17956

Казахстанцы теперь не смогут узаконить свои дома, если строили их сами или привлекали “вольных” рабочих, а не лицензированную фирму. Не стоит расслабляться и тем, кто решил сделать перепланировку или приобрести квартиры в черновой обработке - они рискуют остаться без документов на жилье и права частной собственности! После того как в закон об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности внесли поправки, вступившие в силу 1 января этого года, тысячи людей в стране оказались в тупиковой ситуации. Как из нее выбраться? Ответа не знают даже в профильном ведомстве южной столицы - управлении государственного архитектурно-строительного контроля (УГАСК).

Видимо, желание государственных мужей приучить простых граждан делать все по закону было так велико, что они не подумали о тех, кто построил дома до внесения поправок в закон, но не успел их оформить. А ведь это тысячи и тысячи семей по всей стране! Основная масса населения во все времена возводила жилье своими силами, нанимала рабочих, ведь привлекать к строительству компанию дорого и мало кому доступно. Сегодня дом, построенный в соответствии со всеми нормами, но без привлечения лицензированной фирмы, автоматически оказывается вне закона! При этом профильные ведомства продолжают выписывать штрафы, но до узаконения дело все равно не доходит. С этим и столкнулись герои нашей статьи.
Алматинка Улпан ИНАКЫНОВА вместе с мужем приобрела участок в микрорайоне “Баганашыл” в прошлом году. Новые хозяева снесли старый покосившийся дом и на его месте возвели двухэтажный. Однако когда супруги приступили к оформлению своего жилья, начались проблемы.
- Оказалось, что и на снос, и на постройку нужно было брать разрешение, - рассказывает Улпан. - Мы этого не знали. Конечно, незнание закона не освобождает от ответственности. Но так всегда делали наши родные и знакомые, и все благополучно разрешалось. В итоге и мы получили разрешение на дом, оплатили УГАСК штраф через суд (300 тысяч тенге), сдали все нужные документы. Осталось только подписать акт о вводе дома в эксплуатацию, но подписать его просто некому - мы не заключали договор со строительной компанией, а нанимали рабочих. Из-за одного этого документа мы не можем провести газовое отопление, канализацию, воду, не можем прописаться в доме. Уже целый год все это тянется, и мы вынуждены с тремя детьми ютиться у родственников.
Мира ИДРИСОВА купила участок в Турксибском районе в прошлом году. За год вместе с рабочими построили на нем одноэтажный дом, баню, гараж и летнюю кухню. А дальше все по тому же сценарию: попытка оформить документы, штраф и ожидание, правда, неизвестно чего.
- Почему наши люди сразу не делают все законно? Потому что на ровном месте создается много барьеров! Наш законопослушный сосед пытался получить разрешение на строительство, бегал по всем инстанциям. На один этот документ у него ушел целый год! - возмущается женщина. - В итоге он плюнул и решил строить дом, как все остальные. Сейчас мы попросту висим в воздухе: не можем сдать акт о вводе дома в эксплуатацию - поскольку строили его сами.
По словам Миры, район у них новый, по генеральному плану он есть, но пока люди не узаконят свои дома и не получат технические паспорта, властям нет дела ни до дорог, ни до коммуникаций для жителей - ведь официально там никто не проживает.
Вот так и обрастают новыми “бакаями” и “шаныраками” все крупные города. Благими намерениями правительство заложило еще одну социальную мину.
С проблемами оформления документов после внесения поправок в закон столкнулись и жители многоэтажек. Два года назад Людмила ЕРОХИНА заключила договор с застройщиком “ЭлитСтрой” о покупке квартиры в черновой отделке в жилом комплексе “Хан-Тенгри” - без межкомнатных перегородок (их вправе устанавливать по своему усмотрению сами жильцы, не трогая капитальные стены). Но эту практику, между прочим, достаточно частую в казахстанском строительстве в последние годы, при внесении поправок в закон об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности почему-то не учли. И началась чехарда: одно ведомство дает разрешение, которое другим спустя определенное время признается нарушением...
- Общая площадь нашей квартиры в черновой отделке составляла 65 квадратных метров, 61,2 - жилая. При покупке квартиры нам дали предварительный план, как можно обустроить квартиру, - рассказывает Людмила Людвиговна. - Мы выделили зоны туалета, кухни, спальни или гостевой, как и было оговорено. Когда устанавливали перегородки между комнатами, предварительно обратились в ТОО “Сейсмостройзащита” при УГАСК, где дают разрешение на перепланировку. Передали этому ТОО свой план, попросили позволить убрать в спальне подоконник. Они дали добро, но при условии: мы должны установить сейсмоусиление. Установили, нам составили акт, выдали заключение о перепланировке квартиры. Но пришел технический работник из Центра обслуживания населения, где на тот момент находились наши бумаги для оформления, замерил и заявил: вместо 65 квадратов у вас 67,4, а жилая площадь уменьшилась до 35! В Алматинском городском филиале Центра недвижимости (бывшее БТИ - бюро технической инвентаризации) выдали заключение, в котором указано: “За счет внутренней перепланировки и переоборудования общая площадь увеличилась на 2,2 метра, жилая уменьшилась на 25,9”. Как так получилось, никто не знает. В управлении государственного архитектурно-строительного контроля нас за это нарушение оштрафовали на сумму около 80 тысяч.
