12979

Суд слезам не верит

     Актюбинка, объявленная в международный розыск и задержанная в России, заявила, что ее притесняют по национальному признаку, и просила не выдавать ее родине.

Анжелу АРУТЮНОВУ в Актобе знали как профессионального психолога. В основном она работала с детьми, нареканий к ее работе ни со стороны руководства, ни со стороны родителей никогда не возникало, женщина имела много наград и поощрений. Однако четыре года назад она, похоже, решила направить свой профессионализм не в то русло. На нее начали поступать заявления от обманутых горожан, у которых Арутюнова, обещав квартиры, взяла деньги, но слово не сдержала. В итоге люди не увидели ни денег, ни жилья.
В общей сложности психолог якобы прикарманила более 88 млн. тенге. К примеру, в одном случае Анжела Арутюнова, как пишется в официальных документах следствия, “под предлогом продажи квартир путем обмана и зло­употребления доверием” похитила деньги заявительницы в особо крупном размере на общую сумму 27 млн. тенге. Помимо этого в ее сети попали еще восемь человек, каждый из которых передал ей от 250 тысяч до 18,3 млн. тенге. Все это с точки зрения следствия потянуло на уголовную статью “мошенничество”, по которой, собственно, и было возбуждено против нее дело.
Однако допросить подозреваемую не получилось. Как раз в разгар следствия,
5 июня 2016 года, в Актобе рванул теракт, устроенный религиозными фанатиками, и полицейским было не до следственных мероприятий. 11 июня, когда в областном центре полным ходом шла спецоперация по поимке бое­виков, против Арутюновой было возбуждено уголовное дело. А спустя четыре дня, 15 июня, женщина пересекла казахстанско-российскую границу и перебралась в Карелию.
Но скрыться от преследования правоохранительных органов в соседней стране не получилось. Спустя год, летом 2017-го, ее задержала краснодарская полиция. К тому моменту Анжела Арутюнова уже была объявлена в международный розыск, а постановлением следственного судьи суда №2 города Актобе ее необходимо было взять под стражу.
Чтобы ее не выдали казахстанской стороне, женщина пыталась убедить российское правосудие в опасности ее возвращения в Казахстан.
- Мой отъезд был обусловлен сложившейся обстановкой в Актобе, то есть связан с волнениями и террористическими угрозами, а также с притеснением русскоязычного населения, - заявила подозреваемая.
В суде она рассказала, что родилась и выросла в Карелии и в Россию возвратилась для получения гражданства РФ и на постоянное место жительства. Адвокат Арутюновой сослался на Европейскую конвенцию от 1957 года, которая не содержит императивных норм, обязывающих выдавать лиц.
- 23 апреля 2018 года я подала прошение о получении российского гражданства, написала отказ от гражданства Республики Казах­стан. Считаю, что в случае выдачи я погибну, прошу проявить гуманность, защитить меня, - заявила она в суде.
В суд также обратились родители Арутюновой, дочь и сестра, которые тоже просили дать Анжеле Юрьевне российское гражданство и не отправлять ее в Казахстан. Они утверждали, что разыскиваемой предъявлено ложное обвинение, все материалы против нее сфабрикованы, чужие деньги она не брала, а потому не виновна.
Однако суд не нашел оснований для удовлетворения прошения Арутюновой и ходатайств ее родных. Судья отметил, что Европейская конвенция о выдаче 1957 года в данном случае не подлежит применению, поскольку Казахстан не является участником данного соглашения. Также выяснилось, что, несмотря на утверждение о переезде в Россию с целью получения гражданства этой страны, до задержания, а также до суда, который состоялся в этом году в Краснодарском крае, Анжела Арутюнова так и не подала соответствующие документы для этого. Это поставило под сомнение ее заявления, что в Казахстане ее притес­няют по каким-либо признакам, в том числе расы, вероисповедания и прочего. К тому же за два года она не попросила ни политического убежища, ни статуса беженца. Что касается ее заявлений о напряженной политической обстановке в Казахстане и притеснении русскоязычного населения, то суд их отверг, указав, что данные утверждения носят слишком общий характер и не могут рассматриваться в качестве доказательств о каком-либо особом риске для Арутюновой, вытекающем из ее ситуации.
Помимо этого Казахстан предоставил России гарантии того, что в случае выдачи подозреваемая будет привлечена к уголовной ответственности только за те преступления, за которые запрашивается ее выдача. А после окончания уголовного преследования, судебного разбирательства или же отбытия наказания сможет свободно покинуть территорию Казахстана. К тому же сроки давности уголовного преследования по российскому законодательству еще не истекли, а само дело не является ни политически, ни религиозно мотивированным. А наличие у Арутюновой в России родственников, в том числе престарелых родителей, не освобождает ее от обязанности предстать перед правоохранительными органами Казахстана.
В итоге суд определил выдать разыскиваемую казахстанской стороне.

Акмарал МАЙКОЗОВА, фото с интернет-ресурсов, Актобе

Поделиться
Класснуть