22153

Игра по-крупному

Криминальные и организаторские таланты все четверо осужденных будут применять в тюрьмах 5-6 лет.

В одном из райсудов Алматы закончилось разбирательство громкого дела, в котором оказались замешаны не последние люди криминального мира Казахстана. На длительный срок осуждены четверо алматинцев, собиравших так называемый общак для вора в законе Самархана АХМЕТОВА, “смотрящего” за Казахстаном, известного по прозвищу Самара. А деньги для своего “руководства” они брали в качестве налога с азарт­ных игр, которые устраивали... Впрочем, обо всем по порядку.

В марте 2012 года в Грецию слетелись три десятка международных криминальных авторитетов. Собрал их не кто иной, как покойный дед Хасан - он же Аслан УСОЯН, один из самых известных воров в законе, в январе 2013 года погибший от пули снайпера. На той встрече Усоян представил своим коллегам казахстанца Самархана Ахметова, который был официально коронован и получил статус “смотрящего” за нашей рес­публикой. С той поры живущие по понятиям представители криминального мира регулярно отчисляют часть заработка Самаре, проживающему в ОАЭ. Однако не всегда собранные деньги попадают по адресу. Сотрудникам Комитета национальной безопасности удалось разоблачить преступную группировку, организовавшую целую сеть подпольных казино. И действовали игорные заведения не где-нибудь, а… в исправительных учреждениях!
В конце прошлой осени в Алматы были задержаны двое местных жителей - 51-летний Кайрат ЖАМАНГАРИНОВ и 41-летний Айбек АХМЕТОВ. В криминальных кругах оба имели серьезный вес, хотя ничем противоправным вроде бы и не занимались. Просто и тот и другой считались людьми Самархана Ахметова. По данным следствия, Кайрат Жамангаринов, известный по прозвищу Жаха, был назначен Самарой “смотрящим за системой и волей Казахстана”. Поскольку сам вор в законе постоянно находился за границей, дома ему нужен был верный помощник. Например, одна из обязанностей Жахи заключалась в назначении смотрящих за следственными изоляторами. А вот Айбек Ахметов был родным младшим братом Самары, что явно укрепляло его авторитет в “обществе”.
Однако родство и близкие отношения с вором в законе - это еще не преступление. Но дело в том, что Жамангаринов и Ахметов-младший собирали так называемый общак на зонах. И сотрудникам КНБ удалось установить, что весьма солидную сумму наскреб­ли сидельцы исправительного учреждения ОВ-156/18, что расположено в селе Шуак Восточно-Казахстанской области. Более 10 миллионов тенге(!) были переправлены из этого региона на юг страны, а уже оттуда деньги должны были привезти на автомобиле в Алматы. Вот как раз при подъезде к мегаполису был задержан курьер. Деньги, как выяснило следствие, из Алматы должны были попасть на банковский счет Самары в Арабских Эмиратах...
Как можно в колонии собрать столь существенную сумму? Оказалось, схема была достаточно простой, но работала безотказно. Осужденных втягивали в азарт­ные игры, которые проходили под строгим контролем местных авторитетов. Шестая часть кассы предназначалась ворам в законе. Разумеется, больших денег на территории исправительных учреждений не было. Поэтому долги отдавали на воле родственники и друзья проигравших, зачастую влезая в кредиты и продавая собственное имущество.
Аналогичная схема работала и в следственном изоляторе Алматы. В СИ-1 все азартные игры под своим контролем держали двое рецидивистов - 30-летний Еркин КОККУЗЕВ и 26-летний Медет ЕЛАМАНОВ. Оба уже привлекались к уголовной ответственности, а осенью 2013-го оказались в СИЗО после грабежа - отобрали у знакомого автомобиль, переоформили его с помощью поддельной доверенности и продали. Дожидаясь суда, Пуша Коккузев был избран смотрящим по следственному изолятору, а Мага Еламанов стал ответственным за проведение азартных игр. По показаниям свидетелей, чьи фамилии засекречены, практически все обитатели СИЗО - даже те, кто впервые был арестован, были вынуждены играть в карты. Отказ от участия означал неуважение к ворам. Поэтому по вечерам неустановленные люди в гражданской одежде выводили всех сидельцев из камер и доставляли в специальные помещения, где шла игра по-крупному.
Любопытно, что несколько приглашенных в суд сотрудников СИ-1 давали чистосердечные показания: никаких игр, тем более карточных, в учреждении быть просто не могло! По их словам, изредка в камерах появлялись мобильные телефоны, но их быстро вычисляли и изымали.
Однако расследование говорило об обратном. Во-первых, оперативники представили суду записи телефонных разговоров всех четверых подсудимых, двое из которых на тот момент уже находились за решеткой. Кроме того, в качестве вещественных доказательств были изъяты не только мобильники, но и многочисленные SIM-карты. У Коккузева, например, было сразу три номера. Также в следственном изоляторе при обыске были обнаружены колоды карт, нарды, домино, шахматы. Все игры, разумеется, шли на деньги.
А еще в суд были приглашены родственники тех, кто находился в СИЗО с осени прошлого года, - многим из них, как выяснилось, звонили прямо из изолятора с просьбой занять крупную сумму денег. Чтобы рассчитаться с карточными долгами мужей, братьев и сыновей, людям приходилось влезать в кредиты, отдавать машины. Все эти деньги стекались в общак, чтобы потом отправиться в ОАЭ к Самаре...
Алмалинским районным судом южной столицы Кайрат Жамангаринов приговорен к пяти с половиной годам лишения свободы, Айбек Ахметов получил пять лет и два месяца. Еркин Коккузев и Медет Еламанов осуждены на шесть лет восемь месяцев каждый. Приговор был оглашен в начале июля и уже вступил в силу.
Кстати, вполне вероятно, что недавние кадровые перестановки в СИ-1 Алматы напрямую связаны с расследованием КНБ. По крайней мере, начальник учреждения полковник юстиции Алексей ОРИЩЕНКО и несколько его подчиненных примерно в эти же сроки покинули свои должности...

Михаил КОЗАЧКОВ, фото предоставлено пресс-службой горсуда, Алматы

Поделиться
Класснуть