Дело по перепланировке квартиры Ерохиной направили в специализированный межрайонный суд Алматы (СМАС), который присудил еще один штраф - 5 МРП (около 10 тысяч тенге) с приостановлением строительно-монтажных работ на два месяца.
- Куда приостанавливать, если все уже сделано? - недоумевает женщина. - Все работы контролировали госорганы, а теперь из-за этого нарушения УГАСК отказывает нам в узаконении квартиры, а значит, мы не можем получить права на частную собственность, не можем прописаться в этой квартире, не имеем права продать ее или передарить. Оказывается, перед тем как купить квартиру в черновой отделке, мы должны были обратиться в это ведомство, заказать у них технический план и делать все только по нему. Почему же нам не сказали всего этого при оформлении заключения на перепланировку?! Теперь мы должны пройти еще 12 инстанций, в том числе обратиться и в СЭС (ныне департамент по защите прав потребителей. - Е. Т.), и в пожарную службу. А зачем? Неужели застройщик не учел все нормы этих органов при строительстве, тем более что дом сдали в эксплуатацию четыре года назад!
Однако даже справок, полученных от этих органов, будет недостаточно. В УГАСК женщине сообщили: ждите, когда выйдет новый закон или приказ, когда введут новые акты по узаконению жилья, потому как существующее законодательство не в состоянии решить эту проблему. Это подтверждает и заместитель руководителя управления государственного архитектурно-строительного контроля Данияр АЛИМСЕИТОВ. Чиновник знаком со всеми этими историями лично.
- По всему Казахстану сейчас остро стоит вопрос об узаконении построенных хозспособом домов. Для тех, кто начал строить сейчас, упростили процедуры сбора документов. Но для тех, кто уже построил и не успел узаконить, - это невозможно. Если поднять статистику, то раньше на строительство жилых строений разрешений выдавалось мало, в районе пяти-шести в год по Алматы. Сейчас это число растет быстрыми темпами. К сожалению, никто не проводит мониторинг, сколько домов требуют оформления. Но есть такая информация: на март этого года по Казахстану было сделано 90 тысяч технических паспортов как на дома, так и на квартиры. Положительный момент в этих поправках, бесспорно, есть: люди поняли, что нужно все делать по закону. Но что делать с теми, кто до внесения поправок расширился в целях улучшения жилищных условий, кто возвел пристройки к домам, кто построил жилье без лицензированной фирмы, кто сделал перепланировку? Мы сами этого не знаем... Хотя есть вариант - можно попасть под закон о легализации, однако он будет действовать только до ноября этого года, а значит, не все успеют оформиться в его рамках. Да, раньше была тенденция - люди строили дома, платили штрафы и только потом узаконивали их. Сейчас это уже не прокатит. Нужно получать все документы, разрешения и строиться в законном порядке.
- Много жалоб на то, что все разрешительные документы очень сложно собрать, это отнимает много времени...
- Люди просто не хотят этим заниматься. На самом деле это несложно. Правительство вводит много упрощений, сейчас все можно подавать в электронном виде. Проблема в другом - как оформить документы на те дома, где в ходе строительства не привлекали лицензированные фирмы? А еще большой вопрос: если ты приобрел участок земли без коммуникаций, то без них нельзя получить и технические условия. А раз нет условий, то не выдается и архитектурно-планировочное задание (АПЗ). Застопорились и те дела, где не оформлены нежилые помещения, где балкон соединили с кухней. Мы за то, чтобы внести в закон изменения для тех, кто до 2016 года построил дома сам или привлекал “диких” рабочих. А именно: оставить решение об узаконении таких домов на усмотрение местных исполнительных органов. Нужно, чтобы акимы издали соответствующие постановления или поручили создать приемочные комиссии с участием госорганов.
Руководители УГАСК отправили свои предложения в Министерство национальной экономики. Там согласились легализовать только одноэтажные дома. В Алматы таковых меньшинство.
- У всех участки земли маленькие, поэтому все строят вверх. Если оформлять только одноэтажные дома, это нарушит конституционные права тех, у кого два этажа и выше. Ведь эти дома уже построены - мы не можем их снести! Представляете, сколько будет недовольных?! - восклицает Данияр Алимсеитов.
Мы-то как раз-таки хорошо это представляем. А вот те, кто разрабатывал пресловутые поправки в закон, - все ли у них дома?

Екатерина ТИХОНОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть