4742

Как лихо закручен хоргосский сюжет!

В Алматы стартовал судебный процесс по заказному убийству главного свидетеля КНБ Медета ЖАМАШЕВА. На скамье подсудимых - ученик экс-премьера России Михаила ФРАДКОВА

Как лихо закручен хоргосский сюжет!

25 декабря 2023 года судья специализированного межрайонного суда по уголовным делам (СМУС) Алматы Бакытхан БАКИРБАЕВ принял к рассмотрению уголовное дело по обвинению Талгата МАХАТОВА в убийстве, совершенном группой лиц по предварительному сговору, по найму, с целью сокрыть другое преступление. Санкция довольно сурова - от 10 лет лишения свободы до пожизненного заключения.

Напомним: офицера алматинской таможни Жамашева убили летом 2012 года. В то время выходило на финишную прямую самое громкое коррупционное дело тех лет, более известное как “хоргосское”. А чуть раньше ставшие фигурантами этого нашумевшего дела высокопоставленные сотрудники КНБ Талгат ЖАКАЕВ и Ирлан АБДРАХМАНОВ в условиях строгой конспирации завели дело оперативной проверки под кодовым названием “Караванщики”. В разработку попали несколько руководителей тогдашней финансовой полиции и их агент Бетон - Талгат Махатов.

Тогда финполовцы устроили показательное задержание нескольких фур с китайским ширпотребом и тем самым убедили руководство департамента таможенного контроля Алматы платить “финикам” дань. Жамашеву Махатов определил роль курьера - таможенник получал мзду от внедренного комитетчиками в таможню агента Орика и передавал наличные Бетону. Добыв немало доказательств, Жамашев собрался раскрыть серые схемы финпола, но его убили. Уже тогда, 12 лет назад, многие силовики знали: убийство заказное. Были установлены заказчик и исполнители, но долгое время уголовное дело было “глухарем”. И вот только теперь его передали в СМУС.

В своем постановлении судья Бакирбаев указал: преданные суду граждане обвиняются в совершении особо тяжкого преступления. Первое заседание прошло 4 января, процесс был объявлен открытым, велся на казахском языке, все участники суда подключались по видеосвязи. Двум подсудимым предоставили адвоката за счет государства. Гособвинение поддерживает старший прокурор городской прокуратуры Ерлан КУЛАНБАЕВ. Он, к слову, представлял интересы государства в скандальном деле вайнера Мейржана ТУРЕБАЕВА, в делах о финансовых пирамидах Olimp kz, Alpha-bet и Only-bet.

Подсудимые от процесса с участием присяжных отказались. Махатов и два его адвоката заявили ходатайства о возврате уголовного дела прокурору на дополнительное расследование. Но судья установил: Махатов и его защита начали применять свои процессуальные права неправильно. Кроме того, в своих ходатайствах они заявили о проведении новых следственных действий, не имеющих отношения к данному уголовному делу.

Тем не менее некоторые просьбы Махатова судья удовлетворил. Например, признал его маму дополнительным защитником. И все же 12 января Талгат Махатов заявил отвод судье Бакирбаеву. Судья СМУС Ерлан БОЛАТОВ с участием прокурора, потерпевших, подсудимых и их защиты через видеосвязь рассмотрел отвод.

Как заявил Махатов, судья не вернул уголовное дело на доследование по его ходатайству, а принял его в свое производство. У агента бывшей финансовой полиции это решение вызвало опасения, что уголовное дело будет рассмотрено в строгом соответствии с законом. Но Болатов никаких нарушений в работе Бакирбаева не установил. Судья остался прежний.

Любопытная деталь: потерпевшими выступают тети Медета Жамашева Ж. ДЖЫЛУБАЕВА и Б. АСАНАЛИЕВА. А вот жены Жамашева и матери его детей Нургуль АДИЛОВОЙ в этом списке нет, хотя ее первые свидетельские показания были зафиксированы в спецсообщении, которое подписал тогдашний начальник департамента спецпрокуроров Генпрокуратуры Улугбек ПАТСАЕВ. К слову, документ был адресован лично тогдашнему генпрокурору Асхату ДАУЛБАЕВУ.

А в списке свидетелей не указан экс-начальник управления прокуратуры Алматы Виктор ТИХОНОВ. Хотя во многом благодаря его стараниям еще в 2017 году это заказное убийство было на стадии раскрытия, но вскоре Тихонов сам стал фигурантом сфабрикованного уголовного дела. Сегодня он полностью оправдан. Тихонов знает многие детали убийства, но его почему-то даже не допросили в качестве свидетеля.

Свои показания еще на стадии расследования дали бывшие полковники спецслужб Жакаев и Абд­рахманов, они будут выступать в суде в этом качестве.

