6459

Чужая фуражка

Амантай МАРГУЛАН недолго прослужил в полиции.

Полицейского, попавшего в автокатастрофу, обчистили его же коллеги

В Восточном Казахстане пенсионер МВД вынужден проводить собственное расследование дичайшего факта. Бывший полицейский Амангельды САТМУХАНБЕТОВ (на нижнем снимке) считает, что его сына - 21-летнего участкового Амантая МАРГУЛАНА, при исполнении служебных обязанностей попавшего в автокатастрофу, ограбили оперативники, прибывшие на место происшествия.

Стражи правопорядка, по версии Сатмуханбетова, забрали iPhone, перстень, скрутили некоторые элементы машины и даже свистнули... фуражку у парня, лежащего без сознания! Амантаю, по словам отца, даже не оказали первой помощи - он скончался в больнице. А на скамье подсудимых оказался лишь один из шестерых стражей правопорядка, по мнению Сатмуханбетова, замешанных в этой истории.
- Амантая я растил как родного сына, - рассказывает мужчина. - Его родители - мои друзья - трагически погибли, и я взял заботу о ребенке на себя. Воспитал его. Я проработал в органах внутренних дел 26 лет, вся наша семья связана с правоохранительными органами. Немудрено, что и Амантай пошел по моим стопам - в прошлом году он окончил Академию МВД. Сразу сказал, что хочет остаться служить в Восточном Казахстане, хотя ему предлагали работу в южной или северной столице. А он отправился работать участковым в Урджарский район, потому что там живет его бабушка. Думал помогать ей. Так радовался, когда устроился на работу... и в результате не прослужил и месяца!
В конце июня 2014 года Амантай занимался расследованием кражи скота. 3 июля 2014 он получил оперативную информацию о барымтачах и поздним вечером, решив не откладывать дело в долгий ящик, отправился побеседовать с подозреваемыми. Поехал на собственной “тойоте”.
- В пяти километрах от Аягоза сын не справился с управлением, и машина перевернулась на трассе, - рассказывает версию случившегося Амангельды Сатмуханбетов. - В нескольких минутах езды от места ДТП находится стационарный пункт полиции. Инспектор видел аварию и поспешил на место происшествия. Позже на суде он рассказал, что обнаружил в салоне тяжело дышащего парня. Но, вместо того чтобы помочь и отвезти пострадавшего в больницу, полицейский просто развернулся и уехал. Потом он объяснил на процессе, что вообще не имел права оставлять свой пост. При этом он не вызвал “скорую помощь”, не сообщил об аварии в РОВД. В экстренные службы позвонил проезжавший мимо водитель. На место выехали оперативники Аягозского РОВД. По моей информации, никто из полицейских ему никакой помощи не оказал.
В результате Амантая привезли в районную больницу, находящуюся всего в нескольких километрах от места происшествия, лишь через четыре часа.
- Через несколько часов после случившегося я и сам приехал на место происшествия, - вспоминает отец парня. - “Тойота”, которую я подарил сыну, фактически была разобрана: из машины вытащили все мало-мальски ценные части. Я был в шоке! В больнице, где лежал сын, меня встретила наша родственница, которая работает врачом на “скорой” и выезжала на место трагедии. Она заметила, что на руке у Амантая нет подаренного золотого перстня.
Я сразу заподозрил неладное - ведь, как мне сказали в полиции, на место выезжала только опергруппа Аягозского РОВД, никого рядом с моим сыном не было. Дальше больше: пропал и сотовый телефон Амантая - айфон...
Впрочем, на тот момент мужчине было не до розысков телефона: состояние Амантая было крайне тяжелое. А через несколько дней парень, не приходя в сознание, скончался в больнице от тяжелейшей черепно-мозговой травмы.
- Я пытался установить: если бы эти полицейские, которые выехали на место, привезли бы Амантая раньше или вовремя вызвали “скорую”, удалось бы его спасти? - задается вопросом пенсионер. - Но никто из медиков мне ничего внятного так и не сказал. Может, да. А может, и нет...
А вот ситуация с пропажей вещей Амантая сильно насторожила Амангельды. Мужчина написал заявление в Аягозский отдел полиции, где изложил свои подозрения - полицейские, выехавшие на место ДТП, могли похитить личные вещи молодого полицейского, лежащего без сознания. Дело обещали рассмотреть поскорее, но...
- У меня были подозрения, что если в истории замешаны сотрудники Аягозского РОВД, то расследование могут сильно затянуть, - объясняет Амангельды Сатмуханбетов. - Вот я и решил сам во всем разобраться. Выяснил, что телефон Амантая находится в Аягозе, но в нем другая сим-карта. Получив номер, я узнал, у кого айфон. Новый хозяин мобильника признался, что телефон ему продал старший эксперт-криминалист Аягозского РОВД КАМАРОВ. Он выезжал на осмотр места происшествия в составе следственной группы вместе с еще несколькими следователями и дознавателями.
