2881

Из казённого дома - в формальную семью?

Еще в прошлом году Министерство образования и науки затеяло масштабный проект: сначала сократить количество, а спустя время и вовсе закрыть детские дома-интернаты по всей стране. Мол, ребят без родительской заботы нужно передавать в семьи, а не содержать в казенных домах. Идея насчет семейного воспитания замечательная. Только вот реформа детдомов внедряется, что называется, разведкой боем. И первой жертвой может стать риддерская школа-интернат им. Гагарина (на снимке) в Восточном Казахстане.

В редакцию нашей газеты обратились бывшие выпускники риддерского интерната, обеспокоенные судьбой своей альма-матер.
- Интернат был открыт в 1960 году, а в 1961-м получил свое нынешнее название - имени Гагарина, - рассказала выпускница Айман БЕЛЬТЕНОВА. - Летом 2012 года десятки выпускников со всего мира собрались в учреждении на традиционную встречу. Здесь-то мы и узнали, что интернат хотят ликвидировать: якобы он малокомплектный и подлежит оптимизации. На тот момент там училось около ста детей. Я думаю, людям, выросшим с заботливыми родителями, будет немного сложно понять наши чувства - для нас это отчий дом, место, где прошла вся наша юность. Но даже если отбросить в сторону сентиментальность, остается вопрос: куда пойдут дети, доучивающиеся здесь и имеющие родных в Риддере? Мы засыпали обращениями и претензиями администрацию акима области, депутатов мажилиса, министерство и областное управление образования. Детский дом не закрыли. Но прошлой осенью чиновники из областного управления тихой сапой перевели 22 ученика 1-6-х классов в разные интернаты региона. Дети плакали навзрыд… У большинства из них родственники в Риддере. К началу нового учебного года еще 24 человека покинут интернат.
Активисты из числа выпускников решили приложить все силы, чтобы сохранить интернат. Пока им это удалось, но ненадолго.
- Детдом не будет ликвидирован, лишь реорганизован, - пояснила на специальной пресс-конференции и.о. начальника управления образования Восточно-Казахстанской области Айжан САДЫКОВА. - Коррекционная школа для детей-сирот имени Гагарина будет объединена со специальной школой-интернатом для детей с ограниченными возможностями в том же городе. В связи с тем что профильное ведомство не провело подготовительные работы должным образом, поднялась большая волна несогласия среди коллектива и детей. В прошлом году мы при­остановили процесс слияния учреждений. В течение учебного года соответствующая работа была проделана, уменьшен контингент детей-сирот с 6-го по 8-й класс, то есть они были распределены в другие детские дома. В ближайшие три года по мере окончания обучения такая категория детей-сирот из этого учебного заведения выпустится (и в нем никого не останется. - Е. Ф.). Теперь там будут получать образование дети, имеющие отклонения в развитии. То есть это домашние дети, которые живут в Риддере. По трудо­устройству сотрудников интерната вопросов нет. Детей, обучающихся в 7, 8, 9-м классах, мы не трогаем, никуда не выводим, они остаются в своем учебном заведении до окончания основной школы.
В интернате сомневаются, что ребятам, вырванным из привычных условий, функционеры от образования станут искать новые семьи. Нам удалось поговорить с членами коллектива гагаринского детского дома - правда, на условиях анонимности.
- Мы не против программы оптимизации детских домов, для сирот главное - жить в семье, это очень правильно и важно, - говорит одна из сотрудниц. - Но когда под лозунгом “детей - в семью” их просто перемещают из одного детдома в другой, ликвидируя возможность хоть изредка, но видеться с родственниками, это в корне неверно. Очевидно, что речь идет не о том, чтобы сделать ребятам хорошо. А о том, чтобы выполнить приказ сверху. И ведь от нас и впредь будут отселять воспитанников, чтобы в результате сократить детский дом. Ребят в основном забирают в детский дом семейного типа “Yмiт”. У них рвутся связи с родственниками - о какой семье можно говорить?
Но если у многих воспитанников есть родственники, почему же они не возьмут к себе ребят? Как нам объяснили, не все тут просто. Например, в декабре 2012 года родная бабушка решила взять опеку над воспитанницей коррекционной школы-интерната им. Гагарина Женей Б. Пожилая женщина тянула внучку более полугода, но в конце концов руки опустились. Не хватало средств, да и с подростком, требующим внимания, сложно было сладить.
- Я люблю внучку, но хочу, чтобы за ней приглядывали педагоги и специалисты. А видеться мы можем по выходным, - предложила пенсионерка.
Но летом Женю перевели в другой детский дом в связи с оптимизацией. Слез было… Сколько бабушка ни обивала пороги кон­тор - ничего не добилась. Теперь родственниц отделяют сотни километров. У девочки ведь новая семья. Ну и что, что снова казенная?
...Миша П. чуть ли не каждую неделю пишет письма бывшим воспитателям из школы-интерната им. Гагарина. У парня не сложились отношения в новом коллективе, куда его недавно переселили. Что сделают родители, узнав, что у ребенка конфликт со сверстниками? Вмешаются или переведут чадо в другой храм знаний.
У Миши нет родителей. За него уже все решили, забирая его в “семью”, в которой десятки таких же сирот.
- Кто меня в девятом классе усыновит? Это смешно, - сетует парень. - Не знаю, как еще три года протяну…
Выпускники гагаринского интерната обратились со своей проблемой к депутатам мажилиса. Дарига НАЗАРБАЕВА ответила, что реорганизовывать детский дом преждевременно: “Такие небольшие детские дома очень важны - воспитанники сильно привязаны к малой родине. Правильно, когда дети могут посещать родственников, близких людей, фактически не прерывая контакта с членами семьи. Сегодня у нас сложилась неприятная тенденция - в интернатах проживает более 10 тысяч детей в возрасте от девяти лет и старше. Их крайне редко берут под опеку. А здесь у них есть дом. При этом ребят почему-то переводят в другие детские дома - не могу понять логики закрытия данной организации. Я уже отправила на имя Бердыбека САПАРБАЕВА (аким Восточно-Казахстанской области. - Е. Ф.) официальное письмо с просьбой сохранить интернат имени Гагарина и не допустить реорганизации”.
Обращение Дариги Назарбаевой, похоже, до акимата так и не дошло. Две недели назад глава региона подписал решение о реорганизации коррекционной школы-интерната и слиянии ее со школой для детей с отклонениями в развитии.
- У проблемы так называемых малокомплектных детских домов есть решение, способное удовлетворить всех, - рассказала нам директор коррекционной школы-интерната им. Гагарина Гульнара КАДЫРГАЛИЕВА. - Наш корпус рассчитан примерно на 450 мест. Можно создать у нас 10-11-е классы, чтобы ученики доучивались в одном заведении. Учредить общежитие для выпускников, которые могут проживать в нем до 23 лет. Ни для кого не секрет, что сиротам сложно адаптироваться к жизни после детского дома. Пути решения есть. Главное - захотеть…

