4419

“Мы требуем извинений!”

Так жители акмолинского села Оркендеу отреагировали на обвинения представителей немецкого бизнесмена Шумахера в скотокрадстве

Не утихает громкий скандал вокруг немецкого предпринимателя Роберта ШУМАХЕРА (на снимке), сумевшего прибрать к рукам огроменный участок земли в непосредственной близости от Астаны. После того как наша газета впервые рассказала, что гражданину другого государства удалось оформить аренду участка сроком на 49 лет, что противоречит действующему законодательству, вопрос немецкого латифундиста был вынесен на обсуждение комиссии по земельной реформе. Причем общественников и чиновников возмутил не только сам факт захвата земли, но и многокилометровые окопы, которые вырыл иностранец вокруг своих владений. Более того, Генеральная прокуратура и Министерство сельского хозяйства получили задание проверить законность этих манипуляций с землей. Казалось бы, на этом история должна завершиться. Однако бизнесмен из Мюнхена и не думал сдаваться. Его официальный представитель Сергей СТРУЧКОВ на встрече с журналистами в Алматы объяснил, что рвы вокруг земли Шумахера были вырыты из-за того, что местные жители “не слишком утруждали себя и им было легче украсть скот у бизнесмена”. После того как эту фразу растиражировали многие СМИ, к нам в редакцию позвонили из села Оркендеу…

