4336

Советник и его министр

Али АМАНБАЕВ (на снимке) - единственный в стране инвалид, вхожий в кабинеты крупных чиновников. Он внештатный советник министра труда и социальной защиты населения. Недавно Али стал лауреатом премии, которую ООН ежегодно вручает самым успешным людям с ограниченными возможностями.

О награде Аманбаев, который много лет занимает пост председателя Союза организаций инвалидов Казахстана, узнал случайно. На такой успех он не рассчитывал. Некоторое время назад к нему обратились сотрудники представительства ООН в Казахстане и попросили рассказать о своей жизни. Биография “ушла” в Нью-Йорк и стала одной из лучших.
- В Казахстане много таких судеб, хотя приятно, конечно. Ведь из 120 историй, собранных со всего мира, представители ООН выбрали только 12, и одна из них - моя.
Али стал инвалидом еще ребенком. Пятилетний мальчишка ехал на лошади, животное внезапно чего-то испугалось и встало на дыбы. Али упал, при этом сильно ударился спиной. Намного позже выяснилось: произошло смещение позвонков. Постепенно начали отниматься ноги. Он много лечился, перенес несколько операций - пришлось ходить на костылях. Они, к слову, никогда не мешали Аманбаеву вести полноценную жизнь. Мужчина неполноценным себя почти никогда не считал и не чувствовал. Вспоминал о болезни только тогда, когда физически не мог преодолеть какое-то препятствие. В молодости наравне со здоровыми друзьями гулял, приударял за девушками.
- Меня всегда окружали очень хорошие люди, - улыбается Али Абильдаевич. - В этом мне повезло. Хотя все доставалось благодаря труду и юмору.
Сегодня его жизнь настолько насыщена, что, кажется, даже минуточки нет для того, чтобы задуматься о своей болезни. Мы сидим в его кабинете. Такое ощущение, что передо мной крупный чиновник: бесконечные звонки и согласования, посетители, которые то и дело прерывают наш разговор. Али Абильдаевичу приходится подстраиваться под новые правила, которые существуют в большой политике: он и сам теперь - ее часть.

Различные общественные организации давно говорили о том, что среди представителей власти должны быть инвалиды. Первой рискнула теперь уже бывшая министр труда и социальной защиты населения Гульшара АБДЫКАЛИКОВА, предложив Аманбаеву стать ее советником. Он согласился не сразу, ведь работа была связана с постоянными командировками в Астану, но все-таки сказал “да”.
- Нужно было создать прецедент, - рассказывает Али Абильдаевич. - К тому же это был шанс добиться улучшения жизни инвалидов. Ведь это общемировая прак­тика. Я был в Принстоне в США, у местного мэра помощник - инвалид. Причем, по нашим меркам, очень тяжелый: каждые полчаса он должен принимать лежачее положение, а руки у него вообще не двигаются. В Англии министром внутренних дел был незрячий, в российской Государственной думе есть инвалиды. Мы не рвались во власть и даже зарплату не просили - просто хотели наладить обратную связь с чиновниками - ведь мы лучше знаем, какие проблемы у людей с ограниченными возможностями.
В Минтруда давно уже новый руководитель, а Аманбаев по-прежнему работает. Пусть на общественных началах, но и этому он рад. Друзья иногда подшучивают: “О, целый советник министра”, но он не обижается. Наоборот, уже видит, что согласился не зря. Например, в министерстве уже говорят о том, что у акима каждой из облас­тей должен быть советник с ограниченными возможностями.
- Работы - непочатый край, - говорит Аманбаев. - Ведь у нас нет ни реабилитационных центров для инвалидов, ни нормальных условий для их передвижения, уровень их жизни оставляет желать лучшего. И нам самим нужно двигаться вперед и менять свое сознание. В США, например, есть программы, которые разработаны для решения интимных вопросов инвалидов. Например, у человека без обеих ног нарушается работа вестибулярного аппарата. Как ему заниматься сексом? Есть специалисты, которые об этом расскажут. Чего скрывать, есть фильмы-пособия, посвященные интимной жизни инвалидов. На что я считал себя человеком без комплексов, и то во время просмотра нет-нет да прикрывал глаза.

Аманбаев считает, что проблемы часто в самих инвалидах: они зачас­тую инертны. Например, он вспоминает, как долго искал в свою организацию человека на должность секретаря. Никто из людей с ограниченными возможностями не соглашался работать за 40 тысяч тенге в месяц.
- Я уже 12 лет передвигаюсь на коляске, но все равно стараюсь вести активный образ жизни, - убеж­ден Аманбаев. - Объехал весь Казахстан, вожу машину. Кто-то скажет: “Конечно, у него есть такая возможность”. Но при желании ее может найти любой. Мы, например, организовывали туристические маршруты по городу для инвалидов. Ведь среди нас есть люди, живущие в районе вок­зала Алматы 1, которые не были в центре города 15 лет! На меня обижаются, но я постоянно говорю, что государство превратило наших инвалидов в потребителей. Они привыкли говорить: “Дай”. Нужно ломать психологию не только общества, но и самих людей с ограниченными возможностями. Если ты требуешь равные права, то и сам старайся соответствовать. Иначе мы никогда не сдвинемся с мертвой точки.

Оксана АКУЛОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть