21921

В немецком окружении

27 тысяч гектаров земли вблизи Астаны оказались во владении гражданина Германиие?

В самом центре Казахстана, менее чем в 200 километрах от Байтерека, есть отдельное “государство” - огромный кусок земли размером 27 тысяч гектаров, которым распоряжается гражданин Германии Роберт ШУМАХЕР. На этом участке он хозяйничает с 2009 года и постоянно увеличивает свой надел, присоединяя новые пастбища и пашни. Территория независимого от местных властей участка хорошо защищена и огорожена гигантской траншеей в 67 километров! Попасть в закрытую зону можно только через ворота, и пускают туда далеко не всех. Корреспондент “Времени” съездил в Акмолинскую область и увидел, что могло бы случится с Казахстаном, если бы мы разрешили продажу земли иностранцам.

Первая половина 2016 года прошла для казахстанцев тревожно: по всей стране на площади городов выходили люди, протестовавшие против продажи земли иностранцам. Поправки в новом Земельном кодексе предусматривали возможность приватизации земель компаниями, принадлежащими казахстанцам. А любую местную фирму вместе со всем ее имуществом может купить гражданин другой страны. Вот это и испугало наших соотечественников.
И именно таким образом гражданин Германии Роберт Шумахер стал владельцем ТОО “Ак-Кулын”, которое зарегистрировано и работает в Коргалжынском районе Акмолинской области. Изначально он был одним из совладельцев компании, которая потихоньку собирала землю под сельское хозяйство. Какие-то участки брали в аренду на 10 лет, какие-то - на 49. Часть территории в Амангельдинском сельском округе была выкуплена. И вот таким образом угодья заняли 27 тысяч гектаров! А потом герр Шумахер стал единоличным владельцем “Ак-Кулына”…
Мы узнали об этих сделках совершенно случайно. Роберт Шумахер стал участником громкого скандала вокруг крупного строительного холдинга “КазГерСтрой”, был фигурантом дела Серика АХМЕТОВА, одним словом, привлек к себе внимание. При проверке его имущества и вылезло ТОО “Ак-Кулын”. Получается интересная ситуация: народ митингует, требуя запретить продажу земли иностранцам, правительство оперативно создает Земельную комиссию, президент объявляет мораторий на ряд норм Земельного кодекса, а в это время в непосредственной близости от столицы гражданин другого государства спокойно распоряжается огромным куском земли! Мы решили узнать, что же бывает, когда хозяевами нашей территории становятся иностранцы.
Только выезжая за границу больших городов, начинаешь понимать, насколько же большая у нас страна. Попасть в Коргалжынский район Акмолинской области можно только с приключениями. Это не просто отдаленная точка на карте страны, а самый малонаселенный район в Казахстане. В восьми сельских округах проживает всего 10 тысяч человек. Может быть, именно поэтому попасть во владения Роберта Шумахера возможно лишь на автомобиле. Поезда сюда не ходят, собственного аэропорта в адмцентре Коргалжын нет.
Из Астаны - ближайшего к этим окрестностям города - мы выезжаем в первой половине дня, с большим трудом отыскав местного жителя, который согласился повозить нас по окрестностям области. Если верить навигатору, ехать нам недалеко - километров 200 от Дома министерств. Пара часов по хорошей дороге. Но, увы, хорошая дорога заканчивается километров через 50 от столицы. Дальше трасса, пестреющая черными асфальтными заплатками, превращается в американские горки - машина подскакивает через каждые 30-50 метров так, что пассажиры на заднем сиденье бьются головами о потолок. Приходится сбрасывать скорость и ползти не более 60 км в час. Но это еще не самое страшное. Сразу за традиционной стелой с надписью “Коргалжын” асфальт заканчивается. Дальше есть только проселочные дороги.
А за окном машины - красота неописуемая. Ровная зеленая степь, то справа, то слева речка или озеро, откуда при появлении автомобиля тут же взлетают чайки и даже цапли. Невероятно чистый воздух с запахом разнотравья. Низко висящие и как будто неподвижные облака дополняют пейзаж.
За два часа езды по проселкам нам лишь однажды встречается трактор с прицепом. Людей в этих местах практически нет. Дорога то петляет, то прячется в траве. И совершенно неожиданно прямо в степи появляются… ворота!
- Это и есть территория Шумахера, - объясняет наш водитель.
Но какой смысл ставить ворота, если нет забора? Лишь остановившись, мы понимаем, для чего это было сделано. В обе стороны вплоть до горизонта уходит огромная траншея метра 3-4 в ширину и столько же в глубину. Вот таким хитрым способом немецкий бизнесмен огородил свой участок. Здесь заканчивается земля казахов и начинается Шумахерленд - территория иностранного гражданина. Когда экскаваторы только начинали рыть немецкий окоп, то залезли на территорию местного кладбища. Был скандал, который освещался в СМИ, но со временем шумиха затихла.
Ворота не заперты, а лишь замотаны проволокой. Мы без особого труда проезжаем во внутрь. Будки охранника здесь нет, да и непонятно, как вообще можно контролировать такой огромный участок. Разве что с помощью окопов.
