7928

Нуржан ШУНУШЕВ: Так кто из нас мошенник?

Примерно месяц назад мы опубликовали фрагменты писем, адресованных нашей редакции. Их авторы рассказывали о противостоянии ростовщикам и рейдерам, которые отбирают у них деньги, квартиры, земли, предприятия (см. “В поисках справедливости”, “Время” от 2.7.2016 г.). Вскоре эти истории перекочевали на телеэкран, а отчаянные крики пострадавших о помощи дошли даже до парламентских депутатов и МВД.

Сегодня мы, следуя принципу плюрализма мнений, предлагаем вниманию читателей иной взгляд на ситуацию. Обвинения в адрес известных костанайских бизнесменов комментирует юрист Нуржан ШУНУШЕВ (на снимке).
- Все, что происходит в последнее время вокруг ряда компаний, принадлежащих братьям Шунушевым и Койшибаевым, - это целенаправленная кампания по дискредитации, - уверен наш собеседник. - Подоплека скандала проста: люди должны нам крупные суммы денег, но долги отдавать не хотят. Любыми путями они оттягивают время расчета, пытаются уклониться от исполнения обязательств. Понимая, что безнаказанно это не пройдет (мы обращаемся с заявлениями в суды и правоохранительные органы), они задумали нанести превентивный удар. Не будучи знакомы между собой, они скачивают из Интернета сведения о судебных тяжбах, связанных с компаниями Шунушевых и Койшибаевых и просто с моим участием, находят друг друга, объединяются и начинают закидывать своими обращениями всевозможные структуры. Теперь вот добрались до газет и телевидения. Их цель - представить нашу работу рейдерством и ростовщичеством, тогда как на самом деле наши предприятия - это действующие производства, связанные с сельским хозяйством.
- В позициях обеих сторон много эмоций. И все-таки давайте пройдемся по фактам, преданным огласке. Хотя бы по тем, что вызвали возмущение у мажилисмена КОСАРЕВА, обратившегося с просьбой к министру МВД КАСЫМОВУ взять расследование под личный контроль.
- Обидно, когда одни и те же события, уже не раз прошедшие через суды и проверки, вновь становятся предметом ревизии. Впрочем, я готов дать полную информацию по каждому эпизоду. Для начала по­ясню: предприятия, затронутые в этих письмах, принадлежат различным людям, хоть и родственникам. Я веду лишь юридическое обслуживание этих компаний. Вот что нас объединяет, а вовсе не тяжбы с должниками, которые произошли в разные годы и по разным причинам.
- Какие же факты вас сильнее всего возмутили?
- Взять хотя бы историю с крестьянским хозяйством из Северного Казахстана “Ассортимент-Агро”, которым руководит Лариса БАТОВА. Вот она пишет: мол, денег не получала, подписи и печати на всех документах поддельные. Но Батова умалчивает о том, что она в суде… сама признала сумму долга, а проведенная по ее ходатайству судэкспертиза признала подлинность печати и подписи! Еще и бухгалтер этой компании подтвердила, что деньги (19 млн. тенге) от нас поступили в кассу КХ Батовой. Так что заявление о поддельных документах - это уловка, чтобы протянуть время и не платить долги.
- Другой яркий эпизод связан со столичным бизнесменом Аскаром МУСТАФИНЫМ. Там, насколько я помню, речь шла о том, что его предприятие было куплено вами за бесценок, но кроме долгов имело активы на сотни миллионов тенге. А после того как эту компанию он вернул себе через суд, доказав недействительность вашей сделки, оказалось, что фирма уже выпотрошена и имеет нулевую стоимость…
- Это, наверное, самая большая ловушка, в которую мне доводилось угодить. Действительно, когда я купил фирму у Мустафина, у нее было не только имущество, но и долги - 280 млн. тенге. При этом он письменно гарантировал, что у предприятия других долгов и обязательств нет. Планировалось, что я получу под реальные активы ТОО “АгроСельхозКомплект” банковский кредит, смогу рассчитаться с долгами да еще и запустить мельничное производство в Алматинской области. Мы хотели производить муку из нашего, костанайского, зерна. Но с кредитом, который Мустафин обещал нам помочь получить, не вышло. По­этому кредитор забрал имущество предприятия через суд в счет погашения долга. Но самое интересное началось позже: вдруг пошли иски о признании недействительными наших договоров, а Мустафин в суде заявил: еще до продажи он выдал другой фирме гарантийные письма. То есть его предприятие и имущество не могли быть отчуждены. Теперь я задаю простой вопрос: кто из нас мошенник? Мустафин перед продажей предприятия умолчал о существовании гарантии на 400 млн. тенге!
