30025

Назад в настоящее

Актюбинская семья НАЗАР, которая почти 15 лет назад перебралось в Казахстан из Туркмении, до сих пор не может получить гражданство. Из-за отсутствия документов члены семьи не могут приобрести жилье и устроиться на работу, а дочь - еще и зарегистрировать свой брак.

Мадина НАЗАР, по ее словам, когда-то жила в Актобе. Но то были советские времена. Поэтому и собственный дом, и все остальное, связанное с тем перио­дом, 51-летняя женщина вспоминает со слезами на глазах. То ли дело сейчас. Увидев полицейского, семейство Назар бежит от людей в погонах, словно черт от ладана. И это в ее жизни самое обидное, говорит женщина. Ладно бы были нарушителями какими-то закоренелыми, а то и хуже.
- Просто мы боимся быть закрытыми в приемник или оштрафованными на крупную сумму. Ведь гражданства Казахстана у нас нет, - рассказывает женщина.
Дело в том, что в начале 80-х годов прошлого столетия Мадина Назар вышла замуж за гражданина Туркмении и уехала на ПМЖ в эту страну. Там у нее родились двое детей - сын и дочь. А в 1997 году семейство возвратилось назад, на историческую родину. Однако сколько бы ни ходили они по соответствующим инстанциям, получить удостоверения личности граждан РК им так и не удалось. В какие только двери они ни стучались, а в итоге лишь набрали несколько пакетов документов.
- С каждым годом в Казахстане законы ужесточаются. Нам проходу не дают. Говорят: то эта бумага нужна, то другая. Я получаю ее, а результат один и тот же - страх, что нас могут “закрыть”, - плачет Мадина. - Из-за того что у нас нет документов, мы ни дом не можем купить, ни к врачу пойти, когда болеем. Я уже полмиллиона тенге за последние несколько лет истратила, чтобы собрать ту или иную бумажку. А нас гоняют и гоняют. Мне через несколько лет на пенсию, а у меня до сих пор документов нет. Никто ничего толком не говорит.

Из-за отсутствия гражданства в семье Назар никто не может трудоустроиться.
- А если и повезет найти какую-либо работу, то хозяин не платит денег, - сетуют Мадина и ее дочь Елена.
И попробуй докажи свою правоту - ведь, по сути, этих людей и в природе нет.
Не может также Елена и свой брак зарегистрировать. От этого страдает и ее дочь, которой скоро в школу, а значит, необходимо получить заветный ИИН.
- Хорошо, что нашлись люди, которые согласились прописать нас. Но это же не выход, - говорит Елена.
Как выяснилось по тем бумагам, что насобирали Назар, целых 16 лет с момента приезда в Казахстан, к примеру, Мадина Назар оставалась гражданкой Туркмении и лишь 2 года назад отказалась от гражданства этой страны. А ее дети до сих пор остаются туркменистанцами.

Между тем по закону переселенцы из Туркмении уже через 5 лет могут стать казахстанцами. Получается, за это время они как минимум дваж­ды могли получить казахстанское гражданство, но никто из специалистов мигрантам этого не объяснял. В итоге дело дошло до начальников среднего звена, к которым всеми правдами и неправдами попали вынужденные скитальцы. Выслушав внимательно чаяния семьи Назар, в управлении миграционной полиции резюмировали: вопрос решаемый. А именно: Мадина Назар казахстанское гражданство получит через 3 года - до этого у нее на руках будет временный паспорт, а ее детям придется обратиться в консульство.
- Мы тщательно проконсультировали мать, дочь и сына Назар. Дали им все телефоны, адреса. Объяснили, куда следует обратиться и какие документы у них пока будут на руках, - разъяснил начальник отдела гражданства УМП ДВД Актюбинской области Максат АБИЛГАЗИН.
В то же время, как отметили в миграционной полиции, по данному факту будет решаться вопрос об ответственности сотрудников, допустивших волокиту.

Антон МОЛДИН, фото автора, Актобе

Поделиться
Класснуть