- Этот Стручков действительно так сказал?! - кричал в трубку на другом конце телефонного провода охрипший от возмущения голос. - Они что, нас хотят спровоцировать на конфликт? Весь наш аул ворами обозвали! У нас все аксакалы разозлены, требуют этого юриста найти и к нам привезти! Вы можете к нам приехать, с людьми поговорить? Это ведь может очень плохо закончиться!
Раз уж мы подняли эту тему, то просто не могли отказать людям.
- Спасибо, что приехали! - приветствует нас Балтабай КЕНЖЕБЕКОВ. - Скажите, вы сами слышали, что Стручков нас ворами обозвал?
- Именно так и было, - отвечаем сельчанам.
- Когда землю давали, нас Шу­махер собирал, - вспоминает Аманжол КЕНЖЕКЕЕВ. - Говорил, что мы соседи, должны помогать друг другу. Но что получилось в итоге? Из-за его окопов мы остались без пастбищ и воды. Скот не может пройти к водоемам. Пасти коров и лошадей негде. И ни одного килограмма сена с его хозяйства мы не получаем. А теперь, получается, ворами всех нас обозвал!
- Это не он обозвал, а его юрист, - поправляет кто-то из стариков. - Пусть сюда приедет и покажет, кто у него скот украл!
- Это нас обокрали, оставили без земли и пастбищ! - горячится Ардак КЕНЖЕКЕЕВ. - Сено возим из других районов, зимой коровы и лошади голодают. Один человек пришел к нам в гости, но стал здесь хозяином!
Аксакалы объясняют: фирма Шумахера “Ак-Кулын” получила от государства как раз те земли, где раньше можно было пасти скот всем. Потом появился ров, и теперь весной талая вода не попадает на другие пастбища, из-за чего трава растет все хуже. То есть немецкий бизнесмен навредил жителям Оркендеу дважды.
- Мы живем все хуже и хуже, - утверждает Кайдар ШАКАЕВ. - Районному акиму до нас никакого дела нет. Он к нам приезжал, когда надо было сельского акима избрать. Мы вопрос пастбищ поднимали, он говорил: после выборов решим! И все так же осталось.
Претензии местных жителей легко понять: прожить в этих краях можно только за счет животноводства. Но чтобы кормить скотину, нужны пастбища. А все они теперь в руках латифундистов.
Аксакалы готовы до бесконечности обсуждать своего немецкого соседа - обид у них накопилось множество. Экскаваторы “Ак-Кулына” разрыли местное кладбище, техника прошла прямо по костям и черепам. Поднялся большой шум, но в итоге никого не наказали. Пришлось заново хоронить останки людей.
- Эта ситуация задевает в первую очередь нашу честь! - взволнован Нарымбай БАЙМАГАМБЕТОВ. - Вопрос земли для нас очень чувствительный. Здесь лежат наши предки, их останки удобряют нашу землю. И мы никуда отсюда не уйдем. Пришел к нам Шумахер, испоганил весь Коргалжынский заповедник, его ямы испортили экологию района.
И вот теперь очередное унижение со стороны иностранца.
- Мы больше не будем терпеть! - резюмирует Балтабай Кенжебеков. - Во-первых, мы требуем извинений от этого Стручкова - пусть приезжает сюда к нам в аул. Во-вторых, пускай Шумахер закапывает свои окопы, чтобы пастбища не высыхали без воды. И, в-третьих, мы хотим через вашу газету попросить помощи у грамотного юриста, который помог бы нам защитить свои права. Над нами сейчас все соседние совхозы смеются: отобрали нашу землю и теперь еще ворами обозвали...
Шокирован словами Стручкова и бывший деловой партнер Роберта Шумахера Еркин БОЛАТ­БЕКОВ (на снимке). Именно он был со­владельцем 10-процентной доли в ТОО “Ак-Кулын”, которую позже выкупил немецкий бизнесмен. Его мы встретили на выезде из Оркендеу.
- Я к Шумахеру в партнеры не напрашивался, это он меня уговаривал, - сразу же расставляет акценты местный бизнесмен. - Он приехал в 2008 году, причем сразу на поле к моему отцу. Все вокруг знают, что наша семья занимается сельским хозяйством, разводит коней. Предложил сделать совместное предприятие. Я сначала отказался, но он начал уговаривать. Перспективы нарисовал, прибыль большую. Вот я и согласился.
Начинался общий бизнес многообещающе: каждый из партнеров вложил свою долю, и получилось крупное крестьянское хозяйство.
- В “Ак-Кулын” я пришел со своими 150 лошадьми, - вспоминает бывший совладелец фирмы. - Роберт Яковлевич тоже купил скотину. Поголовье росло, работников становилось все больше. Кстати, разговоры о том, что у нас крали скот, - ложь! За все годы только один раз пропало 8 лошадей. Но там чабаны выпили, расслабились - вот лошади и пропали. Но местные жители тут ни при чем: мы все друг друга знаем, воров у нас нет!
Как это часто бывает, отношения между деловыми партнерами испортились буквально за один день.
- В районе обнаружили бруцеллез, и всех коров пришлось отдать на мясо, - объясняет Болатбеков. - А Роберт Яковлевич почему-то решил, что в этом виноват я, хотя я отвечаю за лошадей. Он написал на меня заявление в полицию, обвинил в растрате. Полиция и прокуратура затаскали меня по допросам! Каждый день вызывали в район, держали по нескольку часов. В итоге я вынужден был признать свою вину... Мы договорились с Шумахером - я отдал свою долю в ТОО плюс еще 16 миллионов тенге долга на себя взял. Выходил из фирмы, хотел забрать лошадей - он не отдал всех, только половину. Сейчас я в “Ак-Кулыне” долг отрабатываю, своих же лошадей с работниками пасем...
Вот и выходит, что жалующийся на рейдерство бизнесмен установил в отдельно взятом Коргалжынском районе Акмолинской области свои сомнительные порядки. Местные жители у него - воры, а партнер по бизнесу вынужден 8 лет пахать бесплатно!
- Не знаю, почему Роберт Яковлевич со мной так поступил, - рассуждает Еркин. - Может, хотел меня удержать. Но я все равно хочу уйти, а он не отпускает, заставляет отрабатывать долг. А что там у него с землей, я не знаю. Но считаю, что окопы рыть не стоило. Когда кладбище раскопали, я тоже вышел с людьми. Может быть, поэтому Шумахер на меня обиделся и долг повесил. Неправильно это, Бог ведь все видит. Вот и в нашем конфликте Всевышний все по своим местам расставит, я уверен.
Чем в итоге завершится противостояние сельчан из Оркендеу и Роберта Шумахера, покажет время. Но в одном местные жители, похоже, правы: на земле своих предков они уже не хозяева, и прав у иностранца, получается, гораздо больше…

Михаил КОЗАЧКОВ, фото автора и из соцсетей, Астана - Алматы

Поделиться
Класснуть

Свежее