию, поставив вопрос о привлечении к ответственности тех, кто заступил на должность в последний год. Хотя имеются очевидные факты, да и эксперты говорят о том, что безаварийная работа трубы была невозможна без устранения дефектов. А они не были устранены.

Приговор еще не вступил в законную силу, но если он устоит в апелляции, то уголовное дело будет направлено прокурору области для установления действительно виновных. Настоящее же расследование следствие будто подгоняло под ответ. И делало это столь бесхит­ростно, что судья Жумагазин даже вынес частное постановление в адрес прокурора области “об отсутствии надлежащей работы по надзору за предварительным следствием”.

Так, в качестве доказательства к делу был приобщен технический отчет об исследовании трубы, который якобы делала по заказу АО “СевКазЭнерго” сторонняя тэоошка в 2018-м и согласно которому аварийные звенья вдруг без всяких ремонтов стали рабочими. Но простое сличение текстов и фотографий показало, что документ в основном скопирован с отчета 2013 года! Нетрудно также было проверить, что первая дымовая труба в мае 2018-го не останавливалась ни на день, так что исследовать ее просто физически было невозможно. Более того, только в суде выяснилось, что у той тэоошки нет даже лицензии на проведение экспертизы в области промышленной безопасности!

- Расследование дела осуществлялось необъективно и с обвинительным уклоном, - сказал Жумагазин, - подтверждением этому служит и то, что в отношении Конырбаева и Торохтия по делу небольшой тяжести избиралась исключительная мера пресечения в виде содержания под стражей. Сторона обвинения проигнорировала то обстоятельство, что рекомендации технического отчета 2013 года не выполнены, что капитальный ремонт трубы не был завершен, тогда как в заключении эксперта именно это указано одной из причин обрушения дымовой трубы... Все это мы доводим до руководства прокуратуры, пусть проверят эти факты.

Единственное, с чем нельзя не согласиться с участвовавшим в деле прокурором Тимуром КУЛЬЖАНОВЫМ, так это с тем, что жертв в результате аварии могло быть гораздо больше, если бы все случилось в будний день. В помещении, куда упали обломки трубы, чуть задержалась Наталья ЧЕФОНОВА. Ее вдовец Юрий ЧЕФОНОВ, в недавнем прошлом тоже работник станции, все эти полгода исправно ходил в суд. А в заключение попросил... оправдать подсудимых. “От них уже ничего не зависело”, - горько подытожил он.

Ульяна АШИМОВА, Петропавловск

Поделиться
Класснуть