Теперь-то я знаю: гарантия эта была составлена задним числом и подписана Мустафиным как руководителем. А мы через суд установили: в то время, которым датирован документ, он… не был директором компании! Но этот факт не получил в суде должной оценки. Мустафин везде говорит, что правоохранительные и судебные органы нам содействуют. Однако на самом деле получается наоборот… Поэтому я обращаюсь через вашу газету к Мустафину: Аскар, 280 миллионов твоих долгов были закрыты. Или ты хочешь, чтобы люди, которые отдали твои долги и приобрели взамен это имущество, теперь его тебе вернули да еще и остались без денег? Они предлагают: если считаешь, что твое имущество стоит дороже - забирай! Но верни тогда уплаченные за тебя 280 миллионов (40 млн. долг перед банком и 240 млн. тенге перед частным ТОО).
- Давайте теперь о квартирном вопросе. Как так вышло, что суды далеко не во всех случаях признали правоту связанных с вами компаний и вернули некоторым из ваших “партнеров-клиентов” их жилье, оказавшееся в чужом распоряжении?
- Во всех этих случаях должники факт долга не оспаривают, но находят какие-то формальные упреки в наш адрес. Однако если что-то мы и упустили в процедурах торгов, это все равно не снимает проблемы возврата нам денег. Чтобы не утомлять подробностями, в первую очередь отвечу на коррупционные обвинения. Граж­данка Людмила ВОТЯКОВА заявила о том, что бывший руководитель Костанайского управления юстиции МАХМУТОВ оказал неправомерное содействие нашей родственнице, которая добивалась отказа регистрации квартиры за Вотяковой. Странно это читать, ведь обременения на квартиру были наложены не по блату, а на основании двух определений Костанайского горсуда - от 15 декабря 2015 года и от 18 марта 2016 года. Ничего здесь больше нет.
Другие квартиры, принадлежащие Светлане АРУТЮНЯН и Светлане КОВАЛЕНКО, пришлось выставить на торги после наших многолетних просьб вернуть взятые под залог этого жилья деньги. Случай Арутюнян растянулся аж на четыре года! Думаю, если бы это дело касалось любого банка, то разговор был бы короткий. А она долг не возвратила и до сих пор живет в чужой уже квартире.
Коваленко я упрашивал вернуть мне деньги почти три года. Однако она вовсе стала меня избегать, перестала отвечать на телефонные звонки… Я был вынужден продать заложенную квартиру с торгов. Коваленко всегда заявляла, что долг признает, но не может его погасить и при этом не желает, чтобы квартира была продана с торгов. Но, извините, в чем же тогда суть залога?..
- А что за проблема с североказахстанскими крестьянами, которые лишились своих земельных паев в результате реализации какой-то хитрой юридической схемы?
- У нас такой проблемы не было и нет. Братья Шунушевы и Койшибаевы к ТОО “Агро-Нан-Север” не имеют никакого отношения. Дело в том, что я как индивидуальный предприниматель оказывал юридические услуги “Агро-Нан-Северу” и его участнику Рашиду ЕСКАЛИЕВУ. Последняя информация об этом споре такова: конфликт между пайщиками и Ескалиевым разрешен мирно. Крестьяне заявили об отсутствии у них каких-либо претензий.
- Но в письмах фигурировали и другие компании: “Салават”, “Албастов”, крестьянские хозяйства Бугатаева и Михайличенко… Что с ними?
- Там тоже все просто и подтверждено документами: они взяли у нас деньги в долг и не вернули. Их имущество реализовано с торгов, чтобы погасить долги перед кредиторами. С предпринимателем Албастовым давно достигнуто мировое соглашение, он тоже написал заявление об отказе от претензий. Его имя просто кто-то использует.
Примерно такая же ситуация с ТОО “Намыс Асан-групп”: глава КХ “Даулет” Жарас КОЙШИБАЕВ оплатил банку их долги, а ему от должников ни копейки не вернулось! Мы долго не приступали к реализации заложенного имущества - давали возможность нашим должникам самим его продать по устраивающей их цене. Но они ничего не сделали! КХ “Даулет” было вынуждено начать процедуру торгов. И вот уже третий год дело не идет: находятся различные предлоги, чтобы отменить торги. И опять скажу, что мы не преследуем цели извлечения выгоды из этой ситуации: если нам вернут фактически оплаченную нами сумму их долга перед банком, мы не потребуем неустойки и возмещения убытков.
- Другими словами, все, о чем вы сейчас рассказываете, разворачивает ситуацию на 180 градусов. Почему же она вообще стала возможна?
- Да потому, что надо было бы нам следовать мудрой пословице: “Не делай добра, не получишь зла”. В каждом из этих случаев прослеживается одно и то же: должники признают свои долги, но не хотят их погашать. Мы людям помогли, а в ответ получили обвинения в уголовных преступлениях. Сегодня нас берут на измор проверками. Вновь и вновь поднимаются истории, которые не раз уже перепроверялись областными и республиканскими правоохранительными органами, установившими обоснованность и законность наших действий. Может, кто-то хочет, чтобы мы махнули на все рукой и просто забыли о своих деньгах, которыми оплатили чужие долги? Нет, так не выйдет! Обязательства необходимо исполнять должным образом, ибо на этом и держатся современное общество и правовое государство.

