3912

Хвосты морковки

Как в Караганде продовольственную безопасность обеспечивали

Отгремели страсти по делу экс-премьера Серика АХМЕТОВА и других фигурантов, многие из которых уже успели освободиться условно-досрочно. Тем временем Фемиде вскоре придется разбираться в хитросплетениях еще одного коррупционного скандала, где имя бывшего главы кабмина упоминается в собранных следствием материалах. 

Речь вновь пойдет о событиях, зачинавшихся в период, когда Серик Ахметов рулил Карагандинской областью в качестве акима. Казалось бы, ранее борцы с коррупцией вскрыли весь объем безобразий, творимых тогда местными чиновниками. Кратко напомним, что тогда всплыло: махинации с заменой оборудования в индустриальном парке “Металлургия-Металлообработка”, участие фирмы родственников Ахметова в государственной программе по освещению улиц, выдача акиматом земельных участков под строи­тельство принадлежащего Серику Ныгметовичу транспортно-логистического комплекса и использование средств Нацфонда через АО “КазАгроФинанс” на развитие личного тепличного бизнеса (см. “Премьерное дело”, “Время” от 28.5.2015 г.). Но кое-что до недавних пор оставалось за кадром. Теперь же в картину тех интересных лет добавился еще один штрих.
Сыщики из антикоррупционной службы выяснили, что несколько должностных лиц неплохо поживились при воплощении в жизнь программы по обеспечению продовольственной безопасности Карагандинской области.
В истоке, как водится, лежала благая идея: правительство решило бороться с ростом цен на продукты. В сентябре 2011 года с подачи республиканской госкомиссии в регионах появились стабилизационные фонды продовольственных товаров. Ожидалось, что они помогут оказать регулирующее воздействие на рынок и не позволят торговцам спекулировать на стоимости провизии. Деньги из Астаны поступили в шахтерский край весьма оперативно: АО “НК “Продкорпорация” по договору займа перечислило 1 миллиард 423 миллиона 395 тысяч тенге на счет АО “НК СПК “Сарыарка”, оператором которого стало его дочернее предприятие АО “Агро-Консалтинг-К”.
В том же месяце аким Карагандинской области Серик Ахметов создал комиссию по управлению стабфондом и назначил ее председателем своего заместителя Талгата АБИЛЬДУ (на снимке). По версии следствия, он вместе с заместителем председателя правления социально-предпринимательской корпорации “Сарыарка” Айдаром ШАКЕНОМ и председателем правления “Агро-Консалтинг-К” Азаматом МУХАНОВЫМ стали главными действующими лицами в последующей серии хищений.
Сомнительные сделки по закупу продуктов, как соч­ли пинкертоны, начались уже в ноябре 2011 года. Оцените первую многоходовочку. Был заключен договор с местным крестьянским хозяйством на поставку 1 тысячи 415 тонн моркови по цене 49 тенге за килограмм. Предприниматель планировал получить за товар 69,3 миллиона тенге, о чем и указал в предоставленном счете-фактуре. На основании этого документа “Сарыарка” перечислила ему половину требуемой суммы в качестве предоплаты: 34,6 миллио­на тенге. А теперь самое интерес­ное - фактически никакой моркови фермер никому не поставлял. А поступившие на его счет деньги отдал Азамату Муханову, который затем закупил на них 707 тонн моркови у пяти других крестьянских хозяйств! Притом стоимость за килограмм корнеплодов на этот раз была значительно дешевле - 30 тенге. И потому удалось заполучить морковку всего за 21,2 миллиона тенге. Разницу же в 13 миллионов Муханов, по версии следствия, присвоил и растратил.
Но ведь оставалась еще вторая половина денег, которую фигурантам удалось получить благодаря фиктивным расходным накладным и акту приема-передачи на якобы доставленную всю партию груза в размере 1 тысячи 415 тонн. Так в распоряжении фермера и Муханова оказалось еще 34,6 миллиона. Эта сумма была внесена в кассу возглавляемого Мухановым общества в виде выручки за… продажу тех самых 707 тонн моркови. Разу­меется, по подложным документам. Ведь в реальности товар не продавался, а продолжал лежать на складах. И не просто лежал, а гнил! Позже в связи с порчей было списано аж 462 тонны 160 кило­граммов. А оставшуюся морковку со временем реализовали по сниженным ценам.
В дальнейшем карагандинский стабфонд также пополнялся луком, картофелем, сахаром-песком, говядиной и бараниной. Вся продукция, по мнению следствия, при­обреталась по завышенным ценам, из-за чего ее потом было трудно сбыть на рынке. При этом значительная часть товара попросту портилась и списывалась. Понятно, что такое ведение торговых дел приносило сплошные убытки.
Пожалуй, стоит подробно упомянуть еще об одной сделке, состоявшейся в феврале 2012 года. По версии борцов с коррупцией, председатель комиссии по управлению стабфондом Талгат Абильда принял решение о дополнительном закупе морковки и картошки (которые, напомним, и так тухли на складах). Но, видимо, это обстоятельство не имело особого значения, ведь поставщиком выступила фирма “Астанапром”, среди учредителей которой значился сын Серика Ахметова Данияр. В то время средняя стоимость килограмма картофеля равнялась 40 тенге, а моркови - 43. Но столичное предприятие поставило овощи в Караганду по цене 53,5 и 49 тенге соответственно. Общая сумма контракта потянула на 63 миллиона 750 тысяч тенге. И как сочли сыщики, обеспечивающие продбезопасность города лица благодаря этому контракту смогли присвоить и растратить более 15 миллионов тенге.
Кроме того, героев этой истории подозревают в совершении финансовых махинаций при работе с поставщиками транспортных и погрузочно-разгрузочных услуг. Ведь продукты от поставщиков следовало довозить до мест хранения и дальнейшей реализации. Но, как выяснили сотрудники антикоррупционной службы, многие поездки, разбор грузов и переборка товаров были оформлены лишь на бумаге. В результате из кассы АО “Агро-Консалтинг-К” уплыло еще несколько десятков миллионов.
Всего же, по подсчетам борцов с коррупцией, действиями Талгата Абильды, Айдара Шакена, Азамата Муханова и нескольких засветившихся в деле предпринимателей государству в лице СПК “Сарыарка” и “Агро-Консалтинг-К” был причинен ущерб на общую сумму 471 миллион 126 тысяч 360 тенге. Это почти треть от объема финансирования, выделенного “Продкорпорацией” на создание стабилизационного фонда.
Отдельно отметим, что расследование по упомянутым фактам началось практически одновременно с расследованием дела Серика Ахметова. Не исключено, что сыщики пытались подкопаться к экс-премьеру и с этой стороны. Но, вероятно, не получилось. Впрочем, история о деятельности карагандинского стабфонда и сама по себе вышла увлекательной. Тем более если в суде удастся доказать, что все обвинения обос­нованны.

Ирина МОСКОВКА, коллаж Владимира КАДЫРБАЕВА, Караганда

Поделиться
Класснуть