8128

Обогащение ураном

В небольшой дочерней компании “Казатомпрома” под названием “Уранэнерго” назревает громкий коррупционный скандал. Устав от невыносимой обстановки внутри коллектива, несколько сотрудников собрали самый настоящий компромат на своих руководителей. Вот только жалобу с указанием всех подозрительных контрактов, по которым компании поставляли старую или ненужную технику, не хочет принимать ни один правоохранительный орган! А работников, посмевших пойти против своего руководства, начали сокращать и всячески притеснять…

Ровно неделю назад наша газета писала о нескольких странностях в работе огромной нацкомпании “Каз­атомпром”. Один из заместителей Владимира ШКОЛЬНИКА Валерий ШЕВЕЛЕВ был арестован по подозрению в крупных хищениях, а сама компания изо всех сил сопротивляется, чтобы не платить многомиллиардные налоги, начисленные еще за 2007 год (см. “Игры уран-патриотов”, “Время” от 3.4.2014 г.). Сразу же после выхода публикации в редакцию обратились работники одной из “дочек” “Казатомпрома”. Специалисты “Уранэнерго” рассказывали о своей организации такие вещи, что временами хотелось себя ущипнуть: неужели такое в принципе возможно в “Казатомпроме” в частности и в “Самрук-Казыне” в целом?
“Уранэнерго” - оператор по поставке электроэнергии на все урановые месторождения в стране. Штат небольшой - чуть более 30 человек в алматинском офисе и 150 - на местах. Работа выстроена и отлажена до мелочей - сбоев практически нет, свет в шахтах горит постоянно. Зарплаты приличные, премии к Новому году платят. В общем, живи и радуйся. Однако у руководства, похоже, другое мнение.
- Нас не считают за людей, в этом главная проблема, - объяс­няет корпоративный секретарь компании Гульмира ШАЯНОВА. - И личная неприязнь переходит в постоянные оскорбления со стороны заместителя директора Баламира ТУРЕХАНОВА, главного бухгалтера Валентины СНАДИНОЙ и начальника финансово-экономического отдела Ирины КУЗЬМИНОЙ. Мы за последние пару лет выучили столько новых слов! Текучка в организации страшная. Люди болеют, переживают, увольняются. У некоторых нет выхода - сами знаете, хорошую работу найти трудно…

