7435

Шкурный интерес

Зачем аким Панфиловского района Алматинской области Бердаулет АБДУЛДАЕВ звонил МАСИМОВУ

О государственной поддержке малого и среднего бизнеса, работающего в реальном секторе, много и часто говорят как предприниматели, так и чиновники различного ранга. И положительных примеров такого сотрудничества немало. Увы, предприниматели из Талдыкоргана, которым “посчастливилось” иметь дело с бизнесменом из Китая Абдулом КАДЫРАХУНОМ (недавно получившим гражданство Казахстана) натерпелись с лихвой - как от своего “партнера” по бизнесу, так и от местных властей, предпочитавших ничего этого попросту не замечать.

По словам Касымжана ДЖАКИПОВА, долгие годы занимающегося сбором шерсти и шкур домашних и диких животных, он и еще один предприниматель Кайырлыболат МАЛТАБАРОВ сдали Кадырахуну товар почти на 60 тысяч долларов. Кадырахун успешно сбыл плоды их трудов в Поднебесную, но рассчитываться с партнерами по бизнесу не спешит.
- С Абдулом мы познакомились несколько лет назад, когда он впервые приехал в Талдыкорган за шкурами и шерстью, - говорит Касымжан Джакипов. - Начали сотрудничать: Кадырахун привозил нам деньги, мы собирали для него шерсть и шкуры, он платил нам проценты. На эти деньги мы и еще сотни людей, сдававшие нам товар, содержали свои семьи...
Прибыль китайский гость получал немалую, причем настолько, что со временем создал ТОО “Ак-Сункар-2030”, оформив эту фирму на свою супругу, и построил в поселке неподалеку от границы с Китаем кожевенный завод. Вложил он в это около 800 тысяч долларов - весьма приличные, согласитесь, деньги. К слову, хоть завод и был построен, что называется, “под ключ”, один подвох все же имел место: полного пакета разрешительных документов и акта ввода в экс­плуатацию у Кадырахуна не было. Удивительно, но столь серьезные нарушения на процветание бизнеса никак не влияли: местная власть - начиная с акимата Панфиловского района и заканчивая налоговой службой и управлением по защите прав потребителей - ничего противозаконного в деятельности г-на Кадырахуна не видела...
Впрочем, до поры до времени партнеров китайца это не смущало - он вел с ними бизнес, исправно платил деньги. В 2011 году Джакипов получает государственную лицензию на отлов ондатры, и тут же Кадырахун заказывает ему 12 тысяч шкур. В предвкушении хорошего барыша Касымжан с товарищами залезает в долги, берет кредит в банке, собирает нужное количество шкур и в три рейса отвозит их в Жаркент - на завод Абдула.
- Договоренность была такой: он платит нам по 31 юаню за шкурку, а сбывает в Китае по 40 юаней. Нашей доли вполне хватало, чтобы покрыть все долги, мы с Касымжаном рассчитывали еще и получить небольшую прибыль - по 2-3 тысячи долларов, - рассказывает предприниматель Малтабаров. - Но хотя мы точно знали, кому именно в Китае Абдул сбыл товар, рассчитываться с нами он не спешил. Прошел почти год. Мы стали звонить Абдулу, чтобы выяснить, когда конкретно получим свои деньги, а он попросту послал нас на три буквы...
Малтабаров и Джакипов несколько раз ездили в Жаркент, но разговора не получилось. Едва речь заходила о деньгах, Кадырахун всякий раз спешно ретировался: ему якобы поручили встретить важных гостей из областного центра.
- Он открыто называл фамилии высокопоставленных чиновников из акимата, прокуратуры, других государственных структур, утверж­дая, что они его друзья. Честно признаться, мы боялись связываться с такими известными агашками - в небольшом Талдыкоргане эти фамилии у всех на слуху, - говорит Джакипов. - Абдул нас и бандитами пугал. Но, когда банк стал требовать погашения процентов, а люди, сдавшие нам шкуры, - свои деньги, мы все-таки решились написать заявление в ДВД Алматинской области. В ходе начавшегося расследования узнали, что одна предпринимательница из Жаркента тоже подала на Абдула жалобу: тот задолжал огромные деньги - почти 250 тысяч долларов...
Следователи областного ДВД выехали в Жаркент и выяснили: кожевенный завод г-на Кадырахуна работает, что называется, на честном слове. Работники завода рассказали полицейским, что занимаются мытьем и переработкой шкур и шерсти. При этом никаких трудовых договоров они с работодателем не заключали, Абдул ежедневно платил им по 1-2 тысячи тенге наличными. Готовую продукцию хозяин вывозил в Китай. Следствие установило факты грубого нарушения санитарных норм, правил работы с ядохимикатами, которые используются при мытье шкур и шерсти. К слову, в ходе осмотра территории завода были обнаружены и изъяты канистры с неизвестной жидкостью китайского производства, специфические порошки - по всем этим химикатам сейчас проводятся экспертизы.