- Ямы он вырыл, чтобы скот к озеру не ходил и на его пастбища, - объясняет нам местный житель Ереке, которого мы подобрали в ауле Оркендеу, чтобы он показывал дорогу. - Работы здесь нет, все занимаются сельским хозяйством. Земли много, скотина пасется где хочет. Но появился ров - коровы и лошади туда проваливались, когда в темноте возвращались в аул. Сейчас уже чабаны стороной эти места обходят.
От ворот до базы ТОО “Ак-Кулын” едем еще не меньше часа. Проселочная дорога идет вдоль границы участка Шумахера, и просто поражаешься, насколько же огромная у него территория. Тысячи гектаров пастбищ. Здесь можно пасти десятки тысяч голов крупного рогатого скота. Но столько скотины у иностранца нет, а коров и лошадей местных жителей сюда не пускают.
В общей сложности к базе “Ак-Кулына” мы приезжаем часа через 4 после старта из Астаны. Здесь нас встречает управляющий Ермек КОШЕРОВ. Для нас проводят небольшую экскурсию. На базе стоит сельскохозяйственная техника, построено несколько больших домов для рабочих. В большом ангаре держат животных, но сейчас весь скот на пастбищах. После прогулки управляющий приглашает всех попить чай.
- Шумахера мы года два не видели, - признается мужчина. - Но мы как работали, так и работаем. Человек 15-20 у нас коллектив. Табунщики, техники, повар, я - в общем, занимаемся своей работой. Зарплату платят вовремя, проблем никаких нет.
- В этом году не было проблем из-за того, что хозяин - иностранец?
- Нет, проблем вообще никаких нет. Мы не хозяева, просто работаем здесь.
Так, может быть, местные власти знают, что будет с землей Роберта Шумахера? Мы снова загружаемся в машину и едем около часа до села Оркендеу - “столицы” Амангельдинского сельского округа. Даже одного взгляда хватает, чтобы понять: люди здесь живут очень бедно. Местный акимат - бывшая школа - разваливается буквально на глазах. В администрации села сидит всего один человек - главный специалист Оразгали НУРГАЛИЕВ. Еще тут работает бухгалтер и аким, который уехал проверять скотомогильник.
- Работы в ауле нет, люди занимаются сельским хозяйством, - объясняет Оразгали Нургалиев. - Если бы “Ак-Кулын” поближе к нам располагался, то там могли бы трудоустроиться. Но ездить далеко. У нас тут всего 490 человек проживает - в таком большом хозяйстве все бы могли работать…
Пока мы беседуем о жизни на селе, появляется и бастык - аким округа Мубарак БОЛАТ­БЕКОВ. Пусть население его аула меньше 500 человек - забот все равно хватает.
- У “Ак-Кулына” своя земля, у нас своя, - объясняет аким. - Решение о продаже или аренде земель принимают вышестоящие руководители. Лучше у них спрашивать, законно землю дали или нет. Скоро в район с проверкой приедет аким области Сергей Витальевич КУЛАГИН - может быть, этот вопрос будет поднимать…
На этом мы прощаемся, чтобы продолжить путь в адмцентр Коргалжын. Ну уж там-то местные власти должны знать, что делать с землей Роберта Шумахера. От Оркендеу едем туда еще минут 40. У главного населенного пункта района, где проживает несколько тысяч человек, есть свой столичный лоск. Например, асфальтированные улицы. Здание акимата - не разваливающаяся старая школа, а вполне себе приличное трехэтажное строение. Охранник на вахте сообщает, что аким района Кайыр РЫСКЕЛЬДИНОВ уехал по делам, а на хозяйстве остался заместитель Бауыржан СЕМБАЕВ. Секретарша в приемной машет в сторону открытого кабинета - зайти ко второму человеку в районе можно без записи и томительного ожидания. Объясняем, в связи с чем мы приехали.
- У ТОО “Ак-Кулын” директор - гражданин Казахстана, мы его хорошо знаем, - говорит замакима района. - А кем является учредитель данного ТОО, иностранный он гражданин или нет, конкретно Шумахер Роберт Яковлевич, я не знаю…
- То есть имя-отчество знаете, а гражданином какой страны он является, не знаете?
- Гражданином Германии, - признает Бауыр­жан Сембаев. - Он у нас единственный иностранец в районе.
- А что делать в случае, если иностранец уже получил или купил кусок земли - выгонять его, выкупать землю обратно? У вас есть на этот счет какие-то инструкции?
- Вот так не скажу сразу. Надо с шефом посоветоваться, с управлением сельского хозяйства. Давайте я вам завтра после обеда наберу и всю информацию по “Ак-Кулыну” предоставлю?
Нас такой вариант полностью устраивает. Жаль только, что ни на следующий день, ни через день Бауыржан Сембаев нам не позвонил. Видимо, сбор информации занял чуть больше времени.
…Из Коргалжынского района мы возвращаемся в Астану уже знакомыми тропами: сначала по голой степи, затем по убитой трассе и лишь ближе к столице - по ровному асфальту. Большую часть пути за окнами - бескрайние просторы. Кому принадлежат эти земли? Почему ими никто не занимается? Наведут ли власти порядок в земельных делах или землю так и будут покупать все желающие - и свои, и чужие? Жаль, но ответов на эти вопросы у нас нет…

