4171

Чем дольше суд, тем дальше суть

В понедельник в Алматинском горсуде возобновились слушания уже ставшего бородатым дела о самообороне - о драке со смертельным исходом возле бара “Чукотка”. Были оглашены результаты повторной комплексной комиссионной экспертизы, которые несколько отличаются от результатов предыдущих экспертиз.

Напомним, 3 декабря прошлого года судья Халимат КЕРИМОВА удовлетворила ходатайство потерпевшей стороны о назначении еще одной комплексной комиссионной экспертизы, на время проведения которой был объявлен перерыв в судебных заседаниях (см. “Сомнение в беспристрастности”, “Время” от 3.12.2015 г.).
Вчера в начале заседания участникам процесса представили новый состав суда: теперь дело будут рассматривать наряду с Халимат Керимовой судьи Бакытжан КАРАМАНОВ и Ержан КЕНЕНБАЕВ. Связано это со вступившими в силу с 1 января 2016 года изменениями в законодательстве, согласно которым все дела в апелляционной инстанции теперь рассматриваются в составе трех судей. Затем подсудимый Александр КУЗНЕЦОВ (на снимке) сделал сенсационное заявление: по его словам, он обнаружил в своей камере в следственном изоляторе ЛА 155/1 прослушивающее устройство!
- Я прошу приобщить к делу вот этот предмет, - сказал он. - Он представляет собой мембрану, которая присоединена к магниту, и к ней был подведен телефонный провод. Другими словами, это прослушка, которую я нашел у себя в камере. Она находилась прямо над кроватью в вентиляционной шахте за лампочкой. Я хотел бы спросить: есть ли санкция прокурора на прослушку? На каком основании меня прослушивают?
- Вы пока держите ее у себя, мы выясним этот вопрос, - парировал судья Караманов.
Далее были представлены результаты новой экспертизы, которую на этот раз проводили специалисты алматинского областного филиала Центра судебной экспертизы (первые две были результатом работы сотрудников алматинского городского филиала Центра судебной экспертизы). Частично она подтвердила ранее сделанные выводы: смерть Сырыма МУРАТКАЛИЕВА наступила вследствие травмы, полученной от удара затылком об асфальт. Что касается вызвавшего жаркие споры фрагментарного перелома костей лицевого отдела черепа, то в данном случае, сообщили эксперты, перелома основания черепа, как думала потерпевшая сторона, нет. Однако адвокат потерпевшей стороны Лариса РОМАНОВА снова засомневалась в правильности выводов экспертов, ссылаясь на показания ранее выступавших в суде других экспертов, считающих, что перелом основания черепа все-таки был. Эксперт Юрий ОХВАТ, в числе других специалистов проводивший экспертизу, парировал: как они вообще могли давать какие-то заключения, не изучив труп?!
А вот по поводу ран на лице погибшего у экспертов областного филиала Центра судебной экс­пертизы оказалось совсем иное мнение, чем у их коллег из городского филиала: они считают, что на лице Мураткалиева имеются как ушиб­ленные, так и резаные раны. И удар был нанесен не кулаком, как предполагалось ранее, а “твердым разрушающим предметом с закругленными ребрами”, острые обломки которого и привели к образованию резаных ран. Таким предметом, по мнению экспертов, мог быть “стакан или бокал, фигурировавший в материалах дела”, но никак не кастет, как думала потерпевшая сторона. Стакан, напомним, действительно упоминался в показаниях свидетелей, только держал его не Александр, а Сырым. Как утверждали друзья подсудимого, Мураткалиев плеснул в своего оппонента виски, а затем швырнул и сам стакан. Каким образом стеклянный предмет мог оказаться в руках Кузнецова, эксперты ответа не дают, утверж­дая лишь, что видели на фотографиях с места происшествия какие-то осколки.
После перерыва на обед суд перешел к опросу также принимавшего участие в проведении последней экспертизы сотрудника областного филиала Центра судебной экспертизы Леонида ПАКА. А он заявил, что, хотя смерть и наступила в результате повреждений, полученных от удара затылком об асфальт, причиной падения послужил удар в лицо, поэтому их нужно рассматривать в совокупности. Адвокат подсудимого Алма МУСИНА поинтересовалась, на основании чего эксперты сделали вывод о том, что Мураткалиева ударили стаканом. Леонид Пак сообщил, что экспертиза основывалась на материалах дела, в частности на снимках с места происшествия, а также на фотографиях трупа и результатах предыдущих экспертиз. Мягкие ткани черепа, естественно, не исследовались, так как они были сняты с лица еще во время прошлой экспертизы. Интересен еще один момент: как Охват, так и Пак считают, что перелом, затрагивающий кости носа, глазницы, скулы и верх­ней челюсти, мог быть следствием всего одного удара - хотя сам Александр настаивал на том, что нанес несколько ударов кулаком.
Затем показания снова давал эксперт КИМ - член комиссии, которая исследовала труп Мураткалиева в августе прошлого года. Он стоял на своем - на лице погибшего не резаные, а ушибленные раны, причиненные твердым тупым предметом с ограниченной поверхностью.
Процесс приобретает новые черты...

Мадина АИМБЕТОВА,фото Серикжана МАУЛЕТБАЯ, Алматы

Поделиться
Класснуть