Из докладной записки Болата АБДУКАЛЫКОВА

“Политика, проводимая Турехановым Б.Т., за последние три года привела к ослаблению роли производственного персонала, результатом которого стало невыполнение производственной программы и тарифной сметы предприятия, а также уход из компании ключевых производственных работников (технический директор, главный инженер, начальник производственно-технического отдела), обладающих значительным опытом и высокой квалификацией. Сам Туреханов Б.Т. отличается грубым и хамским поведением по отношению к сотрудникам предприятия. В результате постоянных оскорблений водитель ТОО “Уран­энерго” Р. уволился и через десять дней скончался от инфаркта”.
Переживают сотрудники и за будущее компании в целом. Дело в том, что за последнее время руководители “Уранэнерго” заключили несколько странных контрактов, в результате чего было приобретено либо старое, либо ненужное оборудование. И деньги тратятся неэффективно - в то время, когда требуется срочный ремонт одной из опор электропередачи, компания приобретает ненужную, но весьма дорогую электростанцию на базе солнечных батарей. Несколько таких фактов изложил в своей должностной записке один из начальников отдела “Уран­энерго” Болат АБДУКАЛЫКОВ. Письмо было отправлено на имя Владимира Школьника, а копия - главе “Самрук-Казыны” Умирзаку ШУКЕЕВУ. В компанию приехали проверяющие, которые установили, что ряд фактов действительно имеет место быть. А после этого Абдукалыкова в срочном порядке… сократили, а его отдел расформировали!
- В феврале у нас работала комиссия из “Казатомпрома”, а в марте был издан приказ о крайне необходимой реструктуризации, - рассказывает дорабатывающий последние дни Абдукалыков. - В результате мою должность убрали вообще, а нескольким сотрудникам уменьшили заработную плату на 30-50 процентов. Причем под раздачу попали как раз те, кто не скрывал своего недовольства! Вот и получается, что с 1 мая я в “Уран­энерго” уже не работаю…
Выгнать всех недовольных сразу не получилось. Поэтому некоторым сотрудникам объявили, что “Уранэнерго” в срочном порядке переезжает на одно из месторож­дений в Кызылординскую область. При этом доходы тех, кто согласится на переезд, значительно уменьшатся, а не возрастут, как это обычно бывает.
- Законных оснований для нашего увольнения нет, - объясняет начальник отдела юридической и кадровой работы Наталья МАЛАХОВА. - Сократить нас тоже не получится, ведь согласно штатному расписанию мы компании необходимы. Остается только одно - выдавить нас любыми способами. Вот сейчас придумали переезд в поселок Шиели и сокращение зарплаты. При этом наш отдел должен перебраться туда первым - до 1 мая 2014 года. А вот начальство переезжает последним -
в сентяб­ре 2015 года. То есть штат весь будет в Кызылординской области, а руководство останется в Алматы. Расчет простой - мы откажемся от переезда и уволимся по собственному желанию. На наши места придут лояльные сотрудники, и переезд можно отменять! К слову, приказ нам даже не озвучивали - просто сбросили на корпоративную почту...
Понимая, что конфликт между сотрудниками и бастыками достиг своего пика, коллектив разделился на две части. И тут стали выяс­няться любопытные вещи. Тем, кто посмел пойти против начальства, стали приносить компромат на начальников! Собралась целая папка документов.
- Как минимум один крупный договор на 90 миллионов тенге был заключен с нарушением тендерного законодательства, - объясняет юрист Малахова. - Поставщиком оборудования было выбрано ТОО “Строй-Проект”, у которого даже не было никакого имущества, при этом всю сумму контракта перечислили сразу. По другому контракту “Уранэнерго” закупил новый кран грузоподъемностью 50 тонн более чем за 80 миллионов тенге, однако в итоге компании поставили бывшую в  употреблении технику грузоподъемностью 30 тонн. Третий случай - поставка двух автомобилей “тойота”. Организация заплатила за них 13 миллионов тенге, а на сайте поставщика указано, что машины стоят 5 миллионов тенге каждая. Откуда же возникла разница в 3 миллиона?
- Были и другие факты, - говорит Болат Абдукалыков. - Например, компания нанимает подрядчика для устранения провисаний проводов, перечисляет за услуги более 6 миллионов тенге. Работы не сделаны, но акты все подписаны. Следующий пример: “Уран­энерго” заключает договор со своей дочерней компанией “Уранэнерго-Спецремонт” на установку фотоэлектрической станции. Работать на объект выезжают сотрудники “Уранэнерго”, а не “дочки”. Куда пошли деньги?
Как известно, обвинения в коррупционных преступлениях могут выдвигать лишь компетентные органы. Поэтому сотрудники “Уранэнерго” передали все бумаги в Генеральную прокуратуру. Но в надзорном органе посчитали, что налицо рядовой трудовой конфликт, который должен решать департамент труда. То есть сомнительные контракты остались без внимания!
- Тогда мы решили обратиться в финансовую полицию, но начальник городского департамента по странному стечению обстоятельств не смог нас принять, - рассказывает Наталья Малахова. - И записаться на прием мы смогли лишь на следующую неделю. Решили отправить все копии в администрацию президента. Оттуда позвонили и сказали, что документы пойдут в Генпрокуратуру - в общем, какой-то замкнутый круг!
- Мы хотим одного: чтобы в компании организовали компетент­ную проверку, которая должна установить, правильно ли работает наше руководство, - объясняет Гульмира Шаянова. - Первое письмо в “Самрук-Казыну” и “Казатомпром” наши коллеги написали, потому что устали от невыносимой обстановки на работе. А в результате начались еще более жесткие репрессии. Есть ли хоть один орган, который сможет за нас заступиться и разобраться, кто работает честно, а кто нарушает законы?

P.S. Маленькая деталь: председателем наблюдательного совета “Уранэнерго” до недавнего времени был… Валерий Шевелев, арестованный за хищение более миллиарда тенге. Заинтересуют ли следователей, сумевших поймать за руку высокопоставленного сотрудника “Казатомпрома”, материалы, собранные в “Уранэнерго”?

Михаил КОЗАЧКОВ, Алматы

Поделиться
Класснуть