Что касается главного фигуранта Махатова, инкриминируемую ему вину он не признал. Не признал себя причастным к убийству Жамашева еще в 2012 году, когда начали расследование. Не посчитал себя виновным Бетон и в 2017-м, когда прокурор Тихонов задержал Махатова и внес ходатайство в суд о его аресте. Но судья Алма АБДУХАЛЫКОВА отклонила все доводы следствия и выпустила агента на свободу, применив домашний арест.

А позже руководитель следственной бригады МВД подполковник Бауржан АБЕНОВ (ныне он в чине полковника служит зам­начальника полиции Костанайской области) взял да и прекратил уголовное дело. Естественно, полностью обелив агента.

Но, несмотря на все усилия покровителей агента Бетона, уголовное дело по убийству таможенника наконец-то стало предметом судебных разбирательств.

Еще пять лет назад, когда Махатов и Адилова написали на автора этих срок заявления о клевете в Жетысуский райсуд №2 Алматы и параллельно подали гражданские иски о защите чести и достоинства, Махатов убеждал судью Нургуль БАТЫРХАН: Кучукова нужно привлечь к уголовной ответственности за клевету в его адрес. Возможно, поэтому, Батырхан отказалась приобщить к материалам дела пресс-релиз прокуратуры Алматы и ряд статей в СМИ, в которых говорилось о задержании Махатова и еще двух человек по подозрению в убийстве таможенника.

Кроме того, судья нарушила ряд норм Уголовно-процессуального кодекса. В частности, статью 23 УПК, где говорится, что суд должен создать как стороне обвинения, так и стороне защиты все условия для реализации их прав на всестороннее и полное исследование обстоятельств дела.

А еще, замечу, есть статья 70 УПК, которая дает право защитнику собирать и представлять предметы, документы, сведения, а также иные данные, необходимые для оказания юридической помощи, которые подлежат обязательному приобщению к материалам уголовного дела.

Иными словами, судья Батырхан не сделала то, что ее обязывает сделать закон. Интересно почему? По ходу процесса было видно, что Махатов и Адилова уже знают, каким будет решение суда по уголовному и гражданскому делам. Однако благодаря компетентности юристов газеты “Время” и знанию моим адвокатом Геннадием НАМОМ всех нюансов законодательства в суде с большими усилиями сторонам удалось примириться.

Сейчас уже понимаешь, почему, когда на одном из заседаний Нам заявил отвод судье, сторона обвинения выступила категорически против этого. Скорее всего, их интересовала не объективность разбирательства, а то, чтобы именно Батырхан вела судебный процесс.

По своему опыту могу предположить, что сейчас судье будет нелегко доказать виновность Махатова. В нашем процессе агент финпола манипулировал, прерывал мои выступления и подсказывал судье, как вести заседания. А когда речь зашла о его причастности к убийству Медета, агент разыграл целый моноспектакль, под занавес которого заявил:

- Если бы я был замешан в этом убийстве, я бы застрелился!

Он на одном из судебных заседаний заявил, что я являюсь пресс-секретарем Комитета национальной безопасности. Но поз­же отказался от своих же громких слов.

- Он не пресс-секретарь КНБ, ему никто такую серьезную долж­ность не доверил бы. Кучуков - пресс-секретарь ОПГ “Хоргос”! - со свойственной ему тягой к теат­ральным эффектам выпалил Махатов-Саныч.

И таких громких высказываний по ходу судебных разбирательств было сделано немало. Ни один судья ему даже замечания не сделал, видя, что зал суда Махатов превратил в театральную сцену. Вот еще одна “крылатая” фраза Махатова: в перерыве, споря с юристами газеты, агент предопределил решения и приговоры обоих судов.

- Любые доводы приводите, я выиграю все суды! Можете не сомневаться, - заявил Махатов.

Но, видимо, осознав, что явно поспешил (в то время судебные разбирательства еще продолжались), тут же попытался смикшировать свое заявление.

- Я кандидат юридических наук! В Москве защищался, научным руководителем был сам Фрадков! Я знаю все законы, я в одиночку раскрыл преступную деятельность КНБ и таможни вокруг “Хоргоса”, жизнью рисковал. На том процессе судья отметил мою граж­данскую самоотверженность! Вы проиграете однозначно, - выдал тогда Талгат Махатов.

Вряд ли Михаил Ефимович ФРАДКОВ, российский государственный деятель, занимавший должности руководителей Службы внешней разведки и Института стратегических исследований РФ, бывший премьер-министр России, догадывался, кем стал один из его учеников. Тем не менее Фрадков действительно курировал кандидатскую работу Махатова, агент финполиции это продемонстрировал, показав нашим юристам подтверждающие его слова документы.

Но, удастся ли на этот раз Махатову по делу о заказном убийстве таможенника, по делам о кантарских событиях, где он тоже сыграл немаловажную роль, убедить судей СМУС вынести нужные ему вердикты?

Тохнияз КУЧУКОВ, Алматы

Поделиться
Класснуть