3955

Бремя счастья

Вполне вероятно, что уже с этого года стоимость прохождения техосмотра возрастет на 200-300 тенге. Произойти это может не из-за повышения налогов, изменения законов или каких-либо других действий государства. Все дело в том, что одна коммерческая компания требует с каждого центра технического осмотра дань - 90 тенге с машины. Тем же, кто отказывается платить, грозят перекрыть доступ к единой электронной системе учета. Как может один частник заставить платить целую отрасль 300 миллионов тенге ежегодно, разбирался корреспондент “Времени”.

Больше двух с половиной лет прошло с тех пор, как техосмотр перестал быть государственной проверкой. В начале 2011 года контроль за состоянием автомобилей передали в конкурентную среду, и по всей стране появились частные центры технического осмотра (ЦТО). Поначалу автолюбители отнеслись к этой затее без особого энтузиазма. Однако со временем многие почувствовали, что получить заветный талончик, спасающий от карающей десницы дорожной полиции, стало гораздо удобнее. Если автомобиль действительно в порядке, никто не заставит платить посредникам, как это было раньше. Посредник по­явился там, где не ждали. И требует свою долю в ультимативной форме.
- В конце прошлого года прак­тически во все ЦТО пришли одинаковые письма из акционерного общества “Национальные информационные технологии” (АО “НИТ”), - рассказывает президент республиканской Ассоциации центров технического осмотра автомототранспортных средств Александр ПОЛОНСКИЙ (на снимке). - Всех уведомили, что необходимо в кратчайшие сроки заключить конт­ракты с этой организацией. Мы провели юридическую экспертизу приложенного типового договора, который предлагали центрам, и выявили множество нарушений. Естественно, тут же обратились в Генеральную прокуратуру и Министерство транспорта и коммуникаций с просьбой прокомментировать ситуацию. Почему коммерческая организация ведет себя так, как будто представляет государство?
Александр Иванович объясняет: действительно, все без исключения ЦТО обязаны передавать информацию о проведении техосмот­ра каждого автомобиля в единую электронную систему. Есть соответствующая норма, прописанная в Законе “О безопасности дорожного движения”. Вот только там ни слова не говорится о том, что сведения необходимо пересылать через АО “НИТ” да еще и платить за это. Именно за эту процедуру компания и требует 90 тенге с каждого авто.
- С самого начала, как только началась работа частных центров техосмотра, мы собирали и передавали всю информацию самостоятельно, - говорит руководитель общественного объединения ЦТО. - Со стороны госорганов не было ни одного нарекания к такому способу передачи информации. И тут вдруг выяснилось, что электронную систему контроля разработали в АО “НИТ”, поэтому мы должны платить за это какие-то деньги.
После того как пошли жалобы во все инстанции, от владельцев ЦТО на некоторое время отстали. Но радовались они недолго. Уже в июне текущего года им вновь посоветовали заключить договоры с той же фирмой и на тех же условиях. Каж-дому пришло “письмо счастья” из Астаны. Интересна сама формулировка послания. В четвертом абзаце указано, что “данным письмом АО “НИТ” выражает желание предоставления услуг ЕИС “Техосмотр” в соответствии с законодательством РК не оказывает давления и не применяет принудительных мер к операторам технического осмотра”. Получается, что заключать контракт с компанией - дело добровольное. Не будет такой бумаги - никто твой центр не закроет, можешь и дальше проверять автомобили. Однако в самом конце письма авторы переворачивают все с ног на голову. “Сообщаем, что АО “НИТ” вправе определять доступ к ЕИС “Техосмотр” и устанавливать порядок эксплуатации системы в соответствии с пунк­том 2 статьи 18 Закона “Об информатизации”, что означает законность отказа в предоставлении доступа к системе ЕИС “Техосмотр” после 1 августа 2013 года при отсутствии подписанного договора на оказание услуг ЕИС “Тех­осмотр”. Выходит, что подписывать договор не обязательно. Но без бумаги к единой информационной системе не подступишься, потому что она принадлежит частному лицу. А владелец уже сам решает, кого пускать, а кого блокировать!
Понятно, что такое положение вещей не устроило предпринимателей, занимающихся проведением техосмотра. Они вновь стали писать письма во все органы власти. И 2 августа министр транспорта и коммуникаций Аскар ЖУМАГАЛИЕВ в своем блоге дал комментарий по этому поводу. И вновь прозвучали слова: “Понуж­дение к заключению договора не допускается”, но в то же время “операторам техосмотра необходимо обеспечить своевременное представление сведений в ЕИС “Техосмотр” по результатам проведения техосмотра”.
Уровень возмущения достиг таких высот, что Минтранс­ком был вынужден собрать за одним столом представителей общественных организаций и руководителей компании, собирающей деньги. Был на этой встрече и юрисконсульт региональной ассоциации перевозчиков “Сары-Арка” Валерий КАРЛАШ.
- Я знаю, что ряд операторов уже не могут передавать информацию в единую систему из-за препятствий со стороны АО “НИТ”, - утверждает юрист общественного объединения. - Об этом мы сообщили на встрече с Кайратом АБСАТТАРОВЫМ, председателем комитета транспортного контроля. Искусственно создана нелепая и незаконная юридическая ситуация. Третья сторона, не включенная в договор между оператором и министерством, препятствует работе центров технического осмотра. При этом услугой единой электронной системы “Техосмотр” пользуется государство, а не операторы! Нам не устанавливают программное обеспечение, мы не нуждаемся в обращении к базе данных, так как для проведения
техосмотра этого не требуется. Так почему за услуги, предоставляемые государству, должны платить центры технического осмотра? Мы задаем свои вопросы, а нам вновь отвечают, что система разработана АО “НИТ” и является ее продуктом. Да никто с этим не спорит! Сам министр Жумагалиев пишет в своем блоге, что именно АО “НИТ” выиграло конкурс по разработке системы и министерство заключило с этой организацией соглашение о сотрудничестве. Но если министерство или комитет транспортного контроля берет на себя какие-то обязательства перед какой-то компанией, то и платить за пользование объектом авторского права должны они, правильно ведь?
Четкого ответа на вопрос, обязаны ли операторы заключать контракт с “Национальными информационными технологиями” и платить за это деньги, на встрече с Кайратом Абсаттаровым так и не прозвучало. А ведь на кону ни много ни мало сотни миллионов тенге!
- Только за один год операторы техосмотра должны будут передать посреднику более 300 миллионов тенге, - объясняет Александр Полонский. - При этом автовладельцы заплатят гораздо больше, ведь ЦТО придется взимать не 90 тенге с автомобиля, а другую сумму, с учетом всех налогов и сборов. Один год - больше 300 миллионов, три года - миллиард и так далее. А за что и кому пойдут эти деньги - мы так и не можем понять. Не хочется бросаться громкими словами, но возникает ощущение, что с трудом налаженную работу центров техосмотра хотят превратить в чью-то кормушку.

