6671

Пунктик осмотра

Вопреки международным стандартам казахстанских летчиков допускают к работе по особым правилам. Казахстанские пилоты жалуются на... дискриминацию в родном Отечестве.  С недавних пор их заставили проходить обязательные медосмотры перед каждым вылетом. При этом летчиков иностранных авиакомпаний врачи не осматривают. Профсоюзы заявляют: правила должны быть одинаковы для всех. Но при этом подчеркивают: дополнительные медицинские проверки - бесполезное казахстанское “ноу-хау”.

Для кого-то это покажется удивительным, но факт есть факт: в мировой практике не принято, чтобы летчиков перед каждым вылетом осматривали врачи. Пилоты проходят полный медицинский контроль, как правило, раз в два года, который может продлиться несколько дней. Так было и в СССР, и в Казахстане до последнего времени.
Чуть больше года назад, в январе 2012-го, правительство утвердило перечень профессий, при которых регулярные медицинские осмотры обязательны. Вполне ожидаемо среди них оказались авиадиспетчеры, летчики, бортпроводники и другие авиационные работники. Однако, к удивлению многих, медицинский осмотр стал обязательным перед каждым (!) вылетом.
С тех пор у членов экипажей перед рейсом проверяют температуру тела, частоту сердечных сокращений, артериальное давление и тестируют на алкогольное или нар­котическое опьянение.
Стоит ли говорить, что такие нормы значительно увеличили рабочее время летного состава авиакомпаний. Если из аэропорта одно­временно отправляются несколько рейсов, то на медосмотре скапливается очередь. По словам летчиков, порой им приходится ждать по 30-40 минут. В условиях, когда рабочее время пилотов строго регламентировано, проводить столько времени на предполетном досмотре - непозволительная роскошь, утверждают они.

Из всех иностранных летчиков, с кем я общался, только испанцы нам говорили, что у них перед полетом есть нечто подобное. Но у них такая техника, что вся процедура проверки занимает несколько минут, а у нас значительно затягивается, - рассказал корреспонденту “Времени” председатель совета профсоюза летного состава “Эйр Астаны” Владислав ШУКЕВИЧ (на снимке). - Получается, вместо того чтобы летать, мы проходим сплошные проверки. Это выглядит не просто нелогично, а глупо и смешно.
- Считаю, что количество инспектирующих проверок перед рейсом не может решить проблему здоровья пилотов, - продолжает наш собеседник. - В Казахстане были случаи, когда летчик проходил ежегодную медицинскую комиссию, у него все было нормально, а после этот человек доходил до проходной и умирал от сердечного приступа. Почему? Потому что такие эксцессы никакая медицинская комиссия не может предупредить. К тому же летчик сам может оценить (и это его обязанность), в состоянии ли он выполнить полет. И он несет за это ответственность, вплоть до уголовной.
- Но что плохого в том, что у летчика лишний раз измерят давление?
- А смысл? Допустим, на момент проверки у летчика оно в норме - 120/80. Но ведь нет гарантии, что через 15 минут оно не поднимется из-за стресса, в котором пилоты пребывают постоянно. Для нас набор высоты - стресс, снижение - стресс, руление - тоже. Так, может, тогда врача в каждую кабину самолета посадить?
У нас в авиации вообще странная картина наблюдается: мы хотим летать на западных самолетах по западным стандартам. И в то же время вводим какие-то свои особые правила. Во всем мире процедуры упрощают, а у нас усложняют.
- Думаю, многие пассажиры со мной согласятся: новые правила медосмотра только обезопасят полет. А вдруг летчик пришел на рейс выпившим? А тут комиссия как раз его и отсеет.
- Летчики, злоупотребляющие алкоголем, определяются очень быстро и выбраковываются сразу, они даже года не смогут отработать. Возможно, такие пилоты встречались раньше. Потому что были другие самолеты, и в кабине не два человека сидели, как сейчас, а четыре-пять, и было кому подстраховать. А сейчас никто из пилотов не будет рисковать, никто не захочет лететь с подвыпившим напарником!
Вообще, по статистике, летчики приходят на работу подшофе очень редко. За границей, например, никогда постоянно не проверяют пилотов на алкоголь. Но каждая дорожащая своей репутацией авиа­компания разрабатывает свою программу безопасности, которая включает в себя внезапную выборочную проверку на алкоголь и нар­котики не только перед полетом, но и после прилета. По статистике, одного выпившего пилота выявляют раз в 5-6 лет.
В “Эйр Астане” тоже есть такая программа. И я знаю, что за все время ее существования не выявили ни одного летчика в состоянии опьянения.
По словам Владислава Шукевича, обязательному предполетному медконтролю подвергаются летчики только отечественных авиа­компаний. Пилотов зарубежных перевозчиков такая участь миновала. Почему? Ведь каждый летчик обязан подчиняться правилам той страны, откуда он вылетает. У нас есть своя версия ответа на этот вопрос: потому что никто не хочет международного скандала.

Мы обратились за разъяснением ситуации в пресс-службу Министерства транспорта и коммуникаций и получили вот такой ответ: “Главный критерий, который должен соблюдаться как правительством, так и авиакомпаниями, - безопасность пассажиров во время полетов. Соответственно, и данная норма (медосмотр летчиков перед каждым полетом. - В. Б.) была внесена в постановление исключительно для этой цели - обезо­пасить авиапассажиров... Естественно, что, перед тем как вылететь, летчик должен быть полностью готовым выполнить полет… За 2012 год было проведено более 130 тысяч предполетных медицинских обследований, по результатам которых 296 членов экипажа были отстранены от полетов, из них 284 бортпроводника, десять пилотов (!) и два диспетчера”.
Разъяснять, по каким причинам те десять пилотов были сняты с рейсов, нам не стали.
За дополнительную заботу о пассажирах можно только сказать спасибо нашему государству. Однако есть одно “но”. На медосмотре зарабатывают деньги. Причем довольно неплохие. И делает это Медицинский центр гражданской авиации при РГП “Центр обеспечения безопасности полетов”. В 2012 году за обслуживание каждого авиа­тора там взимали 140 тенге. Если учесть, что в 2012 году было проведено 130 тыс. предполетных досмотров, счета этого центра должны были пополниться на 18,2 млн. тенге. В этом году аппетиты медиков выросли, и за каждый осмотр здесь берут уже 409 тенге! По нашим данным, “Эйр Астана” за предполетный досмотр только летчиков в 2012 году заплатила без малого 5 млн. тенге. И примерно столько же за первый квартал 2013 года. И это не считая бортпроводников, которых на каждом рейсе значительно больше, чем пилотов! Неплохой бизнес, не правда ли?

Виктор БУРДИН, Алматы

Поделиться
Класснуть