8450

Робот, будь человеком


Пока мучаются только жители Алматы, Караганды и Семея,в которых есть такой автодром.

В середине мая в Алматы открылся новый автоматизированный автодром. Он расположен возле специализированного ЦОНа, которому передали все услуги, связанные с регистрацией автомобилей и выдачей водительских прав. Экзамен по вождению на новом автодроме смогли сдать лишь 15 претендентов из 96. Причем даже сотрудники, координирующие работу автодрома, признаются, что сумели проехать всю трассу без ошибок не с первого раза. По всему периметру автодрома, который имитирует городские улицы, - камеры наблюдения и датчики, фиксирующие нарушения правил. Учебные машины автоматизированы. По сути, экзамен у новичков принимает робот, а сотрудник полиции просто сидит рядом, в случае опасности он может нажать на дополнительную педаль тормоза. Изначально каждому претенденту начисляются сто баллов. За каждое нарушение свой штраф: не пропустил пешехода - минус 25 баллов, не пристегнулся, не включил поворотник - пять штрафных очков, не смог тронуться в течение тридцати секунд, проехал на красный свет - дисквалификация. Любое нарушение “съедает” очки. Если к концу маршрута на счету остается хотя бы пять из них - экзамен пройден.

На старте 18-летний Наиль АЛЬМУХАМБЕТОВ. Механический голос, раздающийся из громкоговорителя, командует: “Машина может начать движение”. Парень трогается и почти сразу нарушает правила - не останавливается перед стоп-линией. Автоматика тут же фиксирует штраф. Машина едет дальше и буксует на следующем препятствии - горке. Баллы стремительно тают.
- Все, точно не сдал, - констатируют наблюдатели.
Из громкоговорителя почти сразу доносится: “Водитель автомашины №1 не прошел экзамен”.
- Кто-нибудь засекал время? - кажется, курсант сидел за рулем от силы минуты полторы, а от начала маршрута проехал метров тридцать.
Экзамен следующей претендентки начинается с перепалки. Выясняется, что дама училась ездить на машине с коробкой-автомат, а сейчас ей придется управлять механикой. Женщина все же садится за руль.
- Она даже тронуться не сможет, - кипятится инструктор автошколы, наблюдающий за происходящим. - Почему нет машин-автоматов?
- Экзамен по вождению можно сдать только на автомобилях с механической трансмиссией, это предусмотрено специальным приказом МВД, - объясняет координатор автодрома Ануар АБИШЕВ. - Об этом прекрасно знают во всех автошколах. И мы не виноваты в том, что вы вводите в заблуждение своих курсантов. Из десяти ваших учеников только двое сдали теоретический экзамен. О каком уровне подготовки вы говорите? Те, кто хорошо водит, садятся за руль и спокойно проезжают всю трассу.
В это время над автодромом раздается уже знакомое: “Водитель автомашины №1 не прошел экзамен”.
- Этот экзамен вообще можно сдать? - Владимир КИМ, директор автошколы, курсанты которой только что провалились, настроен явно решительно. - Давайте я попробую проехать - у меня больше двадцати лет водительского стажа.
Мужчина садится в машину вместе с сотрудником ЦОНа. Тестовый заезд длится заметно дольше. Директор преодолевает несколько препятствий, останавливается перед светофором, заезжает на парковку, позади остается змейка. И тут мы снова слышим: “Водитель автомашины № 1...”. Присутствующие девушки, которым еще предстоит сесть за руль, начинают нервно смеяться.
- А как мы будем сдавать, если даже человек с таким опытом не смог проехать? - допытываются они у полицейских.
Владимиру показывают распечатку, в которой четко указано, где и какие правила он нарушил.
- Сложная трасса, - признается мужчина. - Нужно тренироваться, чтобы ее проехать. Но, может, со временем порядка на дорогах станет больше, потому что права не будут выдавать кому попало. Правда, тем, кто сейчас сдает экзамены, придется туго.
С этим не спорят и сотрудники, которые работают на автодроме. Большинство из них тоже пытались сдать экзамен беспристрастному роботу: у кого-то получилось с третьего раза, у кого-то - с пятого. Но альтернативы у тех, кто хочет сесть за руль, больше нет.
- Те, кто впервые получает водительское удостоверение, будут демонстрировать свои навыки вождения только на этом автодроме, - пояснил нам заместитель начальника регистрационно-экзаменационной работы УДП ДВД города Алматы Нурлан АМАНБЕК. - Они сдают теорию и сразу допускаются на практику. Если проходят экзамен, тут же получают права. Вскоре и все остальные, “лишенники” например, будут доказывать свои знания только здесь.
- Вы собираетесь покупать машины с коробкой-автомат, ведь на них учится большинство курсантов?
- Человек может учиться на любой машине - это его право, но экзамен он будет сдавать только на механике. Это правило мы нарушать не можем. На автодроме есть автобус, Камаз и шесть легковых машин, все с механической коробкой передач, именно на них настроено все оборудование. Сейчас же мы хотим дать возможность автошколам проводить здесь занятия - пусть осваивают маршрут. Планируем проверять на этом автодроме и навыки водителей городских автобусов.
- А навыки сотрудников дорожной полиции?
- Те полицейские, которые работают здесь, преодолевали эту трассу. Я сам сдал экзамен с первого раза, и у меня было всего пять штрафных баллов. Пока это самый высокий результат по городу. Уже сказал ребятам: если кто-нибудь проедет лучше, позовите меня - хочу посмотреть на этого человека.

Оксана Акулова, фото Романа ЕГОРОВА, Алматы

30.05.2013

С автоматикой не договоришься.


Поделиться
Класснуть