3263

Теперь оправданы

После данной Верховным судом установки завязывать с тотальным обвинительным уклоном павлодарские судьи начали смело выносить оправдательные приговоры по резонансным делам, связанным с наркобизнесом. Если раньше у подсудимых, обвиняемых в хранении и распространении наркотиков, было мало шансов на оправдание, то теперь признаются невиновными и те, кого задерживали, и те, кто задерживал. 

Ярким примером этому может служит история Юрия КУКШИНА, о судебном процессе над которым наша газета писала почти два года. 21 месяц длился суд, 20 из них Кукшин, обвинявшийся в продаже героина имитатору преступного поведения, провел в СИЗО. Обвинение тогда представило на процессе видеозапись, на которой было видно, как… опер засовывает пакет с порошком скрученному спецназовцами Кукшину в задний карман брюк, а понятые оказались существами мифическими. Но суд, которому так и не было представлено ни одного доказательства того, что у Кукшина вообще были наркотики, не решался его оправдать (см. “Форменное кино” и “Их поменяли местами”, “Время” от 5.4 и 20.9.2014 г.).
Дело трижды направлялось на доследование, и только после публикаций нашей газеты и последовавшей за ними реакции Генпрокуратуры Кукшин был признан невиновным, а опер получил год лишения свободы в колонии-поселении.
Сейчас все стало гораздо проще. В ноябре прошлого года горсудом № 2 Павлодара к трем годам лишения свободы был приговорен павлодарец Виталий МОЗЖУХИН, обвиненный в хранении 1,8 грамма героина без цели сбыта, для личного пользования. Мозжухин утверждал, что героин в его куртку подбросили, и даже предоставил свидетеля Ермека АБДРАХМАНОВА, признавшегося в этом подбросе. Однако горсуд Абрахманову не поверил и вынес постановление о признании его виновным в самооговоре и даче ложных показаний. А в этом году апелляционная инстанция и Мозжухина, и Абдрахманова оправдала.
В облсуде выяснили, что следователь Нурлан ТЛЕНДИЕВ, проводивший обыск и обнаруживший героин, не получал на это санкции следственного судьи, хотя и имел достаточно времени. “Эти грубые нарушения закона, допущенные органом досудебного расследования, которым суд первой инстанции не дал надлежащей оценки, и сам грубо нарушивший закон, выразившийся в осуждении Мозжухина В. Г. к лишению свободы, при наличии оснований к его оправданию, являются явными и очевидными, влекущими безусловную отмену вынесенного обвинительного приговора”, - сказано в апелляционном приговоре (стилистика и пунктуация сохранены). В адрес прокурора области и руководства ДВД ушли частные постановления.
Не успели оправдать Мозжухина, как начался уголовный процесс против задерживавшего его следователя Нурлана Тлендиева. Правда, по другому делу - как выяснилось, косяков у последнего хватает. 31 мая прошлого года он был старшим группы, изобличавшей троих наркосбытчиков. Имитатору преступного поведения тогда выдали меченые 90 тысяч тенге, взятые из госбюджета. В ходе задержания и личного обыска наркоторговцев изъяли 69 тысяч меченых тенге и еще 69 500 личных средств: у одного - 2500, у второго - пять тысяч и у третьего - 62 тысячи тенге.
3 июня прошлого года Тлендиев провел осмотр этих денег, переписал их серии и достоинства купюр, вынес постановление о признании их вещественными доказательствами, определил местом хранения управление финансов ДВД и… положил в сейф в своем кабинете. Откуда они загадочным образом пропали. При этом хранящиеся в том же сейфе вещдоки по делам, которые вели другие следователи, остались на месте. Открылось это только в ноябре прошлого года, когда закончилось расследование дела по сбыту наркотиков.
Во время служебного расследования Тлендиев не раз менял показания: сначала утверждал, что обнаружил пропажу только 20 июля, когда вышел из отпуска, затем - что 4 июня, то есть на следующий день, после того как положил деньги в сейф. Что за крыса завелась в УВД города Павлодара, так и не установили - дело о краже завели и прекратили. Тлендиева обвинили в халатности, то есть в неосторожности, небрежности, беспечности. По мнению гособвинения, он причинил существенный вред (не путать с существенным ущербом) гражданам и государству - нарушил конституционные права задержанных, потеряв их деньги, и подорвал авторитет госоргана. Но суд Тлендиева оправдал, считая, что это всего лишь дисциплинарный проступок и не такой уж крупной суммы лишилось государство. А наркосбытчики вообще от своих денег отказались.
Еще одним оправданным стал опер­уполномоченный Аксуского отдела внутренних дел Арман ДЖАНСЕИТОВ. 30 июня прошлого года к нему в кабинет привели героинового наркомана Дмитрия ЯКУШЕВА, задержанного с поличным на краже, и поручили с ним поработать: снять пальчики, провести по всей форме изъятие вещдоков, установить, как и с кем совершал кражу. Якушев, умеющий играть на публику, выбежал в коридор, где была установлена видеокамера с криками “Убей, отсиди за меня”. На записях этой камеры зафиксировано, как оперативник хватает его сзади за горло, затаскивает назад в кабинет, после чего слышно, как Джансеитов полчаса избивает Якушева, сопровождая это матами и словами: “Да как вы уже достали”. Эксперты установили, что это были именно звуки ударов, а не, к примеру, хлопки в ладоши.
Опер был обвинен в превышении должностных полномочий, повлекшем существенное нарушение прав и законных интересов, сопряженном с применением насилия. Аксуский горсуд приговорил его к пяти годам лишения свободы условно. Гособвинитель в апелляционном ходатайстве настаивал на том, что полицейский совершил тяжкое преступление, нарушил присягу, и просил назначить ему пять лет реального срока. В итоге апелляционная инстанция 5 июля этого года вынесла оправдательный приговор. Мотивирован он тем, что органом обвинения при составлении процессуальных документов допущены грубые нарушения УПК. К примеру, при изложении обвинительного акта дата рождения Джансеитова указана как 20 февраля 1987 года, в резолютивной части она значится как 22 октября 1985 года, в то время как он родился 22 октября 1982 года, “что является существенными нарушениями уголовно-процессуального закона”.
“Суд апелляционной инстанции не вправе отменить приговор и направить дело прокурору, так как этим ухудшается положение осужденного”, - говорится в оправдательном приговоре.
Вот так у нас оказались убиты несколько зайцев сразу - и борьба с коррупцией идет полным ходом, и по оправдательным приговорам статистика улучшается, и борцы с наркобизнесом не разбегутся.

Ольга ВОРОНЬКО, Павлодар

Поделиться
Класснуть