6936

Из-за чего скатился SCAT?

В начале лета этот авиаперевозчик отменил каждый десятый рейс и задержал каждый пятый

Лето - пора отпусков и многочисленных поездок. Однако в этом году тысячи казахстанцев, решившие слетать к родственникам или на море авиакомпанией SCAT, вынуждены часами просиживать в аэропортах или вовсе менять свои планы. По информации комитета гражданской авиации (КГА) Мининвестразвития, только с 10 июня по 3 июля SCAT отменил 10 процентов своих рейсов, а еще 14 процентов задержал более чем на два часа! При этом регулярность вылетов за первые пять месяцев у SCAT тоже не блещет - всего 83 процента, то есть почти каждый пятый рейс отправлялся в путь со значительным опозданием. И это уже трудно назвать просто чередой совпадений, налицо явные проблемы. В самой авиакомпании утверждают, что это временные трудности и связаны они с плановым техобслуживанием двух самолетов за рубежом. Однако есть версия, что дела обстоят немного иначе.

SCAT - второй после Air Astana авиаперевозчик в Казахстане. Согласно официальной информации, размещенной на сайте scat.kz, сейчас прописанная в Шымкенте организация эксплуатирует 14 “Боингов” и 6 CRJ-200 Bombardier (один из таких лайнеров, как известно, потерпел крушение в январе 2013 года, 16 пассажиров и 5 членов экипажа погибли). При этом SCAT выполняет большой объем перелетов как внутри страны, так и за рубежом и каждый год старается увеличивать количество маршрутов. Примерно треть рейсов - в другие государства. У казахстанцев эта авиакомпания давно и прочно ассоциируется с задержками рейсов, но в то же время она зачастую предлагает перелеты по более низкой цене, чем Air Astana, особенно на международных направлениях. Правда, при этом и качество оказываемых услуг заметно ниже, да и самолеты гораздо старше, чем у лидера рынка. То есть у каждого есть выбор: или заплатить дороже, или потерпеть.
По-видимому, в шымкентской авиакомпании решили, что пришло время менять имидж. Именно поэтому весной этого года парк самолетов SCAT впервые пополнился новым Boeing-737-MAX8, купленным прямо с завода. Всю жизнь пользоваться подержанными автомобилями и неожиданно выгнать из салона “лексус” последнего поколения. Вот примерно так же случилось и с новым авиа­лайнером. Самолет прекрасный, комфортный, большой, рассчитан на 186 пассажиров. Всего таких в парке SCAT будет шесть.

Похвастаться покупкой перевозчик решил масштабно. В американский Сиэтл, где производят “Боинги”, был выписан модный блогер Алишер ЕЛИКБАЕВ, который рассказал своим подписчикам о том, какую классную штуку приобрели казахстанские авиаторы. Блогеров же масштабом поменьше всей гурьбой привезли в Шымкент, где самолет встречали с большими почестями.
Тот “Боинг” действительно замечательный. Есть у него только один большой минус - стоит он 115 млн. долларов. И как раз с этим фактором могут быть связаны нынешние трудности авиакомпании с выполнением рейсов.
В гражданской авиации ходят упорные пересуды о том, что после приобретения великолепного “Боинга” SCAT столкнулся с острой нехваткой средств. Есть предположение, что на плечи компании тяжелым грузом лег заем, взятый на покупку лайнера. Нетрудно подсчитать, что за технику стоимостью 115 “лимонов” нужно возвращать кредит не менее 10 лет. Если взять за основу эти цифры, то получается, что ежегодно SCAT должен отдавать чуть более 11,5 млн. долларов. Это без учета процентов и комиссий банка. То есть ежемесячно порядка 950 тыс. долларов. По нынешнему курсу это около 330 млн. тенге.
Согласно данным журнала “Форбс”, авиакомпания за 2017 год показала выручку в размере почти 40 млрд. тенге при чистой прибыли в 196 млн. И попробуйте вместить в эти цифры ежемесячные платежи по 330 млн. тенге. Да любой надорвется!

Как результат - у перевозчика могли начаться проблемы с ремонтом других лайнеров, что мы сейчас, собственно, и наблюдаем. По сообщению авиакомпании, два “Боинга” застряли в Турции, где должны были проходить плановое техническое обслуживание. Согласно пресс-релизу виновата в этом турецкая сторона: якобы в связи с большой загруженностью у них задерживаются работы. Однако есть мнение, что SCAT просто не может оплатить покупку запасных частей. И не только на два эти “Боинга”, но еще и на несколько CRJ-200. А особенность обслуживания самолетов заключается в том, что это не автомобиль, на котором можно какое-то время поездить, даже если какой-то узел стучит или скрипит. В авиалайнерах есть запчасти, которые необходимо менять по истечении срока службы, даже если они остаются в рабочем состоянии. И стоит это весьма недешево.
Впрочем, все вышесказанное лишь версия. Конечно, в самой авиакомпании лучше знают, из-за чего мучаются пассажиры, часами ожидающие своего вылета или вынужденные покупать более дорогие билеты из-за отмены рейсов. Буквально в минувшее воскресенье с длительной задержкой столкнулся известный общественный деятель Мурат АБЕНОВ. Он просидел в аэропорту Астаны более 6 часов, ожидая вылета в Алматы и параллельно рассказывая в соцсетях, как развиваются события. По его словам, несмотря на явное отставание от расписания, на табло все время высвечивалась надпись, что рейс вылетает вовремя!
Позже в Фейсбуке пожаловался на задержку своего рейса депутат мажилиса Альберт РАУ, собиравшийся лететь из столицы в Павлодар. По иронии судьбы ранее Альберт Павлович трудился в Министерстве по инвестициям и развитию, к которому как раз относится КГА, регулирующий авиаперевозки. Но даже это не помогло господину Рау вовремя добраться до пункта назначения. В итоге вылет был задержан более чем на 7 часов - самолет пытались срочно починить прямо в аэропорту. Вместе с Рау опоздала к месту назначения и генеральный директор телеканала Atameken TV Юлия СИНЧУК. Она дала совет своим друзьям в соцсетях: “Никогда не летайте самолетами SCAT”. Добавить тут нечего. И это пока авиа­компания только один из шести “Боингов” оформила...

Михаил КОЗАЧКОВ,фото Мурата АБЕНОВА, Юлии СИНЧУК и с cайта nur.kz, Алматы

Поделиться
Класснуть