Полицейский, умыкнувший дорогой смартфон, в декабре 2014 года оказался на скамье подсудимых. Когда удалось доказать его причастность к исчезновению айфона, полицейского за злоупотреб­ление служебным положением приговорили к двум годам лишения свободы условно. В правоохранительных органах проштрафившийся криминалист работать больше не сможет. Амангельды Сатмуханбетов думал, по цепочке удастся доказать, что полицейские умыкнули и другое имущество... Да не тут-то было!
- Во время суда все участники следственной группы рассказали о том, как каждый из них вел себя на месте аварии, - поясняет Амангельды. - Полицейские указали в протоколе, что отбуксировали машину к зданию РОВД, хотя на самом деле она еще двое суток стояла разобранной на трассе. Я считаю, что они могли спасти моего сына, но не стали оказывать помощь. Думаю, потом они и вовсе обокрали человека в бессознательном состоянии. Но мое изначальное заявление разделили на три дела: хищение айфона, кража запчастей и халатность полицейских. До суда дошло только первое. И хотя суд вынес частное постановление о том, что полицейские отнеслись к своим обязанностям халатно и совершили подлог документов о доставке автомобиля, остальные два производства были сначала приостановлены, а потом и вовсе закрыты за отсутствием состава преступления. Следствие заключило, что доказательств вины стражей правопорядка нет.
Отрицает свою причастность к остальным нарушениям и наказанный криминалист Даурен Камаров.
- Мы подписали протокол, в котором указали, что отбуксировали автомобиль к РОВД, - признался журналистам Даурен Камаров, тот самый эксперт-криминалист, замешанный в истории с айфоном. - Но обеспечить его охрану и доставку должны были дорожные полицейские. А они оставили авто на обочине, там его и разобрали неизвестные. Что до телефона, он лежал на дороге недалеко от машины, когда мы приехали. Я не скрываю, что через какое-то время забрал его из кабинета в РОВД. За этот поступок я уже понес наказание. Что касается остального имущества и якобы украденных денег, ничего подобного я не знаю - родственники погибшего утверж­дают, что мы забрали деньги из кошелька, а он на самом деле был пуст.
Придерживаются подобной версии и в надзорных органах.
“После проведенного осмотра автотранспортное средство было оставлено на месте происшествия, в результате чего неустановленными лицами совершено хищение комплектующих частей автомашины и личного имущества Амантая Маргулана, - ответили в областной прокуратуре на официальный запрос. - По факту кражи возбуждено уголовное дело. Срок досудебного расследования по нему неоднократно прерывался в связи с неустановлением лиц, совершивших уголовное правонарушение. Расследоваёние по факту тайного хищения с автомашины колес и комплектующих продолжается”.
А в ДВД ВКО уже размахивают шашкой: полицейское начальство всемерно наказано! Да только руководство не Аягозского РОВД, а Урджарского - где служил Амантай.
- Лейтенант полиции Маргулан в момент совершения ДТП находился не на службе, выехал за пределы дислоцируемого района без служебной необходимости, самовольно, - пояснили в ДВД ВКО. - За допущение этого случая привлекли к дисциплинарной ответственности ряд руководителей Урджарского ОВД.
Впрочем, попыток привлечь к ответственности виновных Амангельды Сатмуханбетов не оставляет.
- У тех, кто сделал такое, нет ни совести, ни понятия о чести мундира, - высказывается Амангельды Сатмуханбетов. - Выяснилось, что мы знаем отца одного из тех полицейских. Мы пригласили его к себе домой, кричали, ругались, призывали к совести. Тем же вечером этот полицейский принес нам магнитолу и фуражку Амантая. Дело в том, что головные уборы выпускников академии отличаются от обычных. Те полицейские позарились даже на форму сына. Причем в описи вещей на месте происшествия ни фуражки, ни магнитолы не было вообще. Что до самих следователей и дознавателей, ни во время расследования, ни на суде они не то что не пытались извиниться, но даже не выразили своих соболезнований. Я только надеюсь, что старший группы понесет ответственность за преступление и за то, что они старались его скрыть. Обидно, что такое поведение в полиции обычное дело...

Евгений ФОМИНЫХ, фото из семейного архива, Усть-Каменогорск

Поделиться
Класснуть