2992

Подвеской детей не накормишь...

Самая молодая в Казахстане мать-героиня - 26-летняя кызылординка Назира САБРАЛИЕВА уверена, что ее материнские подвиги стране не нужны. Призывы и заветы властей молодым семьям рожать и воспитывать побольше детей, вносить свой вклад в демографию родного государства - не более чем пустая болтовня, считает она. Вместе с мужем Саматом, который старше ее на 4 года, Назира воспитывает семерых (!) детей (на снимке).

- Все наши дети - любимые и желанные, - улыбается женщина, перечисляя их по именам: Нурбейби, Аруна, Нурсултан, Нурсара, Нурдаулет, Нурислам, Нурмухаммед.
Вот только золотой подвеской матери-героини детишек не накормишь. Обладательницы такой подвески получают за нее в качестве помощи от государства ежемесячно всего лишь 10 тысяч тенге. А что купишь сейчас на эти 10 тысяч, тем более когда у тебя семеро по лавкам? Если уважение к многодетному материнству только в знаке “Алтын алка”, то это совсем не уважение, а унижение, считает Назира.
Семья Назиры Сабралиевой и Самата Аязбая живет в чужом доме на самой дальней окраине Кызыл­орды близ тубдиспансера.
- Этот дом купил в кредит когда-то мой брат, - рассказывает свек­ровь Назиры Гулханыс ЕСЕНОВА. - Но вскоре уступил его нам, видя, как мы с детьми скитаемся по углам, с условием, что кредит станем выплачивать сами. Стараемся платить, но все глубже увязаем в долговой яме. Самат с утра до ночи на рынке, где он работает реализатором. Заработанные им деньги на еду и одежду для детей уходят. Мне год до пенсии, я получаю социальное пособие девять с половиной тысяч тенге. Назире дают за героическое материнство 10 тысяч каждый месяц, и еще есть пособие на детишек - раз в квартал 18 тысяч тенге. В общем, свести концы с концами не удается. Бесконечно должны банку.

Назира хочет работать, она даже учится в частном колледже. Но пока младшенький Нурмухаммед еще слишком мал, чтобы мама оставила его на попечение бабушки, которая и так целыми днями помогает невестке по хозяйству. Назира - хорошая хозяйка, добрая мать и просто умница, не нахвалит ее свекровь.
- В прошлом году мне в городском акимате вручали серебряную подвеску за шестерых детей, - рассказывает Назира. - Нас, многодетных матерей, много там было на церемонии, но все журналисты прежде всего обращали внимание на меня. Брали интервью, пафосно рассказывали всей стране, что с меня надо брать пример. Аким города, на тот момент Мархабат ЖАЙЫМБЕТОВ, сказал, протягивая мне награду: “Золотую подвеску тебе, Назира, будет вручать уже лично аким области Болатбек КУАНДЫКОВ!”. А я говорю: “Нам бы хоть какое-нибудь жилье. Мы в общей очереди на квартиру - двухтысячные. Нашей многодетной семье жить негде”. И меня заверили, что позаботятся о выделении средств из внебюджетных источников для покупки хотя бы небольшой квартиры. Мол, не оставим один на один вас, народных героев, с проблемами.
Сначала свой пост покинул Мархабат Жайымбетов, позже - Болатбек Куандыков. Кресла акимов заняли новые лица.
- Акимы ушли - обещания забыты! - с горечью бросает Назира. - К слову, в октябре пришла для меня подвеска “Алтын алка” - уже за семерых детей. Мне ее долго не вручали, все говорили в акимате, чтоб подождала, мол, будет торжественная церемония... А не было никакой церемонии! На днях пошла в орготдел городского акимата, говорю: “Вы хотя бы просто отдайте мне подвеску и удостоверение к ней”. Ее долго искали в недрах пыльного сейфа, среди бумаг нашли, отдали... И в тот момент я поняла, что даже обижаться на все это не могу - перегорело, слишком долго ждала. Больше не верю в то, что такие, как я, нужны стране, в разговоры о необходимости стимулировать демографические процессы... Они там, наверху, а мы, двигательницы этих процессов, здесь - внизу. И между верхом и низом - глухомань. Мы вошкаемся сами по себе, власть “играет в шахматы” сама по себе.

Эти материны подвески - серебряная и золотая - и есть единственные игрушки детей Назиры Сабралиевой. Младшие - Нурдаулет, Нурислам, Нурмухаммед - пока не понимают, что живут в бедности: мама рядом, накормит, согреет, обласкает, отгородит от жестокого мира. Старшие ребятишки ходят в школу.
- Им трудно, - горько улыбается Назира. - Мы на четверых школьников еле-еле к середине сентября собрали все, что нужно для учебы. И, слава Богу, дети у нас скромные, понятливые. Нурсултанчик, он в пятом классе учится, когда учительница в распутицу и слякоть попросила всех учеников носить с собой вторую, сменную, обувь, ответил ей: “Апай, в нашем доме у всех только первая есть”. Светлая головушка, всегда найдет что сказать! Но вот когда школьниками будут все семеро - нам придется действительно туго...

Наталья ДЕНИСОВА, фото автора, Кызылорда

Поделиться
Класснуть