8744

Увольнительная записка

     При реконструкции аэропорта Петропавловска украдено 68 миллионов тенге. Чиновникам, подписавшим фиктивные акты выполненных работ, грозит страшное наказание: их предлагают... уволить!

     В Службе экономических расследований (СЭР) департамента госдоходов по Северо-Казахстанской области завершено расследование уголовного дела, связанного с хищением средств при реконструкции аэропорта Петропавловска. Вдохнуть новую жизнь в воздушную гавань главного города СКО было решено еще при прежнем акиме Ерике СУЛТАНОВЕ. Он сумел пробить в госбюджете 7 миллиардов тенге, чтобы привести в порядок взлетно-посадочную полосу и терминал, и теперь из Петропавловска можно летать даже за рубеж. А после окончания реконструкции правоохранительные органы начали изучать, правильно ли были израсходованы средства, выделенные из республиканского бюджета.

Особый интерес у следствия вызвала реконструкция пассажирского терминала, которой занималось ТОО “ЭнергоТехноСервис”, возглавляемое широко известным в северных широтах страны бизнесменом Генрихом БОГДЕВИЧЕМ. Этот человек неоднократно появлялся на страницах газеты “Время”, а его имя прочно связано со скандалом вокруг птицефабрики в Костанайской области, на которую были выделены большие государственные деньги (см. “Птичка сдохла, хвост облез”, “Время” от 1.9.2017 г.). Но, как выяснилось, господин Богдевич имеет слабость и к авиации, поэтому он и взялся за выполнение строительно-монтажных работ в пассажирском терминале аэропорта Петропавловска. Соответствующий тендер выиграло ТОО “ЭнергоТехноСервис”, зарегистрированное на Татьяну БОГДЕВИЧ, супругу Генриха Эдуардовича. Контроль за проведением этих работ, а также за подписанием всей документации был возложен на тогдашнего председателя комитета гражданской авиации Бекена СЕЙДАХМЕТОВА (на снимке) и руководителя управления аэропорта КГА Амантая КОКАТАЕВА.

По бумагам - и, кстати, чисто внешне - реконструкцию терминала сделали как надо. Однако стоило следователям СЭР сравнить список установленного по документам оборудования с техникой, которая была в наличии, и случился неожиданный поворот: оказалось, что фирма Богдевичей не довезла до терминала техники на 62,7 миллиона тенге! То есть по актам выполненных работ оборудование как бы на месте, но фактически его нет!
Также эксперты проверили, сколько стоит то оборудование, которое все-таки в аэропорт попало. И оказалось, что расхождение со среднерыночной стоимостью превышает 5,6 миллиона тенге! Вот так и сложился общий ущерб - более 68 “лимонов”.
Разумеется, в рамках уголовного дела оба чиновника были допрошены. Экс-председатель комитета гражданской авиации Сейдахметов не мудрствуя лукаво свалил всю вину на своих коллег: дескать, он подписывал акты выполненных работ самым последним, когда там уже стояли автографы ответственных сотрудников технадзора, подрядчика и его подчиненного Кокатаева. При этом Сейдахметов указал, что сам на место проведения работ не выезжал, поскольку туда ездил Кокатаев.
Руководитель управления аэропортов Амантай Кокатаев признал, что действительно ездил в Петропавловск и следил за тем, как работает фирма Богдевича. Но он обращал внимание на наличие в первую очередь дорогостоящего оборудования, а если где-то и недосмотрел, то это связано с отсутствием у него познаний в области информационных технологий.
И здесь есть один важный момент, на который стоит обратить внимание: на самом деле Бекен Сейдахметов бывал в Петропавловске во время выполнения реконструкции аэропорта. О его рабочей поездке в СКО сообщал официальный сайт Министерства по инвестициям и развитию, к которому как раз относится комитет гражданской авиации. Эту новость перепечатали другие порталы, и в ней черным по белому сказано, что “Б. Сейдахметов посетил аэропорт Петропавловска, где проверил ход ремонтных работ”. Также Бекен Канелович участвовал в расширенном совещании по вопросам аэропорта вместе с акимом Султановым, о чем также сообщала пресса. То есть либо бывший председатель КГА ввел следователей в заблуждение, либо они сами были не против того, чтобы заблудиться.

Расписав грехи обоих чиновников, заместитель руководителя департамента госдоходов по СКО Нуржан АБАТОВ, курирующий местную СЭР, направил представление в Агентство по делам госслужбы и противодействию коррупции, а также в комитет гражданской авиации. Документ очень жесткий - его даже цитировать страшно: “По результатам досудебного расследования установлено, что вышеупомянутые обстоятельства возникли в результате отсутствия должного контроля со стороны руководителей РГУ “Комитет гражданской авиации МИР РК” Сейдахметова Б. К. и руководителя управления аэропортов Кокатаева А. Т. за полным, своевременным и качественным выполнением работ. Сложившаяся практика контроля является малоэффективной, характеризуется наличием дискреционных полномочий руководства РГУ “Комитет гражданской авиации МИР РК”, позволяющих подписывать акты выполненных работ без выезда на объект, а также скрывать информацию о частичном выполнении работ, что, в свою очередь, влечет создание условий для коррупции и необоснованное перечисление средств на счета подрядчиков”.
И за такие грехи Нуржан Абатов предлагает ни много ни мало решить вопрос о привлечении к ответственности Бекена Сейдахметова и Амантая Кокаева вплоть до... освобождения от занимаемых должностей! Вот так наказание! Подписали акты, которые нанесли государству ущерб на 68 миллионов тенге: уволить обоих! Правда, господин Абатов, похоже, и не догадывается, что Бекен Сейдахметов еще в прошлом году покинул КГА, и значит, освободить его от занимаемой должности вряд ли получится. И остались лишь два вопроса. Первый - поддержат ли в Нацбюро по противодействию коррупции решение СЭР СКО? И второй - как отреагирует на эту ситуацию Генеральная прокуратура? Ведь сколько у нас чиновников сидят за подписанные акты! А может быть, их надо было просто уволить?

Михаил КОЗАЧКОВ, фото Романа ЕГОРОВА и с интернет-ресурсов, Алматы

Поделиться
Класснуть