3641

Тёмное будущее

…Мятежный поселок Шыгыс под Усть-Каменогорском, жители которого две недели назад вышли на протестный марш, требуя вернуть в свои дома отключенный за долги свет, сегодня живет прежней жизнью. Власти пообещали уладить все проблемы. Живи - не хочу.
Только сами оралманы уверяют - их согнали в самое настоящее гетто, а существующая бюрократическая система не позволяет им ни трудоустроиться, ни нормально жить.
Почему репатрианты вынуждены жить в домах из “картона”, а их счета за электричество фактически оплачиваем мы с вами?

Вечером 22 мая жители Шыгыса вышли на несанк­ционированное шествие. В домах у оралманов погас свет из-за многомиллионных долгов. Возвращенцы решили дойти до Восточно-Казахстанского областного акимата в центре Усть-Каменогорска и встать под окнами главы региона Бердыбека САПАРБАЕВА. Впрочем, репатриантов быстро развернули стражи правопорядка - увещевать митингующих приехал аким области. Свет в домах оралманов появился.
Но история так и осталась темной.
...Кукольный домик Рысжан РАМАЗАН стоит практически в центре поселка. Зеленая крыша, бежевые стены - ни дать ни взять пригород какого-нибудь американского городка. Угольной кляксой на этой картинке выглядит почерневший остов недавно сгоревшего соседского дома - хозяева забыли выключить электрическое отопление. Двух детей чудом удалось спасти, сейчас они живут у дедушки.

- Зачем же вы обогреватели держите включенными, лето на дворе?
- Стены не держат тепла, в помещениях даже холоднее, чем на улице, - сетует Рысжан. - Приходится даже сейчас согреваться электричеством. Постоянно выбивает, постоянно проблемы. А про зиму даже вспоминать не хотим…
Долг Рысжан самый большой в Шыгысе - почти 400 тысяч тенге. У женщины пока нет статуса гражданки Казахстана, поэтому официально трудоустроиться она не может. Муж подрядился разнорабочим, помогает соседям по поселку: кому по строительству, кому по огороду. Денег едва хватает на жизнь.
- Дома холодные, - объясняет Рысжан. - А когда приезжала комиссия, ее отвели в кирпичные строения, где тепло. Другое жилище рядом построить нельзя - разрешения нет. Как нам быть?

- Когда начали приходить огромные счета, мы были в шоке, не понимали, почему счетчики столько накрутили, - говорит возвращенец из Китая Ханзада РЫСБАЙ (на правом снимке). - Нам никто не объяснил, что это за электрическое отопление. Зачем было селить нас в такие условия?
Ханзада вернулся на историческую родину по программе “Нұрлы Көш” в 2010 году. Он работает строителем и получает 45 тысяч тенге. Пять тысяч отдает за арендное жилье - обшитый сайдингом стандарт­ный домик из СИП-панелей, про которые чиновники говорят, что из этого теплого материала строят свои жилища даже эскимосы в Арктике. Долг Ханзады за свет 130 тысяч тенге.
Стены в этих домиках, может, и не удастся пробить кулаком, но серьезно повредить одним ударом запросто. Крыша, по мнению местных, и вовсе сделана из прессованного картона. Городские власти считают, что оралманы напрасно жалуются на то, что их дома некачественные, мол, подобных в поселке всего 25, остальные кирпичные. Правда, как выясняется, под кирпич раскрашены обычные доски, о чем госмужи умалчивают.
- Мы требуем, чтобы нам обшили и утеплили дома и провели другое отопление, - говорит Ханзада Рысбай. - Тогда проблем с долгами не будет.
- Жители видели проект, - рассказывает начальник отдела внутренней политики Усть-Каменогорска Булбул БАКИНОВА. - Там все сделано для них, рядом с каждым домом - участок 10 соток. Людям все условия созданы, сейчас задача власти - объяснить им наши законы, и они будут платить.
Население Шыгыса 2426 человек. Как сообщают в отделе занятости и социальных программ Усть-Каменогорска, многие переселенцы трудоустроены, некоторые занимаются собственным бизнесом, под который государство выделило микрокредиты. Однако жители рассказывают, что почти половина оралманов не работают - попросту негде. Жалуются на маленькие зарплаты и отсутствие рабочих мест.