Руслан БАЗУРКАЕВ, директор ТОО “Бислан”:
- Я был однажды свидетелем разрешения конфликтной ситуации с участием крестьянина Албастова и поражен лояльностью, с которой к нему отнес­лись кредиторы: они простили ему всю неустойку, потребовав вернуть только сумму чистого долга, и так они стараются поступать со всеми. Думаю, я бы на их месте вел себя жестче. За многие годы всякое случалось. Было даже четыре неурожайных года подряд. Банк меня не хотел понимать, а Шунушевы и Койшибаевы всегда входили в положение…

Владимир ЧЕРНЕНКО, директор ОПХ “Заречное”, депутат Костанайского раймаслихата:
- Мы работаем с Шунушевыми и Койшибаевыми уже 16 лет. Ни одного случая за все эти годы не было, чтобы они нас обманули. Мы партнеры. В тяжелых случаях всегда друг друга выручали, и никогда у нас не было конфликтов. Даже если мы их подводили, они всегда относились к нам с пониманием. Они такие же сельхозники, как и мы, и испытывают ровно такие же трудности. Зная их отношение к другим фирмам и людям, я до глубины души возмущен позицией авторов писем, направленных против наших партнеров.

Торемурат УТЕПОВ, директор ТОО “ПКФ “Кайрат”, депутат Костанайского облмаслихата:
- Мы с Койшибаевыми и Шунушевыми давние партнеры, и я в курсе всех их дел. Поэтому на очерняющие их публикации не могу не реагировать. Я живой свидетель того, как люди, которые сейчас пишут жалобы, занимали у них деньги. Потом им продляют сроки расчета, прощают неустойки, а те в ответ… смешивают кредиторов с грязью! Своими необоснованными заявлениями они хотят заставить правоохранительные органы заморозить их бизнес и избежать ответственности. Я тоже многим должен, в том числе и этим ребятам, но мы с ними всегда находим общий язык. В любой сложной ситуации нужно сохранять честь и достоинство, как иначе?

Стас КИСЕЛЁВ, фото автора,  Костанай

Поделиться
Класснуть