Михаил КОЗАЧКОВ, фото автора, Алматы - Астана - Акмолинская область - Алматы

Комментарий в тему

Айдос САРЫМ, член комиссии по земельной реформе:

- Вокруг подобных ситуаций сломано много копий на заседаниях Земельной комиссии и в целом в обществе. Вроде бы, казалось, достигнут некий компромисс: выдача земель иностранцам ограничена и жестко контролируется, правительственная часть комиссии утверж­дает, что иностранцы вообще не имеют права на приобретение земли в Казахстане. Но, как мы видим, граждане других стран спокойно брали земли в долгосрочную аренду либо выкупали какие-то участки и чувствуют себя здесь хозяевами. Меня больше всего возмутили огромные траншеи, с помощью которых отделен участок земли, которым распоряжается иностранец. Я слышал, что владелец этой земли жалуется на проблемы в бизнесе, якобы у иностранного инвестора рейдеры отобрали часть предприятия. Но мы видим совсем другую картину - это иностранец захватил землю в заповеднике и роет там немецкие окопы.  Это ведь настоящая делимитация границы! Местным жителям показали - вот здесь ты можешь пасти свой скот, а сюда тебе заходить нельзя. Это уже какое-то средневековье. Когда нам говорят, что приходит иностранный инвестор, то речь идет о современных агротехнических технологиях, научных разработках и так далее. А вместо высоких технологий мы видим обычный ров, как в Европе несколько сот лет назад делали, чтобы показать границу государства. Я готов на ближайшем заседании Земельной комиссии поставить вопрос перед вице-премьером МЫРЗАХМЕТОВЫМ, чтобы нам объяс­нили, как получилось, что иностранец распоряжается таким огромным куском земли, кто разрешил, кто выдавал бумаги, почему земля оформлена на ТОО, в котором зарубежный гражданин сначала был совладельцем, а потом стал единоличным владельцем,  почему вообще такое допустили? Почему местные власти разрешают разграничение участков с помощью траншей, окопов? Мне кажется, что это не просто попытка оградить свои пастбища от чужого скота, а вызов обществу, местному населению - я тут хозяин, что хочу, то и делаю. А ведь именно такие примеры окончательно убивают доверие к правительству. Нам обещают, что земельная реформа наведет порядок, но мы видим, что на самом деле землю уже передали иностранцам и они ею распоряжаются как хотят.

Ссылки по теме:

"Инвестиционный климакс" см. "Время" от 25.07.2016 г.

"Птица большого перелёта" см. "Время" от 6.07.2016 г.

Поделиться
Класснуть