Работали у Кадырахуна и нелегалы из Китая. Один из них, некий Р. УБЫЛ, сообщил полицейским: он приехал в Казахстан по гостевой визе, но работал на заводе по просьбе Кадырахуна. Как вы­яснилось, Убыл специалист по наладке оборудования для переработки шкур и шерсти, только он один на заводе знает, в каких пропорциях добавлять химикаты, чтобы получить продукцию высокого качества. На сегодняшний день за нарушение миграционного законодательства Убыл выдворен за пределы Казах­стана по решению суда.
21 ноября 2015 года следователи ДВД Алматинской области возбудили уголовное дело по факту незаконного предпринимательства. Среди эпизодов есть и такой. Три года назад директор ТОО “Жаркент Даму-2030” Г. ИЛАХУНОВА написала заявление в прокуратуру Панфиловского района по факту неисполнения контракта № 2010-01 от 5 мая 2011 года представителем китайской компании “Де Жуй” Абдулом Кадырахуном.
Из материалов уголовного дела
“ТОО “Жаркент Даму-2030” во исполнение договора поставило торговой компании “Де Жуй” товар на общую сумму 248 531,48 доллара. Китайская компания подтвердила получение товара и сообщила, что оплату за продукцию - 250 тысяч долларов - передала А. Кадырахуну. Тот, получив от компании эти деньги, незаконно присвоил их...”
Любопытно, что, имея на руках достаточные основания для расследования, полицейские Панфиловского РОВД несколько раз прекращали уголовное дело с мотивировкой - за отсутствием состава преступления в действиях Абдула Кадырахуна. Районные прокуроры каждый раз отменяли решение полицейских о прекращении и реанимировали уголовное дело, но местные пинкертоны с завидным упорством стряпали очередной “отказной”. Илахунова неустанно твердила, что причиненный ей Кадырахуном материальный ущерб не возмещен, но ее попросту не слушали. И только после вмешательства прокуратуры Алматинской области к расследованию приступили сотрудники областного полицейского департамента. Теперь следствию предстоит найти и допросить брокера, помогавшего оформить груз для вывоза в Китай, а также местного нотариуса, который удостоверил сделку, и, наконец, самое главное - направить международное поручение китайским правоохранителям, чтобы те нашли и допросили представителей компании “Де Жуй”. Сейчас оба уголовных дела, главный фигурант которых Абдул Кадырахун, объединили в одно производство.
Из материалов уголовного дела
“Допрошенный в качестве подозреваемого Кадырахун показал: в 2002 году он приехал в Казахстан на постоянное место жительства. Занялся приемом шкур и шерсти, которые сбывал на родине. В 2007 году, получив гражданство РК, вступил в брак с Ф. Кадыровой, а на средства, вырученные от продажи его имущества в Китае, приобрел в селе Бирлик Панфиловского района участок, на котором построил кожевенный завод по переработке шерсти и шкур...”
Завод, напомним, не принят в эксплуатацию. Но работает круглые сутки. Вы, конечно, спросите: куда смотрит местная власть?
Вот тут и начинается самое любопытное. Едва маховик следствия по делу Кадырахуна начал набирать обороты, аким Панфиловского района Бердаулет АБДУЛДАЕВ взял да и позвонил напрямую МАСИМОВУ. Спешу разочаровать читателей, падких на громкие фамилии: речь идет вовсе не о премьер-министре страны, а о полковнике Нурлане МАСИМОВЕ, первом заместителе начальника ДВД Алматинской области. Ну “фамилиё его такое”, как говаривал персонаж известного мультика. Дословное содержание их разговора нам неведомо. Известно лишь, что районный бастык просил полицейских не слишком усердствовать, чтобы не парализовать бизнес Кадырахуна. Конечно, мы не беремся утверждать, что аким пытался влиять на ход следствия. Скорее всего, он переживал, что в случае остановки завода 200 человек лишатся рабочих мест. Районного бастыка можно понять: завод - это не только занятость, но и дополнительные налоги и вообще улучшение бизнес-климата в районе. Ведь у этого региона Семиречья славная история.
На этой земле выросли сразу восемь Героев Великой Отечественной войны (сам район тоже назван в честь Героя войны, легендарного комдива генерала Ивана ПАНФИЛОВА), столько же жаркент­цев удостоены высокого звания Героя Социалистического труда, а бывший председатель колхоза “40 лет Октября” Николай ГОЛОВАЦКИЙ - дважды. Родился в Жаркенте и основоположник казахского изо­бразительного искусства Абылхан КАСТЕЕВ. Впрочем, наши источники в силовых структурах уверяют: мы, скажем так, несколько идеализируем акима Абдулдаева. Что ж, как говорится, следствие покажет...

Тохнияз КУЧУКОВ, фото автора, Алматы - Жаркент - Талдыкорган

Поделиться
Класснуть

Свежее

Ситуация - чрезвычайная, меры - неординарные Актуально
Ситуация - чрезвычайная, меры - неординарные

Республика на пороге большой стройки. Пострадавшим от наводнения по их желанию вместо разрушенных домов предоставят квартиры. За каждым регионом для помощи в устранении последствий паводков закрепят крупный бизнес. А еще в стране запретят отстрел сайги

334