- Я мету улицы и получаю за это 15 тысяч тенге в месяц, - говорит Куанган АКТАН (на левом снимке). - У меня муж-инвалид, пособие не получает, на что нам жить? Другую работу я найти не могу. Мы поставлены в такие условия, что как работники никому не нужны.
Специалисты по трудоустройству утверждают обратное: жителям Шыгыса как будто работа не нужна -
интересоваться вакансиями они перестали.
- Когда спрашиваем переселенцев о желаемых должностях и окладах, все хотят быть топ-менеджерами, - говорит начальник отдела занятости и соцпрограмм Усть-Каменогорска Сауле ЖУНУСПЕКОВА. - Еще их не устраивает то, что от зарплаты отнимают пенсионные отчисления.
Репатрианты, по информации местных чиновников, не хотят работать на зарплату меньше 70 тысяч тенге.
- Это очень требовательный контингент, - говорит Булбул Бакинова. - У многих доходы превышают уровень прожиточного минимума, некоторые поставили на своих участках теплицы, кто-то держит скот - видимо, этим и зарабатывают.
Скажем честно - мы проезжали по узким улочкам Шыгыса и теплиц ни у кого не видели. Большинство придомовых территорий поросло сорной травой, лишь изредка попадается какое-то подобие огородиков. Работать за пределами поселка многие попросту отказываются -  их казахский язык никто не понимает, так как из-за особенностей произношения он звучит скорее как китайский, а русского языка они не знают. Самостоятельно заниматься поиском работы переселенцы тоже не хотят.

Сейчас жизнь репатриантов изу­чают аж три рабочие группы: по электроснабжению, техническому состоянию жилья и социальному портретированию. Глава области распорядился перевести поселок Шыгыс на другой вид отопления. Только таким образом можно вывести жителей из замкнутого круга бесконечных долгов. Пока жителям Шыгыса предоставили отсрочку по оплате долгов - еще не ясно, на какой срок. Свет в домах оралманов продолжает гореть, обогреватели включаются на ночь, счетчики наматывают дорогие киловатты, и уже сегодня очевидно - за время отсрочки у репатриантов многотысячные долги только вырастут. В бюджете на сей раз денег на помощь жителям Шыгыса нет - в 2013 году средства в размере 11 миллионов тенге предусмотрены только на потери электроэнергии, то есть на уличное освещение и содержание трансформаторов.
О ситуации вокруг поселка Шыгыс рассказал аким Восточно-Казахстанской области Бердыбек Сапарбаев.
- Я не хочу потворствовать бесконечно этой ситуации. У них есть большая задолженность перед нашей компанией ВК РЭК за потребляемую электроэнергию, - прокомментировал глава региона. - Они не хотят за это платить. Школу им построили, детский сад построили, воду дали, тепло дали, свет дали. Еще что надо?! Вместе с тем сейчас очень много идет разговоров - взяли оплатили оралманам за свет, кредиты им выделяют, на все готовое они приехали. Мол, дайте мне дом и кредит, я тоже буду вкалывать. Это не совсем правильное отношение. Это программа президента, мы претворяем демографическую политику, очень важно, чтобы численность людей в стране росла, нам нужен каждый человек.

- Вам не кажется, что оралманов переселили в своего рода резервацию, по сути, отделив от внешнего мира? Их мятежное шествие показало, что напряженность там велика и сам поселок может стать миной замедленного действия.
- Отдельный поселок строился для того, чтобы у оралманов была возможность обжиться всем вместе, создать общину, чтобы им было проще акклиматизироваться. Сегодняшние проблемы - следствие невнимания со стороны властей Усть-Каменогорска. Репатрианты очень чувствительны, они по-особому реагируют на свои проблемы, считают, будто они никому не нужны. Мы несем за них особую ответственность, но вместе с тем и им нужно пытаться как-то влиться в общество. Там есть определенные проблемы с желанием работать, желанием создавать трудовые места.  Разумеется, мы никому не позволим просто так собраться и целой оравой пойти к акиму - я сам могу в случае необходимости приехать. Кто был инициатором этого шествия? Мы обязательно зачинщиков найдем.

Евгений ФОМИНЫХ, Усть-Каменогорск, тел. 8-7771778287, e-mail: vko@time.kz, фото Серафимы БЕРЕЗОВСКОЙ

06.06.2013

Поделиться
Класснуть