Евгений ФОМИНЫХ, фото предоставлено интернатом им. Гагарина, Усть-Каменогорск

Комментарий в тему

Шолпан БАЙБОЛОВА, руководитель общественного движения “Ребенок должен жить в семье”:

- Это не первый случай в Восточном Казахстане, да и в стране, когда расформировывают детские дома и детей распределяют по другим учреждениям. Казахстан взял курс на внедрение семейных форм воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, и это замечательно. Однако, к большому сожалению, все в очередной раз принимает форму кампанейщины, когда надо любыми путями достичь результатов и на очередном совещании сообщить, что количество детских домов сократилось за последние полгода еще на энное количество. В этой гонке за “хорошей” статистикой судьба детей не играет никакой роли, они просто становятся цифрами в отчетах и статистических сводках.
Когда в конце прошлого года мы делали исследование, то обратил на себя внимание такой факт: количество детдомов и детей-сирот сокращается с 2009 года, однако финансирование почему-то увеличивается. Российские коллеги нам рассказывали, что в одной из областей России делали так: детей переводили из одного детдома в другой, фиксируя при этом только убытие. Так улучшалась статистика. Я не знаю, имеют ли место подобные манипуляции у нас, но однозначно скажу, что простым сокращением количества детдомов не обойтись. Нужна система мер, направленная на развитие семейных форм устройства детей и профилактику социального сиротства, оказание помощи семье в кризисной ситуации.

14.08.2013

Поделиться
Класснуть