11191

Постполётная подготовка

В конце прошлой недели департамент внутренних дел на транс­порте (ДВДТ) в сухом пресс-релизе взорвал настоящую информационную бомбу: на борту разбившегося неподалеку от Тараза вертолета Ми-2 находился прокурор Жамбылской области Ернат СЫБАНКУЛОВ и еще два пассажира. Новость тут же растиражировали практически все СМИ. А ведь газета “Время” еще в начале минувшей недели рассказала, что в вертолете в тот роковой субботний вечер были ВИП-пассажиры (см. “Стрельба высокого полёта?”, “Время” от 26.1.2016 г.)! Что ж, будем и дальше сами разбираться в случившемся. Тем более что прокурорские структуры, поймав тишину, по-прежнему мужественно хранят молчание.

Сразу же после крушения вертолета фамилия главного надзирателя за законностью в Жамбылской области оказалась в спецдонесении регионального ДВД, которое сразу отправили в Министерство внутренних дел. В Астане была создана следственная группа, которая вылетела в Тараз и в данный момент изучает все обстоятельства происшествия. Понятное дело, перед столичными полицейскими не стояла задача любой ценой доказать, что прокурор Сыбанкулов был на борту упавшего вертолета. И все же, по нашей информации, его одним из первых пригласили для беседы, и Ернат Мухаметкалиевич не стал отрицать очевидных вещей, признавшись, что вместе с двумя другими пассажирами действительно совершал “оплаченный коммерческий полет”, как указано в пресс-релизе ДВДТ.
Многие, конечно же, еще не забыли, что сразу после крушения летчик Валерий МИХИН (на снимке) рассказал врачам, будто бы летал совершенно один и ему даже пришлось пять километров добираться пешком от места авиа­катастрофы до стоянки чабана. По крайней мере, такую информацию, пусть и косвенно, подтвердил официальный представитель комитета по ЧС МВД Руслан ИМАНКУЛОВ. То есть легенда была красивая: Ми-2 упал, а пилот пытался героически спасти железную птицу. И так активно тушил машину, что получил ожоги 60 процентов поверхности тела. А потом Валерий Михин самостоятельно добирался от вертолета до зимовки чабана, фактически повторив подвиг своего коллеги Алексея МЕРЕСЬЕВА в годы Великой Отечественной, описанный Борисом ПОЛЕВЫМ в “Повести о настоящем человеке”.
Но после признания прокурора и выхода пресс-релиза героическая картина несколько потускнела. Раз на борту было четыре человека, это означает, что летчик соврал, когда давал первые пояснения. Или Михин один тушил аппарат, а трое пассажиров стояли рядом и наблюдали, как он получает ожоги? Да и с 5-километровым одиночным марш-броском заминочка вышла. Ведь что указала пресс-служба ДВДТ? “Пассажиры доставили раненого пилота до ближайшей стоянки чабана, откуда была вызвана помощь, и он был доставлен в больницу г. Тараза с ожогами второй степени”.
А еще у нас есть предположение, что составители пресс-релиза подзабыли или просто умолчали... В общем, по нашей информации, вертолет в Рыскуловском районе летал не в гордом одиночестве, а в сопровождении... одного или даже двух джипов, колесивших по припорошенной снегом степи. И связано это было не с безопасностью целого прокурора области, а с весьма банальной причиной. Просто именно так и ведется охота с вертолета: по земле едут помощники, которые либо гонят жертву под выстрелы, либо собирают туши. Не будешь же ради каждого застреленного кабана или волка сажать вертолет! Хотя, как подчеркивается в сообщении ДВДТ для прессы, никакой охоты с вертолета не велось и при осмотре местности туш убитых животных обнаружить не удалось. Получается, не было и наземного сопровождения. Так и запишем: Ернат Сыбанкулов и еще двое неизвестных пять километров тащили на себе летчика до стоянки чабана, после чего - видимо, также пешком - отправились в Тараз. А это - если кто запамятовал - 200 километров!..
Наконец, самый непонятный пока момент: как Ми-2, находившийся на балансе ДВД области, вдруг да и совершил коммерческий полет! Обратимся к пресс-релизу: винтокрылая машина была арендована ТОО “Тараз Жана Алем”, и фирма, по условиям соглашения, обеспечивала летно-техническую эксплуатацию вертолета, поддержание летной годности судна в соответствии с правилами, установленными в республике, а его условиями допускается оказание платных услуг юридическим и физическим лицам. Но ведь, с другой стороны, именно на этом Ми-2 сотрудники Жамбылской (и, возможно, не только) полиции летают на спецоперации, например по задержанию наркоторговцев. Как же можно совмещать оперативную деятельность с коммерческой? Или у ДВД и ТОО “Тараз Жана Алем” составлен график полетов: сегодня у нас ВИП-пассажиры будут наслаждаться красотами степей, а завтра - так уж и быть! - полетим ловить бандитов? Или это в некотором роде ноу-хау стражей порядка Жамбылской области, некий антикризисный план по пополнению бюджета региона? В таком случае - дарим идею! - в аренду ведь можно передать и другое имущество ДВД. Например, патрульные машины. Есть уверенность, что многие граждане не отказались бы от “коммерческих поездок” на работу на машине с мигалкой. Никаких тебе пробок, и полицейские не остановят, если нарушишь правила!
Одним словом, совершенно очевидно, что странностей в этой истории очень много. Остается выразить надежду, что следственной группе из Астаны удастся найти ответы исключительно на все вопросы, а затем и нам расскажут правду о катастрофе.

Михаил КОЗАЧКОВ, фото предоставлено КЧС МВД, Алматы

А тем временем

Последний долг...

Стало известно, что летчик Виталий КОНДРАТЮК (на снимке), погибший во время недавней авиакатастрофы другого вертолета вблизи Талдыкоргана, на протяжении нескольких месяцев не получал заработную плату.
Сначала нам об этом рассказал один из родственников пилота, попросивший не указывать его имя.
- Насколько я знаю, Виталий не получал зарплату около шести месяцев. Были постоянные задержки. Семью спасало то, что Виталий раньше был военным летчиком, поэтому получал небольшую пенсию. На эти деньги и жили. Впрочем, он никогда не жаловался ни на условия труда, ни на технику.
Мы решили уточнить, действительно ли была столь длительная задержка зарплаты, в авиакомпании “Аспан”, которой принадлежал разбившийся вертолет.
- Зарплату у нас задерживают, сейчас должны сотрудникам за два месяца, - признал глава компании “Аспан” Андрей КОСОЛАПОВ. - И это не только летчики - мы все ждем денег. У компании очень большая дебиторская задолженность. Но этот вопрос пилотами не поднимался. Все понимают, что сейчас сложный период. Сейчас, надеемся, деньги появятся, и мы в первую очередь поможем семье погибшего...
- Могли ли задержки выплат как-то повлиять на состояние пилота, вызвать стресс, перепад настроения?
- На состояние пилота может повлиять что угодно - даже если он, извините за выражение, в уборную перед полетом не сходил. Причину катастрофы назовет комиссия, а к вам у нас просьба: будьте корректны и с уважением относитесь к тому, что случилось. Виталий был не только классным пилотом, но еще и очень хорошим человеком.

Фото Ольги Щукиной, Алматы

Поделиться
Класснуть

Свежее