Михаил КОЗАЧКОВ, фото Романа ЕГОРОВАи Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Комментарий в тему

Свою точку зрения на сложившуюся ситуацию по просьбе газеты “Время” высказал председатель правления АО “Национальные информационные технологии” Руслан ЕНСЕБАЕВ (на снимке). Он еще раз подтвердил, что никто не вправе заставлять владельцев центров технического осмотра заключать контракты с его организацией.

- Для начала хочу обратить ваше внимание на следующее. Никто, я думаю, сегодня не сомневается в том, что автоматизация процессов делает их прозрачными и эффективными. И мало кто сомневается в том, что технический осмотр автомобилей необходим. Но, к сожалению, мы знаем, что существовали и, пока процесс полностью не автоматизирован, остаются факты выдачи талонов “заочно” без проведения осмотра, либо специалисты закрывают глаза на некоторые неисправности. То есть неисправные автомобили продолжают ездить и угрожать жизни людей и загрязнять окружающую среду.
Созданная нами информационная система “Техосмотр” решает ряд задач. И одна из главных - это исключение человеческого фактора. Мы в онлайн-режиме по факту проведения техосмотра автоматически собираем информацию в единую базу, на которой реализуем ряд полезных сервисов как для сотрудников дорожной полиции, комитета транспортного контроля, операторов технического осмотра, так и для самих граждан.
При этом АО “НИТ” никого не заставляет и не принуждает заключать договоры. В случае несогласия с условиями договора ЦТО могут продолжать работать, механически забивая данные о техосмотре, и самостоятельно отправлять их в МТК.
Но тут наверняка встанет воп-рос обеспечения гарантий достоверности передаваемых данных, так как в этом случае уже существует возможность корректировки данных. В случае использования сервиса ИС “Техосмотр” данные передаются автоматически из специализированных систем без участия человека.
Отмечу, что ранее за сбор, хранение и отправку данных в систему ЦТО приходилось оплачивать различные суммы различным компаниям. И это были суммы порой больше, чем 90 тенге.
Теперь же им, наоборот, предлагается более выгодный вариант, который, во-первых, будет дешевле, во-вторых, даст массу преимуществ в работе. А в будущем планируется расширение перечня услуг для операторов технического осмотра.

27.08.2013

Поделиться
Класснуть